Лучший педагог года

Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»

Светлана Прэдэ
Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»

Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта

Пояснительная записка:

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.

Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.

Публикация «Краткосрочный проект „Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта“» размещена в разделах

В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.

И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта

Актуальность:

Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш краеведческий музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот югорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Постановка проблемы:

Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях. А чтобы дети могли намного глубже узнать о народах хантов и манси, мы решили разработать проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта», а для закрепления знания о народах ханты, параллельно с детьми создавали Лепбук: «Ханты-быт и традиции» это и будет наглядный продукт нашего проекта.

Ожидаемые результаты:

- К моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатстве культурных традиций народов ханты и манси

- Проявится интерес к самобытной культуре народов ханты и манси.

- Будет изготовлен Лепбук: «Ханты-быт и традиции»

-Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

Новизна проекта :

Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность с созданием лэпбука: «Ханты-быт и традиции», тесное сотрудничество с центральной детской - юношеской библиотекой, муниципальным автономным учреждением «Экоцентр».

Паспорт проекта :

Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети, родители Центральная детско-юношеская библиотека, Муниципальное автономное учреждение «Экоцентр».

Продолжительность проекта : Краткосрочный (октябрь-четыре недели).

Охваченные образовательные области:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель:

Создать условия для патриотического и духовно-нравственного ю. старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры коренных народов родного края ХМАО-Югры.

Задачи:

- продолжать формировать представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через проектную деятельность с созданием лэпбука: «Ханты-быт и традиции»;

-развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;

-продолжать формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;

-развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

-закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;

-воспитывать уважение к представителям народов ханты и манси, к их традициям, любовь к «малой Родине» Югре.

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами.

Этапы реализации проекта :

1 этап - Подготовительный:

- определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.

- разработка и согласование плана с Центральной детско-юношеской библиотекой с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» на 2020 учебный год

- создание и пополнение дидактическими материалами лэпбука: «Ханты-быт и традиции»

2 этап - Практический:

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта :

-циклы тематических СД;

-совместные с родителями развлечения, мастер – классы;

-досуговая деятельность;

-экскурсии;

-продуктивная деятельность.

-с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» : Посещение выставки «Малый город - большая история»,

-Экскурсия в МАУ «Экоцентр» «Культура и быт коренных, малочисленных народов Западной Сибири».

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

1. «Познавательное развитие» - тематические досуги «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца. ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

3 этап - Заключительный:

- Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества.

- Открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси».

- Презентация ( лэпбука: «Ханты-быт и традиции») в рамках педагогического сообщества.

План работы по реализации проекта

Направления проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей, с Центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» тесно взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи (1) Формы реализации (2)

Октябрь-1 неделя

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Постановка цели и задач;

5. Анкетирование родителей по теме

6. Разработать и согласовать план с Центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» на 2020 учебный год

7. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;

8. Разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с коренными народами округа.

9. - методическая литература;

-перспективный план по работе с детьми и родителями;

-анкета «С любовью к малой родине -ХМАО Югре» (приложение 7)

-консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Ханты –кто вы (приложение 8)

-конспекты бесед (приложение 1)

-конспекты досугов (приложение 5,6)

Практический этап ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»)

Октябрь-2 -3 неделя Формы работы с детьми:

1 2

1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников

2. Организовать выставку к фотоколлажу «Ханты-быт и традиции»

4. Презентация лэпбука: «Ханты-быт и традиции» в рамках педагогического сообщества.

-беседа «История возникновения народов ханты», «Быт коренных народов Севера»

«Брак и семья», «Жилище Домашняя утварь», «Одежда», «Ханты-быт и традиции», «Национальное блюдо», «Охота», «Рыболовство», «Оленеводство», «Средства передвижения», «Музыкальные инструменты» (приложение 1)

-подборка игр народов Ханты и Манси (приложение 2)

-«Традиции народов Ханты» (приложение 3)

-«Праздники народов Ханты» (приложение 4)

-создание настольной игры: «Составь орнамент»

-разрезные картинки «Собери и назови»

-лото «Одежда и быт», «Собери по изображению»

-создание дидактической игры «Занятие хантов»

- создание дидактической игры «Орнаменты народов Ханты»

-подборка дидактических и словесных игр «Кто что делает?», «Опиши, а мы узнаем»,

-чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

-чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка);

-просмотр презентаций «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», «Национальный музыкальный инструмент», «Национальные праздники»,

-Рисование: «Орнаменты и узоры одежды Хантов»; «Украшение хантыйской утвари орнаментом»;

-аппликация: «Чум», «Девочка в малице и кисах»

-чтение хантыйской сказки «Мышка»;

-постановка и драматизация сказки «Мышка»;

-слушание музыки народов Севера и разучивание песни

-творческая мастерская: Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла» (приложение 6)

-досуг «Коренные жители ХМАО» (приложение 5)

-создание альбома детского творчества «Народы ханты и манси»

-разрезные картинки «Устное творчество народов Ханты»

-экскурсия в Детско-юношескую библиотеку (знакомство «Знакомство с бытом и традициями народов Ханты)

- экскурсия в муниципальное автономное учреждение «Экоцентр»

«Культура и быт коренных, малочисленных народов ХМАО»

- виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу», приуроченная к Дню рождения ХМАО-Югры

- совместная подготовка фотоколлажа «Ханты-быт и традиции»

Заключительный этап

Октябрь-4 неделя

1 2

-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;

-открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси»

-Презентация лэпбука: «Ханты-быт и традиции» на сайте ДОУ в разделе методическая копилка.

Формы работы с родителями:

• оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;

привлечение родителей к пополнению Центра краеведения альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты»

• анкета «С любовью к малой родине -ХМАО Югре» (приложение 7)

• консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Ханты –кто вы (приложение 8)

• участие родителей в подборке фотографий к фотовыставке «Мы дети Югры»

участие родителей в пополнении информации в кармашки лэпбука: «Ханты-быт и традиции»

• совместная подготовка фотоколлажа «Ханты-быт и традиции»

Ресурсное обеспечение проекта :

Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;

Материально-техническое:

аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

Заключение

Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

А самое главное дети совместно со взрослыми создавали лэпбук: «Ханты-быт и традиции», таким образом реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о традициях, быте, о природных богатствах ХМАО.

Список литературы:

1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977.

2. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001.

3. Грасмик А. Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.

4. «Мир животных и растений Югры». «Сократ» Екатеринбург, 2009.

5. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». - Ханты-Мансийск : ГП «Полиграфист», 2004.

6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.

7. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск : 2000 г.

8. Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

9. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

10. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск : 2002 г.

11. Интернет ресурсы:

- Xant.net.ru/

- Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты

- https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.

- goturist Народ ханты.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции»Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции» "Народная культура и традиции" - очень важная тема. С детства малышам необходимо прививать любовь к Родине и знакомить детей с ее традициями.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности»Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности» Образ. область:худ. -эстетическое развитие,физ. развитие. Цель:формировать умение решать проблемные ситуации через позновательно -исслел. деятельность.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря»Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря» Мы часто слышим о том, что понятие патриотического воспитания тесно связано с изучение народной культуры, традиций, образа жизни людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»
Опубликовано: 10 октября 2021 в 05:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД