Наталья Камилова
Кратковременный проект «Влияние климата на развитие растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Камилова
Проект "Влияние климата на развитие растений"
Направление: (познавательно- исследовательский)
Участники:
Дети подготовительной группы.
Руководитель: Камилова Наталья Викторовна
г. Ноябрьск, 2017 г.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. У детей растет объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы. Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Публикация «Кратковременный проект „Влияние климата на развитие растений“» размещена в разделах
Работа направлена на:
• формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• развитие интеллектуального, эстетического, речевого, познавательного развития;
• стремление к самостоятельной работе;
• развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Цель проекта : развитие познавательного опыта и практических навыков детей в изучении влияния климата на рост растений (на примере овса)
Задачи проекта :
• систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия – названия основных климатических поясов : «полярный», «умеренный», «тропический», «экваториальный», понятие «микроклимат», «гипотеза», «метод исследования»;
• формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности по проведению исследовательских работ и наблюдение за результатом;
• знакомить дошкольников с методами и приёмами проведения простейших исследований;
• учить работе с дополнительными материалами, наглядными пособиями, энциклопедиями;
• воспитывать разумное, бережное отношение к природе;
• учить взаимодействовать с друг другом и взрослыми в рамках проекта
• формирование умения прогнозировать будущие изменения.
Предполагаемый результат:
• выявить доказательство того, что в разном климате растения развиваются по-разному
• сформировать практические умения в выращивании растения;
• сформировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью, энциклопедиями;
• воспитывать эмоциональное, бережное отношение к окружающей природе.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
На занятиях по познавательному развитию дети в течении года знакомились с материками и их географическим положением. С картой природных зон. Узнали об особенностях климата на разных материках. При рассматривании иллюстраций с изображением почвы и растительности, у детей возник вопрос «Везде ли можно вырастить растения?». Ответ на этот вопрос предложила получить с помощью исследования.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснила детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказала им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.
Начала с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый?»
Дети предлагали самые разные варианты. Подвела их к идее, что сначала надо подумать.
Следующий вопрос: «Где еще мы можем найти ответ? Что нам может помочь?» Отвечая на вопросы, вместе с детьми, постепенно приходили к выводу: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».
Обсудила с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, родителям.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)
Цель исследования:
Узнать, как климат влияет на развитие растений.
Задачи исследования:
1. проанализировать информацию по этой теме;
2. понаблюдать, как климат влияет на развитие растений.
Гипотеза:
предположим, что в разном климате растения развиваются по-разному.
План работы:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
провести эксперимент.
ЭТАП ПОИСКА:
При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Расспросив взрослых и рассмотрев книги, узнали, что такое климат и о том, какие бывают типы климата. От воспитателя дети узнали, как создать особый микроклимат в условиях детского сада и провести эксперимент о влиянии климата на развитие растений.
Для создания микроклимата взяли четыре пластиковые плошки, бумажные полотенца и немного быстро прорастающих семян овса. На дно каждой плошки положили кусок бумажного полотенца и насыпали на него немного семян. А потом разместили плошки с семенами в местах с разным микроклиматом. Одну плошку поставили в холодильник – здесь холодно, сухо и темно – чем не полярный климат! Две плошки поставили на солнечный подоконник, но семена полили только в одной из них, и закрыли ее крышкой. В ней поливали их ежедневно (тропический климат). А во второй время от времени (умеренный). Четвертую поставили в батарею – чем не пустынный климат! Сделали зарисовку семян в плошках на данном этапе. Ежедневно следили за состоянием семян. Следующую зарисовку сделали на этапе появления первых всходов. Первыми взошли зерна, находящиеся в тропическом микроклимате, тогда как в полярном и экваториальном микроклимате зерна совсем не изменились с момента посева.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Выводы:
Мы убедились в правоте своей гипотезы.
В разном климате растения развиваются по-разному
Наиболее благоприятный климат для развития растений – тропический
В дальнейшем будем и дальше узнавать и изучать растения нашей планеты.
Заключение.
В ходе работы над проектом дети развивали познавательный опыт и практические навыки в исследовательской деятельности. Предположив, что в разном климате растения развиваются по-разному, собрали сведения об этом вопросе с помощью различных источников, проанализировали их. С помощью воспитателя создали в группе различный микроклимат и провели наблюдения, как климат влияет на развитие растения. В результате эксперимента убедились в правоте своей гипотезы - в разном климате растения развиваются по-разному.