Приложение МААМ

Краткосрочный проект «Экология речи как средство, мотивирующее эстетику речи и культуру речевого поведения»

Светлана Келарева
Краткосрочный проект «Экология речи как средство, мотивирующее эстетику речи и культуру речевого поведения»
▼ Скачать + Заказать документы

Мы привыкли считать, что экология - это наука о взаимоотношениях растений, животных и человека. Само слово ЭКОЛОГИЯ образовано от двух греческих слов ЭКОС – дом, ЛОГОС –учение. И если это – «учение о доме», так почему же оно относится только к биологии. Нам кажется, что это учение должно рассматривать и гуманитарные проблемы. Нас заинтересовала эта тема, так как проблема ЭКОЛОГИИ в наше время стоит очень остро. Проблема загрязнения, засорения не только окружающей среды, но и нашей речи, на наш взгляд, очень актуально.

Публикация «Краткосрочный проект „Экология речи как средство, мотивирующее эстетику речи и культуру речевого поведения“» размещена в разделах

Экология речи - это правильность употребления, произношения слов и использование слэнга и других нелитературных оборотов речи. Факт: из русского языка на сегодняшний момент сделан "интернето-интернационально-сленговый" слепок, которым начинают пользоваться всё больше и больше людей. Слова заменяются (вместо "здорово, замечательно, восхитительно" - "клево, класс. ", искажаются (начиная от ударений в словах, заканчивая смыслом слов, вводятся слова-паразиты ("типа", "вот".) и т. д. Весь Интернет кишит смайлово-сленговым выражением своих мыслей, а художественная литература преподносит жаркие словца и опять-таки "слова нового русского". Распространение моды на иностранные слова, стремление большинства людей, населяющих современный социум, использовать иноязычные слова как более модные, красиво звучащие, более престижные (например, презентация - вместо представление, эксклюзивный – вместо исключительный, консенсус - вместо согласие и т. п.);

Необходимо привести и следующее противоречие: с одной стороны появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой в связи с употреблением огромного количества неоправданных заимствований происходит засорение русского языка, утрачивается его самобытность и неповторимая красота.

Родоначальником понятия экологии языка (эколингвистики) принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 г. в докладе "Экология языка" отмечал: "Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением". Хауген рассматривает две стороны экологии языка - психологическую, т. е. взаимодействие языка с другими языками в сознании говорящего и социологическую - взаимодействие языка с обществом, в котором он функционирует как средство коммуникации.

В отечественной науке о "лингвоэкологии" заговорили в конце 80-х, появился целый ряд публикаций, посвященных лингвоэкологии, поскольку состояние современного русского языка, его дальнейшая судьба не могли не волновать лингвистов, литературоведов, культурологов, философов. Появилось целое культурологическое течение, которое в последние годы постепенно разрастается и все более набирает силу благодаря работам академика В. В. Виноградова, Л. И. Скворцова, В. П. Григорьевой, С. И. Виноградовой, В. В. Колесовой, Ю. Н. Караулова и других. Что такое экология слова – определить не просто ввиду широты и юности этого понятия. Экология слова: это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья; это наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа; это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его отношениях с биосферой, с языком живой природы; это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой взаимосвязи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами.

Предметами лингвистической экологии являются культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и "оздоровление" литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи.

Современные представления о речевой среде как системообразующем факторе развития и коррекции речи предполагают личностно ориентированный, проективно насыщенный, эмоционально развёрнутый ресурс. В эпоху информации же слово зачастую обесценивается. А слово о словах в работе логопеда требует новых, необычных средств, интригующих факторов доходчивости и привлекательности.

Мы хотим познакомить вас со своим проектом «Экология русской речи», девиз которого “Следи за чистотой языка!” прошедшего в МБДОУ №41 с 25 по 29 ноября 2019г. в рамках НЕДЕЛИ ЛОГОПЕДИИ «Эко-логопедический калейдоскоп».

Калейдоскоп (от греч. — красивый, — вид, — смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, в переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий. Мы постарались сделать ту праздничную неделю яркой, веселой, насыщенной разнообразными событиями.

Основная идея: формирование речевой культуры у дошкольников, их родителей и педагогов через средства логопедических игр, досугов, тренингов, информационной деятельности, через анализ собственной речевой деятельности и через общение с другими людьми.

Цель: Показать многовариантность организационных форм логопедической работы, её развивающий характер и разнообразие методических приёмов, используемых в каждой области логокоррекционной работы, побуждать интерес к родному языку, многообразию языковых форм и средств коммуникации.

Задачи:

• Сформировать и расширить единое пространство семьи и образовательного учреждения.

• Способствовать созданию позитивного эмоционального единства всех участников.

• Сформировать интерес взрослого человека к миру ребенка.

• Создать для участников коррекционного процесса эмоционально позитивного восприятия логопедических мероприятий.

• Способствовать личностному росту педагогов, родителей и воспитанников.

• Развивать эрудицию, расширить кругозор участников коррекционного процесса.

Принципы:

• Неделя логопедии должна быть целостной и законченной;

• Каждый день должен быть целостным и законченным, то есть содержать некоторое центральное мероприятие;

• Мероприятия недели не должны, по возможности, мешать учебному-воспитательному процессу, по крайней мере, это необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией.

• Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, были определены центральные мероприятия каждого дня Недели логопедии «Эко-логопедический калейдоскоп».

• Неделя логопедии «Эко-логопедический калейдоскоп» продолжалась 5 дней. Все мероприятия недели логопедии не отвлекали детей от учебно-воспитательного процесса, а, напротив, способствовали формированию благополучного эмоционального настроя и позитивной мотивации взрослых и детей.

Основные цели проекта для старших дошкольников:

• использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;

• развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;

• развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей.

Задачи проекта:

1. учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику;

2. способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;

3. познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

4. совершенствовать невербальные средства общения;

В соответствии с целями и задачами курса основные линии проекта таковы:

• нравственный аспект речевого поведения;

• речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);

• средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.)

• культура слушания;

• невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).

Принципы проекта

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.

Итак, понедельник.

В старшей группе прошло игровое занятие «Слово-предмет, как оно звучит». На занятии дети упражнялись в определении слов-предметов, самостоятельно называли живые и неживые предметы, тренировали артикуляционную и двигательную моторику; развивали речевое дыхание; мелкую моторику рук, учились правильно задавать вопросы.

В подготовительной группе на занятии учителя-логопеда и воспитателей «С Золушкой на бал» дети учились внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией, упражнялись в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе, в подборе слов к заданным определениям, составляли фразовые высказывания различной структуры.

Во вторник

На занятии в старшей группе с использованием биоэнергопластики детям понравилось увлекательное путешествие на лесную полянку.

Дети подготовительной к школе группы на занятии по психогимнастике учились различать добро и зло, тренировались в узнавании эмоционального состояния по мимике, жестам, пантомимике, анализировали поступки, определять их причину.

А вечером для родителей состоялся тренинг общения «Общаться с ребенком КАК», где они узнали о новых способах общения со своим ребёнком, как в доступной форме донести до своего чада свои мысли и чувства и просто получили положительный заряд от общения друг с другом.

Середина недели была посвящена речевому окружению ребёнка «языковая среда».

Речевой этикет. Занятие – игротерапия общения «Разные настроения» прошло в старшей группе, где дети учились использовать невербальные средства общения (мимики, жестов, снимать мышечное напряжение, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа);

Речевой этикет. Занятие с использованием игротерапии «Маковое зернышко» в подготовительной к школе группе: учились прислушиваться к себе, развивали рефлексию и саморефлексию.

А для педагогов мы провели консультацию с презентацией «Влияние языковой среды на речевое развитие дошкольников».

Четверг был посвящён игровому занятию «Звуки чисто я скажу, со скороговорками дружу».

Завершить неделю логопедии мы решили праздничными мероприятиями:

• логопедический КВН «Наш родной язык» (подготовительная группа);

• игра-драматизация русской народной сказки «Колобок» (старшая группа).

Таким образом, мы считаем, что содержание проведенной недели логопедии, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к речевой деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.

В ходе проведенной недели затруднений не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Мероприятия носили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект. Дети были активными участниками на протяжении всей недели. Цель достигнута, поставленные задачи решены.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Экология речи как средство, мотивирующее эстетику речи и культуру речевого поведения»
Опубликовано: 23 мая 2020 в 13:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект «Экология речи как средство, мотивирующее эстетику речи и культуру речевого поведения»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Келарева (УИ 1286585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД