МААМ-картинки

Краеведение в предметно-пространственной среде детского сада (11 фото)

Самойлова Олеся Петровна
Краеведение в предметно-пространственной среде детского сада

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Публикация «Краеведение в предметно-пространственной среде детского сада» размещена в разделах

Дошкольный возраст - самоценный и неповторимый этап в жизни каждого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые по крупицам начинают закладывать в ребенка основы нравственных и патриотических качеств. Осознание значимости воспитания у подрастающего поколения любви к родному краю побудило коллектив нашего детского сада заняться краеведческой работой. Поэтому, с сентября 2018 года детский сад "Росток" принял участие в апробации «Проекта программы краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области». Данная программа создана для организации краеведческого образования детей дошкольного возраста, как основы нравственно - патриотического воспитания, и является региональным компонентом части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.

В нашем детском общеобразовательном учреждении реализация проекта программы осуществлялась через организацию образовательной и творческой деятельности с детьми, просветительскую работу с родителями и повышением профессиональной компетентности педагогического состава. Конечно же, внедрение данной программы было связано с пополнением и изменением предметно - пространственной среды нашего ДОУ.

Прежде всего, в группах нашего детского сада появились или дополнились уже имеющиеся центры Краеведения. Целью создания данных центров является всестороннее изучение «малой родины» : родного поселка, района, области, близлежащего города. Нами поставлены следующие задачи создания центров Краеведения : расширить кругозор дошкольников, способствовать нравственному становлению личности, расширить область социально-нравственных ценностей, пробудить любовь к родному краю, городу, стране, способствовать развитию речи, мышления, воображения.

При оформлении данных центров педагоги нашего детского сада руководствовались следующими требованиями: хорошая освещенность в дневное и вечернее время, целесообразность размещения материалов, доступность, эстетичность, научность, достоверность.

В каждой группе воспитатели наполнили центры Краеведения в соответствии с возрастом воспитанников. Так, например, для младшего дошкольного возраста (4-й год жизни) подобраны следующие материалы: альбомы: “Наша семья”, “Улицы нашего поселка”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, стихи о родном городе, сказки Сибири, потешки, скороговорки, папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Сибири”, “Наш поселок во все времена года”, книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”, образцы декоративно-прикладного искусства (Новосибирская область, куклы в русских народных костюмах, совместные работы из бросового и природного материала. Фото №1

Краеведение в предметно-пространственной среде детского сада

Уголок Краеведения средней группы (5-й год жизни) дополнился альбомом «Моя Россия», тематическими папками с фотографиями и иллюстрациями, открытками, альбомами, посвященными достопримечательностям поселка Тулинский и его знаменитым жителям, макетами комнаты – горницы и крестьянского подворья, а также картотекой русских народных игр. Кроме того, для детей среднего дошкольного возраста в центре Краеведения добавлены элементы государственной и областной символики (флаг, герб, аудио и видео материалы о природе родного края. Фото №2

Фото №1 Лихачев писал Воспитание любви к родному краю к родной культуре к родному городу к родной речи задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать

Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) воспитатели совместно с родителями изготовили тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», подобрали книги поэтов и писателей Новосибирской области, карты Российской Федерации, города Новосибирск, Новосибирского района. Была подобрана художественная литература, открытки, настольные игры про Новосибирскую область, город Новосибирск, наш родной Новосибирский район.

Педагоги каждой группы творчески подошли к оформлению уголков Краеведения. Знакомя детей с достопримечательностями нашего поселка, города, области, разговаривая об улицах, на которых живут дети, педагоги вместе с родителями воспитанников подобрали интересные исторические факты, фото- и видеоматериалы. В итоге этой работы, в группах появились альбомы «Достопримечательности поселка Тулинский», «Улицы нашего поселка», «Место, которое я люблю», «Любимые места отдыха моей семьи», "Животноводческая ферма", "Труд в поле", "Река Тула", "Природа нашего края", "Новосибирский район", "По страницам прошлого". Так как тема «малой родины» достаточно узкая, в продаже нет краеведческих дидактических игр, поэтому, педагоги вместе с ребятами изготовили различные настольные игры: игры - бродилки, мемо, пазлы, лото, домино. Фото №3

Фото №2 Но как воспитать эту любовь Она начинается с малого с любви к своей семье к своему дому

А ребята подготовительной группы вместе с воспитателями создали макет нашего поселка с мельчайшими подробностями расположения домов, улиц и достопримечательностей.

