Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ
Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___»___ 20 г Приказ от «___»___ №__
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Раз словечко, два словечко»
Срок реализации программы : 6 недель (18час)
Публикация «Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Раз словечко, два словечко“» размещена в разделах
Возрастная категория: 5.5 -7лет
Вид программы : модифицированная
Автор-составитель В. В. Мокерова
педагог дополнительного образования
г. Гулькевичи, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко, два словечко» социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.
Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко, два словечко» предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.
Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования, а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.
Адресат программы. Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.
Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии). Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности: имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления, речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.
Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы. На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.
Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.
Задачи.
Образовательные:
• Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
• Развитие мотивации к учебной деятельности.
• Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;
• Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
• Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.
Личностные:
• Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;
• Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем
самостоятельного решения творческих и других задач;
• Развивать коммуникативные способности детей на основе общения;
• Развитие познавательных способностей: логику мышления, речь, внимание, память, воображение;
• Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.
Метапредметные:
• Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;
• Формировать культуру общения друг с другом;
• Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;
• Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Учебный план
№
п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности. 1 0,5 0,5
2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5
3. Развитие речи. 4 0,5 3,5
4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5
5. Итоговое занятие 1 1
Итого: 18 2 16
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.
Практика.
Упражнение «Телефон». Игра «Давайте познакомимся».
Экскурсия по центру.
Раздел 2. Сказочная грамота.
Теория. Знакомство с русскими народными сказками.
Практика. Чтение сказок: «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кошкин дом», «Колосок», беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.
Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом.
Упражнение «Покажи букву», «Какая это буква», «Определи, где находится звук», «Я называю звуки».
Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква».
Игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки»
Раздел 3. Развитие речи.
Теория. Составление описательного рассказа по теме: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Транспорт», «Профессии». «Цветы».
Практика: Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы».
Игры: «Что растет на огороде?», «Один - много», «Скажи ласково», «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», Слово наоборот», «Продолжи предложение». «Отгадай загадки».
Разучивание скороговорок.
Раздел 4. Веселый карандашик.
Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку: рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.
Практика: Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.
Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.
Рисование «бордюра», «Заборчика», «Домика», «Зонтика», «Кораблика» и др.
Путешествие в город мастеров: «Дорисуй узор», «Закончи рисунок», Весёлые прописи.
Упражнения с пальчиками: театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.
Упражнения игра «Улитка», «Чаби - чаляби», «Поварята».
Раздел 5. Итоговое занятие.
Практика: Конкурс «Самый, самый, самый…»
Условия реализации программы.
1. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы требуется светлое, проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия
Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :
• письменные принадлежности для каждого ученика: ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;
• Демонстрационные наглядные пособия.
• Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев);
• Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.
• Развивающие игры «Прочитай по первым буквам», «Делим слова на склады» и др.
• Техническое оснащение: компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.
• Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
• Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ.
Список используемой литературы.
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель». Воронеж, 2005г.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева». Москва «Олма – Пресс», 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова», 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако», 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2005 г.
9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез», Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»