Людмила Кикина
Космическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Что за странный предмет - "КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ”? Дети его попросту называют "космос". Можно подумать, что речь идет о звездах, планетах, спутниках и ракетах. Не совсем. Не совсем. Нельзя также сказать, что это измененное старое доброе природоведение. Иногда к этому названию прибавляют понятие МЕТА, объясняя, что ребенок получает первые сведения о физике, химии, биологии, истории, географии, астрономии, и многом другом.
Публикация «Космическое воспитание» размещена в разделах
Центральная идея космического воспитания - познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории и в природе. Микрокосмос - это я, мой дом, мая мама, моя школа. Макрокосмос - тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на самого себя, свою естественную природу и поймет, что развитием необходимо управлять сознательно.
Так мы понимаем философскую основу метапредмета "Космическое воспитание”. Среди русских философов, проповедующих идеи "космизма", были Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский. Этими идеями увлекался в свое время и Л. Н. Толстой. Мария МОНТЕССОРИ придала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь. Как, работая с детьми, научить их быть наблюдательными, восхищаться каждой, даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Разрабатывая космическое воспитание как предает изучения, мы основывались прежде всего на том, что необходимо сохранить и поддержать детское восприятие мира как единого целого, оставшееся у ребенка с младенческого возраста. Малыш не хочет ждать когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыт по физике, а про звезды расскажут лишь на астрономии в 11-м классе. Ему уже сейчас, в 5-7 лет, все это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Разумеется, взрослые пока не в силах ответить на каждый вопрос ребенка. Каша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда в большинстве случаев малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.
Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: учитель рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной свободной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок и историй, докладов, отгадыванием загадок и кроссвордов и придумыванием их, моделированием предметов и ситуаций, пантомимой, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчетом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное значение, так как одна их основных идей курса - проживание смыслов урока. Память о них - собственные учебники, рисунки на стенах, модели на полках, афиши спектаклей и выставок.
Самостоятельно упражняясь с дидактическим материалом, который всегда лежит на полке, ребенок исследует окружающую среду.
Под рукой ребенка всегда должны быть склянки, пробирки, лупы и прочие аксессуары для экспериментов и исследований Должен же ребенок получить дарованное ему природой право на собственное развитие. И кто, если не мы, взрослые, признан обеспечить ему условия для этого. Можно, конечно, вывести ребенка ночью в чистое поле и показать ему млечный дуть. Но чудо происходит лишь раз в жизни. На вторую ночь звездное небо захочется изучить, разобраться как оно устроено. А это лучше делать днем в группе, среди книг и специальных материалов, подготовленных взрослыми.
ВОДА ИЗ СНЕГА (возраст 5-7 лет)
Материал. На маленьком подносе стоит свечка в подсвечнике, миска со снегом, ложка, чашка для воды. Зажигалка, тряпочка.
РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ. Ребенок ставит перед собой материал. Воспитатель помогает ему зажечь свечку. Ребенок набирает на ложку немного снега и держит над пламенем свечи. Когда снег растает, он сливает воду в чашку. Работа продолжается. В конце занятия свечка гасится. Мелкие капли с подноса удаляются тряпочкой, миска от снега вытирается насухо.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА (возраст 5 - 7 лет)
Цель упражнения. Узнать состав Солнечной системы, названий планет и порядок их расположения.
Материал. Шары различной величины (деревянные, глиняные, папьемаше) с номерами от 1 до 9, толстые нитки или шнурки для обозначения орбит, Солнце. Контрольная карта с изображением Солнечной системы, билетики с названием планет 3 Марс, Земля и т. д.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ. После презентации материала ребенок выкладывает на ковре из ниток девять орбит, кладет в центр Солнце и располагает шары по порядку на орбитах, Затем к каждой планете кладет билетик с названием. (Контроль осуществляется с помощью контрольной карты.)
КОММЕНТАРИЙ. Для дальнейшего освоения Солнечной системы можно услож нять задания: снабдить планеты спутниками, текстами о температуре, воздухе и т. д.
ЛУКОВИЦЫ В ВОДЕ
МАТЕРИАЛ. Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных бокала, 3-4 крупных луковицы гиацинтов, каштанов или обычного репчатого лука (чеснока). Кувшин с водой.
РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ. Ребенок приносит материал на стол. Он разливает воду из кувшина по бокалам. Затем аккуратно вставляет каждую луковицу в горлышко. Она не должна провалиться в воду.
Когда все готово, поднос с посаженными луковицами выставляется к свету и ведется наблюдение за ними: появление корней, стебля, листьев, цветение.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
Цель упражнения. Научиться работать со справочной литературой, составлять доклады.
МАТЕРИАЛ. Карточки с изображением животных, растений, предметов и т. д. Карточки с короткими текстами к ним, билетики с названиями, коробка или корзинка с отделениями.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ. Ребенок выбирает любую карточку и подбирает к ней билетики с названиями. Затей подбирает текст и прочитывает. (Контроль осуществляется по контрольным точкам на обратной стороне). КОММЕНТАРИЙ. Коллекцию карточек энциклопедии лучше начать с животных и растений, постепенно дополняя биографиями знаменитых людей, описаниями различных изобретений и т. д. Важным стимулом к работе с энциклопедией является составление докладов дня зачитывания в кругу.
БОДА - СУША (возраст 5 - 7 лет)
Цель упражнения. Узнать различные виды земной поверхности (равнина» гора, холм, остров, полуостров, виды водоемов (река, озеро, море)
МАТЕРИАЛ. Фанерное или картонное поле –(лучше с выдвигающейся крышкой с нарисованными озером, морем, рекой, равниной, горой) (картонные или глиняные, остров, холм, полуостров ; бумага для рисования, карты, карандаши, билетики с названиями /река, озеро и т. д. /
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ. Ребенок достает из коробки билетики, прочитывает их и развешивает или кладет к соответствующим предметам. ( Работе предшествует трехступенчатый урок о незнакомых понятиях: остров,
полуостров, холм, равнина). Затем ребенок рисует карту местности на бумаге.
КОММЕНТАРИЙ. Если работа с материалом проводится на кругу с группой детей, есть смысл дополнить ее личными их впечатлениями о морях, реках, горах, где они побывали с родителями.
Упражнение расширяет кругозор ребенка, пополняет словарный запас и понятийный запас.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Литвян Е., Хилтунен Е. Космическое воспитание /Педагогика Марии Монтессори в школе/«Учит. газета 1995 г. №17-18/4 июля/