МААМ-картинки

Коренные народы Сахалина

АННА ТЕПЛОВА
Коренные народы Сахалина

Коренные народы Сахалина

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Улыбка»

г. Долинск Сахалинской области.

ТЕМА: Коренные жители Сахалина.

Выполнила: воспитатель

Теплова А. Г.

Г. Долинск

2017 год.

Содержание

I. Народности 4

1.1. Нивхи 4

1.2. Айны 4

1.3. Нанайцы 5

1.4. Ульты 7

II. Традиционные занятия 8

2.1. Охота 8

2.2. Рыболовство 8

Публикация «Коренные народы Сахалина» размещена в разделах

2.3. Разведение домашних животных 9

I.Народности

1.1. Нивхи

Много веков живут на острове Сахалин нивхи, одна из древнейших народностей, обитавших в нижнем течении реки Амур. Позднее сюда переселились ороки (ульта, эвенки и нанайцы.

Нивхи — наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Они занимались рыболовством, промыслом нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя.

Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. Важную роль в жизни ороков играли рыболовство и промысел морского зверя.

Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. Далеко за пределами Сахалинской области известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции.

1.2. Айны

В отличие от других коренных народов Сахалина и Курил, чистокровных представителей айнского народа в Сахалинской области не осталось. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года, на островах проживали три человека, указавших национальную принадлежность «айн». Всероссийская перепись населения 2010 года также показала, что в области живёт три человека этой национальности. Причём они были детьми в браке айнов с другими народами, как, например, Кунико Дулюдина (дочь айна и японки).

Айны – потомки древнейшего населения Японских островов, Южного Сахалина и Курильских островов. Так сложилось, что на протяжении довольно значительного периода времени земли айнов разделяли дальневосточные владения России и Японии. Выход русских землепроходцев на побережье Тихого океана, открытие Сахалина и Курильских островов, их исследование, заселение и хозяйственное освоение совпали по времени с подобным освоением японцами о. Хоккайдо. К середине XIX века курильские и сахалинские айны в основном становятся подданными России, хоккайдосские айны – подданными Японии.

Во второй половине XIX – первой половине XX вв. государственная принадлежность айнов неоднократно менялась. Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все айны стали японскими подданными. В этот период сахалинские и курильские айны подверглись сильнейшей японизации.

Согласно статистическим данным, на Сахалине к концу 1941 года проживало 1 272 представителя айнского народа. Но в период 1945–1949 гг. большая их часть покинула остров. Японские учёные рассматривают этот процесс как репатриацию (возвращение японских подданных на родину). В России же существует иная точка зрения. Среди причин внезапного переселения называются родственные связи айнов с Сахалина и Хоккайдо, общая японизация айнского общества, многочисленные слухи, якобы русские не удержатся долго на Сахалине и будут в итоге побеждены японцами, а айны, оставшиеся у русских, будут рассматриваться как изменники.

После 1990-х годов в Японии был проведён социологический опрос сахалинских айнов, покинувших остров, с целью выяснить, насильственным ли путём производилось переселение или на добровольной основе. Основными побудительными мотивами были названы:

1. незнание языка и нежелание жить под надзором коммунистической партии;

2. ощущаемая нехватка продовольствия;

3. родственники некоторых уже переселились на Хоккайдо;

4. наличие японского гражданства.

Айны, получившие советские паспорта, вследствие давления властей вынуждены были в графе «национальность» писать не «японец», а «айн». Многие из них вскоре «теряли» документы и переправлялись на Хоккайдо. Те немногие айны, которые решили остаться на Сахалине, быстро растворились в массе пришлого населения.

Основными видами деятельности айнов за всю их многовековую историю были охота, рыболовство и торговля, сохранявшиеся как в период японского господства над Южным Сахалином, так и во время СССР.

II.Традиционные занятия

2.1. Охота

Охота давала мясную пищу членам общины, а также материал для пошива одежды и обуви В горах охотники добывали медведей, дикого северного и благородного оленей, кабаргу, зайцев, лисиц, соболей, белок. Для поимки крупных животных использовали разные способы. В древности в охоте на медведя использовали копье. На звериных тропах ставили петли, капканы, самострелы и другие приспособления. Охотники наряду с дорогим огнестрельным оружием охотились с помощью лука и стрел. Наконечники копий, инкрустированные серебром и обычно хранившиеся в специальных чехлах, были эталоном богатства в общине и передавались по наследству от отца к сыну.

В прошлом с распространением меновой торговли и ростом спроса на пушнину на китайском, а затем и русском рынке среди аборигенов стала быстро распространяться добыча пушного зверя. Охота проводилась зимой, когда мех пушных животных был особенно хорош. В снаряжение охотника кроме орудий промысла и оружия, съестных припасов входили лыжи-голицы с гладкой поверхностью либо подбитые оленьим мехом (камусом) или мехом нерпы. Мех был необходим, чтобы не скользить по насту, не проваливаться в глубокий снег. В день охотник проходил в полном снаряжении до 20 километров. Продажа шкурок приносила хороший доход хозяйствам. Пушнину меняли на продукты питания (рис, крупу, соль, сахар, водку, табак, изделия из металла, украшения, ткани, и другие вещи в китайских и японских торговых факториях, а со второй половины XIX века - и в торговых лавках русских купцов и торговцев.

Весной и осенью ловили перелетных птиц (лебедей, гусей, которые в огромных количествах прилетали на заливы и озера Сахалина. Была распространена охота на глухарей, на морских птиц. Уйльта и нивхи собирали яйца птиц.

2.2. Рыболовство

Рыболовство было важным занятием коренных народов Сахалина и Приамурья. В этом промысле были заняты все члены семьи: мужчины и дети ловили рыбу, женщины занимались ее разделкой и приготовлением. Лососи, идущие на нерест с июня по октябрь, а также многие другие виды рыб, являлись основным продуктом питания.

В различных районах у общин существовали разные способы и приспособления ловли рыбы: на открытых морских участках, в заливах строили заездок, использовали сеть, невод, на реках использовали сети, гарпун, разные виды остроги, удочки, крючки, ловушки.

Уйльта также для рыбной ловли в реке использовали острогу со съемным крючком (таасума, ловушки, сплетенные из веток ивы в виде корзины, массивные крючки для ловли тайменей и кеты. В заливах Охотского моря рыбу ловили сетью.

У нивхов был распространен и древнейший способ добычи рыбы - с помощью сети, которая ставилась с берега при помощи длинного шеста с развилкой на конце. До настоящего времени нивхи Амурского лимана и -Сахалинского залива используют оригинальный способ - заездок (мыр) в виде деревянного заграждения в форме буквы «Г». Нивхи реки Тымь рыбачили с помощью специальных ловушек и острогами с различными типами крючков "(матл, чевл). Любо- ' пытно, что для ловли лососей в реке все сахалинские аборигены использовали один и тот же тип. остроги со съемным крючком. Однако названия орудия были. разные - в айнском «марек», уйльтинском «таасума», нивхском «матл».

В больших количествах ловили сельдь, из которой вытапливали жир. Сельдевой промысел был популярен среди сахалинских айнов (Онуки-Тирни, 1996). Зимой коренное население занималось подледным ловом рыбы на озерах, заливах, реках с помощью удочки-махалки. У нивхов северо-восточного побережья был популярен подледный лов наваги специальной сетью. Рыбу не только ели, шкурки рыб готовили для шиться одежды и обуви.

2.3. Разведение домашних животных

Разведение домашних животных было распространенным занятием у народов Приамурья и Сахалина. Нивхи, нанайцы, ульчи разводили ездовых собак для упряжки в нарты. Причем исследователи прошлого отмечали наличие особенной породы сахалинских ездовых собак у нивхов. Существовали свои секреты и правила селекции породы, дрессировки животных и запряжки в цуг. Животные были выносливы и не боялись суровых зим. Они перевозили на нартах разные грузы на десятки и сотни километров.

Уйльта и эвенки разводили домашних северных оленей для использования в качестве транспорта. Они ездили верхом на оленях, запрягали их в нарту, навьючивали на них грузы. Как отмечали уйльта, сахалинские олени местной породы были выше и упитанней тех особей, что попали с материка вместе с эвенками. Многие столетия оленеводство было важной этнокультурной чертой уйльта, предки которых сформировали свою систему доместикации таежных животных и выработали свой жизненный уклад. Так, уйльта летом кочевали в прибрежной зоне Охотского моря, где лето влажное и прохладное – часты туманы и дожди. Эта погода прекрасно подходила северным оленям, плохо переносившим жару. Они паслись на вольном выпасе без коралей (специальных изгородей, где устраивали дымокуры). А люди могли спокойно готовить рыбу на зиму в реках и заливах, особенно не заботясь о пропитании оленей.

В культурах коренных народов домашние животные занимали особое место в ритуалах и мифологии. Так, во время медвежьего праздника нивхи убивали ритуальную собаку. Она считалась проводником «души» медведя к хозяину гор. Это было необходимо для будущего возрождения зверя.

Из рассказов уйльта стало известно, что во время поминального обряда по покойному родственнику умерщвляли домашнего оленя белой масти. Считалось, что олень будет нужен умершему в загробном мире для кочеваний.

В нивхском мифе о сотворении земли участвовал и олень. Главное божество Тайрхнанд еха, верхом на олене и бил хлыстом налево и направо. От этих ударов рождались реки и горы. В мифологии эвенков был известен образ летающего оленя.

2.4. Применение лекарственных растений аборигенами о. Сахалина.

Изучение использования растений для медицинских целей аборигенами острова может значительно расширить наши знания о лекарственных свойствах и возможности применения гораздо большего числа видов растений. Этнографы, изучавшие нивхов, ороков, эвенков Сахалина, привели данные по использованию ими всего около двух десятков лекарственных видов растений.

В обиходе народов Сахалина использовались «лечебные» амулеты в сочетании с лекарственными травами, совмещая, таким образом, «охранные» и лечебные функции. Лингвист, этнограф, исследователь языков народов Севера Е. А. Крейнович привел также сведения о 18 лекарственных растениях у нивхов Сахалина, из которых русские названия семи видов остались неизвестными: токе кок рамк, канилх темр, кавня, охт золер, продемр, тят зигр; идентифицированы ель, пихта, дуб, ива, рябина, осина, багульник, можжевельник, подорожник, гриб чага, камыш. Этот список можно дополнить из нивхско-русского словаря женьшенем, лиственничной смолой, применявшейся для лечения ран, в нем также содержатся введения о таких понятиях как ыкила бук – ядовитый гриб; тыф – опухоль, нарыв, волдырь; парву – съедобная трава; выркть – гнить, вылкохт – смесь лекарств; охт – лекарство, порошок.

Тысячелетиями формировались знания дальневосточных народов о лекарственных свойствах местных видов растений, об их морфологических отличиях, о степени полезности и вредности, подбирались народные названия каждому применяемому растению и целым группам. Названия указывают на определенные свойства объекта: цветовые особенности (пагла алс – красная ягода, брусника, морфологические признаки (канилх темр – собачий лист-язык, пила алс – большая ягода, шиповник, экологические (хыйк пырк –заячий суп, тол ас – водяной ас, белокопытник, тыл ас – болотная ягода, клюква, метафорические (чхар наврки – древесная шерсть, лишайник-уснея; милк мла – чертово ухо, гриб; хискыр – название растения от слова «гнида» – насекомого). Интересны фитонимы оценочной характеристики: щавель – хапсш – от «соленый», охт зомр – «лекарственный лист», ногла чныр – «пахучая» трава.

Из поколения в поколение («старые люди говорили») передавались сведения о том, что если съешь много зеленых ягод боярышника, можно отравиться, что привлекательные ягоды некоторых жимолостей, майника, арктоуса – несъедобны, что особо сильное отравление вызывают семена термопсиса. Методом проб нивхи узнали, что корни дудников – горькие, но если их несколько раз вымыть в воде, то горечь частично исчезнет, что одно зонтичное растение можно есть в свежем виде, а другое – только зимой, после вяления или хранения на морозе. Для улучшения вкусовых качеств корни тукса-горца специально на осень зарывали в ямы. Эти народные знания не были неизменными, на различных этапах частично утрачивались, изменялись или пополнялись. Так в Ныурво на полуострове Шмидта во время войны колхозники-нивхи выращивали табак, в стойбище Иыйво на заливе Чайво нивхи вместе с другим населением заготавливали для фронта траву бессмертника.

Примеры употребления растений в качестве лекарственных средств

Ель аянская – туськ, пишу, пры, прун

В обряде «кормления» охотник-нивх ритуальную пищу бросал в костер на еловой веточке. При обряде «очищения» после родов женщины пропаривались на нагретом камне, покрытом тальниковой корой (или стружками) и хвойными ветками. Младенца при кашле обмывали водой с еловой веточкой. Смолу специально заготавливали для лечения ран, серу использовали расплавленную. Смола ели, пихты, лиственницы считалась кровоостанавливающим средством. Отваром елочки промывали глаза.

Пихта сахалинская – нарни, нярнги

Использовалась в обряде «очищения» роженицы, когда ветки пихты бросали в кучу горячих углей. Смола использовалась для лечения глаз, считалась кровоостанавливающим средством.

Кедровый стланник – хим, химн

При жаре, простуде ребенку клали на грудь нагретые веточки, лечили нарывы, парили мозоли, отваривали при цинге, наскобленные мелкие стружки подкоркового слоя прикладывали на гноящуюся рану. Стлаником (лучше весной) парили при ревматизме поясницу, прикладывали и обтирали нагретыми в воде стружками и веточками, водой обтирали ноги, суставы. Ороки лечили нарывы нагретыми на костре веточками или пропариванием.

Можжевельник сибирский – ойра, ойре, ойри, ойр.

На Охотском побережье Сахалина ягоды кустарника считали хорошим средством при эпидемиях и кашле, веточки с ягодами развешивали снаружи дома над дверью. Тауч, желая обезопасить дом от молний, грома, сжигал на печке ветки или забрасывал на чердак. В этих случаях ойре выполнял магическую роль оберега, так как, по представлениям нивхов, черт боится иголок, ягоды и дыма этого растения. По указанию шамана ветками окуривали помещение. Сахалинские нивхи окуривали помещение и без шамана – в случаях тяжелых болезней: при гриппе, при эпидемиях, после смерти человека. Можжевельник нередко жгли вместе с багульником. Ягоды ели при гриппе, поносе, кашле, астме, болях в горле.

Осина обыкновенная. – каньчхар

Кору скоблили ножом и натирали спину, грудь, голову простуженного ребенка.

Ольха Максимовича. – хань, ныкс, хевни, хэуни Распаренные стружки ольхи прикладывали к ране. При нагноении пореза нижнюю часть листа прокалывали иголкой и прикладывали к больному месту, настоем листьев парили ноги, «шишечки» отваривали при поносе, почками лечили глаза.

Рябина бузинолистная – мезла накс, митяк, метяк, коск

При кашле младенца мыли настоем на коре, ветвях, древесине. Мелко наскобленным лубом парили, накладывали на нарывы. Митяк ныкс кипятили и грели, парили суставы. При болезни горла старик наскабливал мелкую как вата стружку – чавр, ее кипятили и прикладывали завернутой в заячью шкурку, чтобы сохранить тепло. Ороки кипятили сок и пили при поносе.

Черемуха азиатская – кып, кап

Ели ягоду, пили отвар, когда болел живот, для этих целей на Амуре ягоду сушили впрок. При поносе взрослый ел ягоду, а ребенку давали сок. Черемуховой стружкой перевязывали рану. Ороки с. Вал также пили сок, из него делали и вино. Плоды использовали от поноса (ягоду и листья отваривали, ягоду сушили на зиму.

Береза белая. – хивс, хивс дигр

Ороки березовый сок давали при поносе детям. Эвенки от болей живота использовали настойку или отвар березовых почек. Многие дальневосточные народы пользовались в качестве бинта тонким слоем бересты. Интересно, что гольды при сыпи и коросте прикладывали именно свежую бересту.

Багульник крупнолистный – тыкр

Багульник для нивхов – «сильный оберег». При детских болезнях на елочку вешали связки его листьев. Шаман у нивхов выступал в роли врачевателя. Дымом окуривали головные стружки, бубен, колотушку, юбку шамана, тело больного и здорового человека, вернувшегося из селения, где была эпидемия, веточки сжигали перед и во время шаманского обряда, окуривали помещение после смерти. Нетрудно усмотреть в этих действиях желание «отогнать» дымом и запахом духа болезни.

В обряде камлания шаман выпивал воду с опущенной в нее веточкой ели или пучком багульника. Вдыхаемый шаманом дым и настой багульника, видимо, действовали как наркотик и, наверное, заменяли у нивхов использование мухомора, широко практикуемого народами Камчатки и Курил.

Багульник широко применяли при лечении детей и взрослых от кашля, больного младенца при этом обмывали, а взрослые пили отвар, сжигали в комнате растение. Тыкр чох – отвар сухих веток – употребляли при легочных и желудочных заболеваниях. При простуде делали багульниковый компресс, заворачиваемый в березовую кору. Отвар повсеместно на острове пили от расстройства желудка, при поносе. При поносе, болях в желудке в Ногликах принимали водку с цветками и мелко нарезанными листьями багульника. Нивхи, и ороки промывали глаза отваром или густым настоем. Багульником (лучше весной) парили поясницу, окуривали при рождении ребенка и мать. Эвенки сжигали на плите листья для уничтожения «нехорошего запаха».

Список литературы

1. Айны : проблемы истории и этнографии : [сборник статей]. – Южно-Сахалинск : ИМГиГ, 1988. – С. 3–4.

2. А. П. Чехов и Сахалин : взгляд из XXI столетия : материалы международной научно-практической конференции, 21–22 сентября 2010 года. – Южно-Сахалинск : Колорит, 2011. – С. 95–96.

3. Роон Т. П. Коренные народы / [Т. П. Роон; отв. Ред. М. М. Прокофьев]. – Южно-Сахалинск, 2010. - С. 25.

4. Колосовский А. С. Применение лекарственных растений аборигенами о. Сахалина // Краевед. бюл. – Южно-Сахалинск, 1990. – № 4. – С. 120–142.

5. Василевич Г. М. Эвенки : историко-этнографические очерки (XVIII–начало XX в.) / Г. М. Василевич ; АН СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. – С. 174-179.

6. Легенды и мифы Севера : Сборник / [сост., примеч. В. М. Санги; вступительная статья А. В. Пошатаевой]. – М., 1985. – С. 191-194.

7. Соловьева О. Ф. Современные праздники коренных малочисленных народов Сахалина // Вестник Сахалинского музея. - 2013. - № 20. - С. 80-86

8. Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов : религиозные воззрения в традиционном айнском обществе. - Москва : Наука, 1988. – С. 95–128.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Такие разные народы мира» Сегодня мы с вами познакомимся с народами мира. Мы будем рассказывать о народах в прошедшем времени, потому что в наше время жизнь многих.

Дидактическое пособие «Народы России». Мастер-классДидактическое пособие «Народы России». Мастер-класс Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Конспект занятия «Дикие животные Сахалина» .

Конспект занятия «Какие они-народы Поволжья?» Конспект совместной деятельности по организации выставки по теме: «Народы Поволжья» Вид интегрированной деятельности: познавательная, социально.

Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Сибири» (краеведение) Коренные жители Сибири. Расширять представления детей о коренных жителях Сибири (телеуты, шорцы). Познакомить с историей жизни их традициями,.

Круглый стол для педагогов «Народы земли ямальской: диалог культур» Круглый стол: «Народы Земли Ямальской – диалог культур». Цель: 1. Вызвать интерес к беседе на тему: «Толерантность». 2. Развить способности.

«Народы дальних стран». Пластилиновые макеты«Народы дальних стран». Пластилиновые макеты Такие макеты мы выставляем на стенде между уголком природы и патриотическим уголком. Они используются на НОД по ознакомлению с окружающим.

Сценарий мероприятия «Народы Крыма: крымские татары»Сценарий мероприятия «Народы Крыма: крымские татары» «Народы Крыма –Крымские татары» (Сценарий мероприятия для коллектива и детей ДОУ, проводится в два этапа: для педагогов и техперсонала.

Сценарий педагогического мероприятия «Эвенки — коренные народы Приангарья» Сценарий педагогического мероприятия «Эвенки – коренные народы Приангарья» Педагог: старшая группа Попова Т. В. Форма проведения: занятие.

Творческо-информационный проект: «Народы Севера». Тема проекта: «Жизнь и быт народов Севера». Вид проекта: среднесрочный, творческо – информационный. Участники проекта: дети старшей группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коренные народы Сахалина
Опубликовано: 16 мая 2017 в 07:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД