Елена Самарина
Краткосрочный проект «Я — будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я - будущий первоклассник»
(Краткосрочный проект)
Исполнитель:
Самарина Елена
Григорьевна.
Воспитатель МБДОУ
Д. /с №33
г. Киселёвск.
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Публикация «Краткосрочный проект „Я — будущий первоклассник“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Цель проекта.
Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта
1. Формирование у детей правильного представления о школе;
2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию
школьника»
4. Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
6. Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
7. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
8. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Принципы реализации проекта
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы ;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Субъекты проекта
Воспитатели;
Дети старшего дошкольного возраста;
Родители.
Срок реализации проекта : Февраль-Май 2013г.
Ожидаемый результат
Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
Накопление большого багажа знаний о школе;
Снижение тревожности и у детей и у родителей;
Изменение мотивации детей к школьному обучению;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Организация проекта
Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».
Организация реализации проекта.
Дата
Февраль.
Март
Апрель
Май Направление работы с детьми. Задачи Формы организации работы с детьми Формы организации работы с родителями
Направление работы с родителями.
Формирование правильных положительных представлений о школе. Сформировать у детей первоначальные знания о школе.
Создать психологическую положительную установку на школу.
Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором и спортивной площадкой. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.
Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.
Развитие положительного образа школы. Диагностика.
Проективное рисование «Я пойду в школу»
Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».
Рассматривание картин о школьной жизни.
Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,
Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,
Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.
Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка).
Рисование «Школа».
Анкетирование родителей.
Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Родительское собрание «Готовим детей к школе».
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»
Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
Формирование представлений о готовности детей к школе
Формирование интереса к школьному обучению. Вызвать положительные эмоциональные переживания.
Познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.
Ознакомить с содержанием школьного обучения.
Показать важность и значимость школьных знаний.
Закрепить знания о школьных атрибутах.
Закрепление полученных знаний и представлений о школе.
Выявление особенности внутренней позиции детей.
Развитие интереса к школе. Общение по детским рисункам «Я в школе».
Просмотр м/ф «Вовка в Тридесятом царстве».
Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс». М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября»,
загадки, пословицы и поговорки школьной тематики
Экскурсия в школу №33
Посещение библиотеки.
Беседа «Игры в школе».
Беседа «Школа - новый дом».
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Д/и «»Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот»
Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.
Беседа «Подготовка детей к школе».
Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?»
• Формирование интереса к подготовке ребенка к школе
Ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена,0
Показать детям образ хорошего и плохого ученика.
Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.
Развивать школьные навыки.
Уточнить знания детей о школьной организации.
Формировать знания о школьной дружбе
Помочь лучше подготовиться к школе. Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!»
Просмотр м/ ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»
Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки».
М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке?», В. Головкин «Не везет»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Занятия: «Школьные правила».
Д/и «Собери портфель».
Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».
Консультация «Скоро в школу»
Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».
«Что нельзя говорить школьнику».
«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».
Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции» детей
Признание роли и авторитета учителя Создать образ доброго учителя.
Возбудить чувство доверия к учителю.
Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель» умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».
Упражнение «Учитель делает.»
Рисование «Моя будущая учительница».
С/р игра «Школа»
Итоговое занятие «
Выпускной бал.
Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Родительское собрание «Пора в школу».
Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»
Литература
Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.
Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.
Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.
Безруких. М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.
Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.
Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.
Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.