Светлана Прэдэ
Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта
Пояснительная записка:
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.
Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.
Публикация «Краткосрочный проект „Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта“» размещена в разделах
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта
Актуальность:
Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш краеведческий музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот югорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.
Постановка проблемы:
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях. А чтобы дети могли намного глубже узнать о народах хантов и манси, мы решили разработать проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта», а для закрепления знания о народах ханты, параллельно с детьми создавали Лепбук: «Ханты-быт и традиции» это и будет наглядный продукт нашего проекта.
Ожидаемые результаты:
- К моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатстве культурных традиций народов ханты и манси
- Проявится интерес к самобытной культуре народов ханты и манси.
- Будет изготовлен Лепбук: «Ханты-быт и традиции»
-Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.
Новизна проекта :
Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность с созданием лэпбука: «Ханты-быт и традиции», тесное сотрудничество с центральной детской - юношеской библиотекой, муниципальным автономным учреждением «Экоцентр».
Паспорт проекта :
Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети, родители Центральная детско-юношеская библиотека, Муниципальное автономное учреждение «Экоцентр».
Продолжительность проекта : Краткосрочный (октябрь-четыре недели).
Охваченные образовательные области:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цель:
Создать условия для патриотического и духовно-нравственного ю. старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры коренных народов родного края ХМАО-Югры.
Задачи:
- продолжать формировать представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через проектную деятельность с созданием лэпбука: «Ханты-быт и традиции»;
-развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;
-продолжать формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;
-развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;
-закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;
-воспитывать уважение к представителям народов ханты и манси, к их традициям, любовь к «малой Родине» Югре.
Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный:
- определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.
- разработка и согласование плана с Центральной детско-юношеской библиотекой с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» на 2020 учебный год
- создание и пополнение дидактическими материалами лэпбука: «Ханты-быт и традиции»
2 этап - Практический:
Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта :
-циклы тематических СД;
-совместные с родителями развлечения, мастер – классы;
-досуговая деятельность;
-экскурсии;
-продуктивная деятельность.
-с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» : Посещение выставки «Малый город - большая история»,
-Экскурсия в МАУ «Экоцентр» «Культура и быт коренных, малочисленных народов Западной Сибири».
Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.
1. «Познавательное развитие» - тематические досуги «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).
На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.
2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).
Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.
3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца. ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).
4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).
3 этап - Заключительный:
- Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества.
- Открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси».
- Презентация ( лэпбука: «Ханты-быт и традиции») в рамках педагогического сообщества.
План работы по реализации проекта
Направления проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей, с Центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» тесно взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Задачи (1) Формы реализации (2)
Октябрь-1 неделя
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;
3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
4. Постановка цели и задач;
5. Анкетирование родителей по теме
6. Разработать и согласовать план с Центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» на 2020 учебный год
7. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;
8. Разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с коренными народами округа.
9. - методическая литература;
-перспективный план по работе с детьми и родителями;
-анкета «С любовью к малой родине -ХМАО Югре» (приложение 7)
-консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Ханты –кто вы?» (приложение 8)
-конспекты бесед (приложение 1)
-конспекты досугов (приложение 5,6)
Практический этап ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»)
Октябрь-2 -3 неделя Формы работы с детьми:
1 2
1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников
2. Организовать выставку к фотоколлажу «Ханты-быт и традиции»
4. Презентация лэпбука: «Ханты-быт и традиции» в рамках педагогического сообщества.
-беседа «История возникновения народов ханты», «Быт коренных народов Севера»
«Брак и семья», «Жилище Домашняя утварь», «Одежда», «Ханты-быт и традиции», «Национальное блюдо», «Охота», «Рыболовство», «Оленеводство», «Средства передвижения», «Музыкальные инструменты» (приложение 1)
-подборка игр народов Ханты и Манси (приложение 2)
-«Традиции народов Ханты» (приложение 3)
-«Праздники народов Ханты» (приложение 4)
-создание настольной игры: «Составь орнамент»
-разрезные картинки «Собери и назови»
-лото «Одежда и быт», «Собери по изображению»
-создание дидактической игры «Занятие хантов»
- создание дидактической игры «Орнаменты народов Ханты»
-подборка дидактических и словесных игр «Кто что делает?», «Опиши, а мы узнаем»,
-чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»
-чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка);
-просмотр презентаций «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», «Национальный музыкальный инструмент», «Национальные праздники»,
-Рисование: «Орнаменты и узоры одежды Хантов»; «Украшение хантыйской утвари орнаментом»;
-аппликация: «Чум», «Девочка в малице и кисах»
-чтение хантыйской сказки «Мышка»;
-постановка и драматизация сказки «Мышка»;
-слушание музыки народов Севера и разучивание песни
-творческая мастерская: Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла» (приложение 6)
-досуг «Коренные жители ХМАО» (приложение 5)
-создание альбома детского творчества «Народы ханты и манси»
-разрезные картинки «Устное творчество народов Ханты»
-экскурсия в Детско-юношескую библиотеку (знакомство «Знакомство с бытом и традициями народов Ханты)
- экскурсия в муниципальное автономное учреждение «Экоцентр»
«Культура и быт коренных, малочисленных народов ХМАО»
- виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу», приуроченная к Дню рождения ХМАО-Югры
- совместная подготовка фотоколлажа «Ханты-быт и традиции»
Заключительный этап
Октябрь-4 неделя
1 2
-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;
-открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси»
-Презентация лэпбука: «Ханты-быт и традиции» на сайте ДОУ в разделе методическая копилка.
Формы работы с родителями:
• оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;
• привлечение родителей к пополнению Центра краеведения альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты»
• анкета «С любовью к малой родине -ХМАО Югре» (приложение 7)
• консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Ханты –кто вы?» (приложение 8)
• участие родителей в подборке фотографий к фотовыставке «Мы дети Югры»
• участие родителей в пополнении информации в кармашки лэпбука: «Ханты-быт и традиции»
• совместная подготовка фотоколлажа «Ханты-быт и традиции»
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;
Материально-техническое:
аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
Заключение
Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
А самое главное дети совместно со взрослыми создавали лэпбук: «Ханты-быт и традиции», таким образом реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о традициях, быте, о природных богатствах ХМАО.
Список литературы:
1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977.
2. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001.
3. Грасмик А. Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.
4. «Мир животных и растений Югры». «Сократ» Екатеринбург, 2009.
5. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». - Ханты-Мансийск : ГП «Полиграфист», 2004.
6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.
7. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск : 2000 г.
8. Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.
9. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.
10. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск : 2002 г.
11. Интернет ресурсы:
- Xant.net.ru/
- Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты
- https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.
- goturist Народ ханты.