Юлия Альшаникова
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Солнышко лучистое»
Проект «Солнышко лучистое»
Актуальность проекта:
На наш взгляд, тема актуальна и может представлять интерес для детей младшего дошкольного возраста. За последние годы, интерес детей к природе значительно снизился. Для его повышения интереса необходимо детей знакомить с особенностями солнца и его ролью в жизни человека. Обогащать знания детей о природном объекте – солнце, показать его влияние на природу. В связи с этим была выбрана данная тема.
Публикация «Краткосрочный проект в первой младшей группе „Солнышко лучистое“» размещена в разделах
Цель: создание благоприятных условий для формирования у детей 2-3 лет активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной и физкультурно - оздоровительной.
Задачи:
• Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
• Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
• Обогатить словарный запас детей по данной теме.
• Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».создать условия для деятельности детей, способствующей освоению мира сказок;
• расширить знания детей о пользе солнца;
• Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Тип проекта: информационно-практический, совместный, художественно – эстетический, физкультурно - оздоровительный.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети 1-ой младшей группы, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
• обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
• познавательный интерес к экспериментам;
• развитие у детей наблюдательности;
• Развитие сенсорики, мелкой моторики через игры.
План реализации проекта:
Игровая деятельность
-Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям);
-Подвижные игры «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик»;
Познавательное развитие
-Наблюдение за изменениями в природe;.
-Беседа: «Если не было бы солнышка»;
Речевое развитие
-Чтение и заучивание потешек: «Солнышко», «Солнечный зайчик»;
-Чтение сказки: «Солнечный лучик»;
-Чтение сказки «Краденое солнце» И. К. Чуковский;
Продуктивно- исследовательская деятельность
-Проведение занятий рисования и лепки по теме «Солнышко»;
-Коллективная работа «Солнышко лучистое»;
Художественно - эстетическое деятельность
-Слушание песни: «Я на солнышке лежу»;
Двигательная деятельность
-Физкультминутка - песня «Солнышко лучистое любит скакать»;
-Разучивание физкультминутки «Винегрет»;
-Малоподвижная игра «Построй солнышко»;
-Физкультминутка – песня «Я на солнышке лежу»
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»
(солнышко — дети бегают, дождик — раскрыть зонтик — дети бегут под зонтик) :
Дождик, дождик, не шуми. Вот когда пойдем мы спать
Кап — кап — кап Кап — кап — кап
Просят, просят малыши. Застучишь в окно опять
Кап — кап — кап Кап — кап - кап)
«Солнечные зайчики»
(предложить детям поймать солнечного зайчика руками, если солнечный зайчик окажется на полу — ловить ногами:
Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики
Мы зовем их — не идут,
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг, по углам,
Были там и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
Потешки:
«Солнышко»
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
«Солнечный зайчик»
Солнце только выйдет -
Я уж тут как тут,
Кто меня увидит,
Все играть зовут.
Я зайчик, зайчик, зайчик,
Скачу, скачу, скачу,
Я солнечный, и, значит,
Скачу, куда хочу.
Я, хотя и заяц,
Волка не боюсь,
Все об этом знают -
Я не зря хвалюсь!
Из воды я даже
Выскочу сухим.
В мире мне не страшен
Ни огонь, ни дым!
Соне и лентяю
Долго спать не дам, -
Я не зря гуляю
Утром по дворам!
Сказка «Солнечный лучик»
Солнечный Лучик
Жил-был Солнечный лучик. Был он весёлый и добрый. Заходил в дома к людям и делал их жизнь веселее. Однажды Солнечный лучик заглянул в тёмную-тёмную комнату, в которой жил тёмный-тёмный человек. Этот человек никогда не улыбался. Был он злой и грубый.
Решил Солнечный лучик развеселить тёмного человека. Прыгнул Лучик на зеркало, а с зеркала на стену. Человек подошёл к окну и задёрнул штору, как только увидел Лучик. Но Лучик не растерялся. Он нашёл маленькую дырочку в шторе и снова запрыгал по комнате. Человек схватил веник и стал гоняться за лучиком. Долго он гонялся, запыхался, устал. Потом сел на кровать и стал наблюдать за неугомонным Солнечным лучиком, скачущим по комнате.
Весёлая игра Лучика развеселила темного человека, и он первый раз в жизни засмеялся. Распахнул пошире шторы, и солнечный свет ворвался в комнату, которая стала светлой и весёлой, человек изменился. Он с улыбкой посмотрел на солнечный, сияющий мир. Обрадовался лучик, что помог человеку и побежал дальше, радовать и веселить людей.
Солнышко ласково наблюдало с неба за своим посланцем, Солнечным Лучиком, и довольно жмурилось. Как хорошо, когда все вокруг радуются и улыбаются.
Автор сказки: Павлюченко Саша, 11 лет.
И. К. Чуковский «Краденое солнце»
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворот а :
Кто на улицу попал -
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно -
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»
Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.
Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь -
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»
Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вы валилось,
В небо вы катилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Конспект занятия по лепке на тему «Солнышко»
Цель: продолжать учить катать пластилин двумя руками для получения формы круга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: пластилин желтого цвета, дощечки для лепки, салфетки.
Ход занятия:
Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа. Раздать детям заготовки.
Воспитатель: У вас на картинках голубое небо. А в небе нет солнышка.
Воспитатель: Давайте поможем свое солнышко, что бы оно засеяло в небе.
Предложить детям работать самостоятельно.
В конце у детей нужно спросить какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).
Конспект занятия по рисованию на тему «Солнышко»
Программное содержание: учить рисовать солнышко, учить элементам композиции, закреплять цвет, форму, учить закрашивать внутри контура, воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное настроение, развивать воображение.
Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстрации, беседа.
Материалы: картинки солнышка, дождика, гуашь желтого цвета, кисточки, альбомы, салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать:
Круглое, теплое,
Красивое, доброе
Всем светит,
Всем греет,
Всех веселит,
Всем здоровья дарит.
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Правильно, ребятки, это солнышко (показывает картинку солнышка). Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» (проводится игра включается веселая музыка).
Воспитатель показывает картинку солнышка и приглашает детей на прогулку, дети гуляют под музыку. По сигналу «дождик» (воспитатель показывает картинку дождика, дети прячутся под зонт) - игра проводится два раза.
Воспитатель: Вот и вновь появилось солнышко (читает стихотворение).
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое,
Доброе, лучистое
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся солнышку и пошлём ему воздушный поцелуй. Ребятки, а что можно сказать про солнышко. Какое оно? (показ образца солнца).
Дети: Доброе, ласковое, круглое, жёлтое.
Воспитатель: А теперь давайте нарисуем солнышко (дети садятся за столы). Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт гуашь, круговыми движениями рисует солнце на листе бумаги т. е. показывает приёмы изображения солнца). А теперь вы нарисуйте солнышко.
Дети рисуют. Воспитатель наблюдает за их работой, если необходимо помогает, задаёт вопросы, например: «Катя, какого цвета у тебя солнышко?»
Когда работа закончена воспитатель хвалит рисунки детей и приглашает на прогулку: «Вы хотите теперь посмотреть, как я умею рисовать солнышко на дорожке мелом?»
Коллективная работа «Солнышко лучистое»
Цель: закрепить понятия «круглое», «желтое», «теплое». Развивать мелкую моторику, воображение. Учить детей поддерживать и помогать друг – другу, сотрудничать.
Физкультминутка – песня «Я на солнышке лежу»
Цель: развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
Я на солнышке лежу,
(медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет.
(развести руки в стороны)
Носорог-рог-рог идет.
(ходить вперевалку)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
(приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Наблюдение за «работой» солнышка
Малоподвижная игра «Построй солнышко»
Цель: развивать воображение, координацию, умение сотрудничать. Закреплять
понятия «круглый», «желтый»
Список литературы:
1. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий
2. И. К. Чуковский «Краденое солнце»
3. http://www.dreams4kids.ru/deti/skazka-solnechnyj-luchik/