Стоит отметить, что ребятишки проявляют неподдельный интерес, принимая непосредственное участие в создании центров Краеведения в нашем детском саду. В коридоре ДОУ уже давно существует стенд, посвященный символике родного края, а совсем недавно в нашем детском саду появился стенд "Милый сердцу уголок", в оформлении которого непосредственное участие принимают не только педагоги, но и наши воспитанники, которые с гордостью приносят фотоматериал с изображением достопримечательностей нашего поселка. Ребятишки с удовольствием позируют на фоне любимых мест своей малой родины и проявляют себя в роли юных фотографов. Ну а наши воспитанники, их родители и гости детского сада любуются их работами.

Фото №3 Постоянно расширяясь эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству к его истории его прошлому и настоящему а затем ко всему человечеству

Широко известно, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, следовательно, в ходе воспитательно- образовательного процесса необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, онлайн - экскурсии, важно знакомить детей с реальными предметами и материалами : старинной мебелью, одеждой, посудой, орудиями труда, предметами народного быта. Именно поэтому, для погружения наших воспитанников в атмосферу народного быта, в помещении детского сада был организован мини-музей «Русская изба». Подобного рода музей существовал ранее в нашем дошкольном учреждении, но, к сожалению, был ликвидирован, в связи с нехваткой помещений. Как известно, "все новое - это хорошо забытое старое", поэтому, мини - музей был создан вновь. Экспонаты для него собирались по крупицам среди педагогического состава, родителей, бабушек и дедушек наших воспитанников. Здесь есть и русская печь - "сердце русской избы", и "бабий угол" с кухонной утварью, и деревянный стол, и лавки, и люлька, подвешенная к потолку, и прялка. А встречает гостей хозяйка – кукла, одетая в народную одежду. Наши талантливые педагоги с трепетом и любовью дополнили интерьер мини- музея изделиями, связанными крючком, сшитыми и вышитыми умелыми руками.

Таким образом, включение музея народного быта в образовательное пространство, позволило обогатить краеведческую развивающую среду новым смыслом, открыв для ребенка возможность первого проникновения в историю быта родного края. Ведь исследование реальных предметов быта очень эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами и народными традициями. Именно здесь для ребенка расширяются возможности знакомства с прошлым: можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии. Так, предметы народного быта активно используются при организации народных праздников, таких как «Масленица», «Рождество», «Пасха».

Традиционно в нашем детском саду в праздновании Рождества принимают участие воспитанники всего детского сада. Группы детей, наряженных в народные одежды, ходят по всему саду в гости друг к другу, поют колядки, получают угощения. Праздник завершается веселыми танцами и играми в музыкальном зале.

Фото №4 Публикация Краеведение в предметно пространственной среде детского сада размещена в разделах Мой край мой город

Масленица – самый весёлый, шумный, любимый нашими ребятами, народный праздник. Масленичные развлечения проводятся на улице, сопровождаются сжиганием чучела и угощением блинами. В конце апреля в нашем детском саду проводится весенняя ярмарка. К ярмарке все готовятся заранее: пекут угощение, изготавливают игрушки, рисуют рисунки. В этом ребятам, конечно же, помогают взрослые.

Фото №5 Краеведение Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда

В назначенный день дети наряжаются в народные одежды и приносят на ярмарку экспонаты, изготовленные своими руками, поют, играют в русские народные игры. Еще стало хорошей и доброй традицией в нашем детском саду ежегодно проводить Праздник Светлого Христова Воскресения – Пасхи. Традиционно, накануне Пасхи в гости к ребятам приходит отец Андрей и матушка Вера из нашего храма во имя святого равноапостольного царя Константина. Они проводят мастер-классы по изготовлению пасхальных поделок и рассказывают о традициях празднования Светлой Пасхи. Празднование, также, проходит в музыкальном зале, убранном в стиле русской избы.

Фото №6 РППС Темочки Дистанционная педагогическая конференция август Дошкольный возраст самоценный и неповторимый этап в жизни каждого человека

На помощь нам опять приходят экспонаты из мини - музея "Русская изба". Таким образом, экспонаты музея активно используются для подготовки к народным праздникам.

Помимо всего вышеперечисленного, наши педагоги на территории, прилежащей к детскому саду, создали мини-музеи под открытым небом «Деревенское подворье» и «Бабушкин дворик».

Фото №7 Именно с дошкольного возраста взрослые по крупицам начинают закладывать в ребенка основы нравственных и патриотических качеств Фото №8 Осознание значимости воспитания у подрастающего поколения любви к родному краю побудило коллектив нашего детского сада заняться краеведческой работой

Экспонаты данных мини-музеев - бревенчатый дом, деревянный колодец, дедушка и бабушка, встречающие гостей, мельница, ослик, везущий муку на мельницу, пасека с ульями, домашние животные - передают детям атмосферу народного колорита. Стоит отметить, что каждый из объектов изготовлен из самых разнообразных материалов. Так, например, поросята, кошечки, кролики изготовлены из пластиковых бутылок, цыплята- из цветочных горшков, колодец- из автомобильных шин, мельница- из деревянных реек, утята вырезаны из фанеры, барашек сделан из монтажной пены, ослик- из гипса.

Очень важно, что любой экспонат наших мини – музеев - это не только эстетический объект, но и объект познавательной активности и игры для ребенка. Ведь ребенок может с ним поиграть, исследовать его, придумать какой-либо сюжет. Рядом с деревенским двориком расположены огород, кусочек поля, клумба с цветами, которые помогают нашим юным исследователям получить знания об овощах, цветах, злаковых культурах и об особенностях ухода за ними. А для знакомства детей с родной природой на территории ДОУ есть "уголок леса", где посажены деревья, характерные для нашего региона: кедры, берёза, ива, ясень, сосна, осина, рябина, ель.

Фото №9 Поэтому с сентября года детский сад Росток принял участие в апробации Проекта программы краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области

Ребята имеют возможность не выходя за территорию детского сада, знакомиться с растительным миром своего региона, наблюдать за их сезонными изменениями. Ну а традиционная организация птичьих столовых позволяет детям знакомиться с миром птиц родного края.

Фото №10 Конечно же внедрение данной программы было связано с пополнением и изменением предметно пространственной среды нашего ДОУ

Особенностями наших мини - музеев под открытым небом является то, что их экспонаты мобильные и доступные для детей. Кроме того, в их создании непосредственное участие принимали сами дети, а, как известно, все, созданное своими руками, особо ценно. Тем самым, мы формируем у наших воспитанников бережное отношение к экспонатам.

Таким образом, дружной сплоченной командой талантливых педагогов нам удалось обогатить предметно - пространственную среду нашего детского сада краеведческим содержанием. А самое главное, мы повысили интерес наших воспитанников к истории родного поселка, города, его достопримечательностям и культурным традициям.

Гришина, И. И. Краеведение в детском саду / И. И. Гришина, О. И. Давыденко, Е. В. Свинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 32-34.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Оформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная средаОформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда Приглашаю вас в гости в нашу группу! Давно хотела выложить фотографии нашей группы, но всё откладывала то одно не доделала, то другое.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Отчет о предметно-пространственной средеОтчет о предметно-пространственной среде Отчет Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Составила: воспитатель МКДОУ «Детский сад.

Отчет по предметно-развивающей среде В логопедической группе созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного.

Предметно-развивающая среда в старших группах детского садаПредметно-развивающая среда в старших группах детского сада Воспитатель Щепкина Т. В Предметно-развивающая среда в д/саду. Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических,.

Развивающая предметно-пространственная среда на участке детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда на участке детского сада В нашей дошкольной образовательной организации каждый педагог старается сделать все возможное, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского садаСоздание предметно-развивающей среды в группе детского сада Организация раздевалок В раздевалке находится: - Стенд детских работ и выставка детского творчества - Стенд НОД; - «Информация для родителей».

Тематические альбомы в предметно-пространственной развивающей среде группыТематические альбомы в предметно-пространственной развивающей среде группы В нашей группе находится целая коллекция иллюстрированных альбомов по самым разным темам, а так же для разного возраста. Ведь дети растут,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение в предметно-пространственной среде детского сада
Опубликовано: 31 августа 2022 в 19:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД