МААМ-картинки

Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология

Удалова Евгения
Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология

КРИОТЕРАПИЯ – КАК СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того что живешь.

Публикация «Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология» размещена в разделах

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы предполагаем состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной и становление ценностей здорового образа жизни.

ФГОС предусматривает инклюзивное образование с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время проблема своевременного преодоления особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной. Своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных форм работы.

Академик В. М. Бехтерев доказал о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Несмотря на то, что в арсенале у педагогов есть много технологий, методов и приемов, мы открыли для себя современную, интересную и продуктивную здоровьесберегающую технологию - криотерапия.

Дословно, криотерапия переводится с греческого, как лечение холодом (kryos – холод, therapya – лечение). В широком же смысле, под понятием криотерапия, подразумевается использование холода в лечебных и оздоровительных целях.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Особенность данной технологии–развитие речевых и двигательных функций с использованием дозированного воздействия холода на нервные окончания пальцев и мышц лица, что обладает благотворными свойствами.

Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Криотерапия в коррекционной работе способствует:

• снятию гипотонуса мышц лица;

• устранению гиперсаливации;

• благоприятному воздействию на мышцы мелкой моторики и их двигательных функций;

• стабилизации эмоционального фона;

• снятию психоэмоционального и физического напряжения;

• развитию навыков позитивной коммуникации;

• развитию навыков импрессивной и экспрессивной речи.

Новым в нашей системе работы является включение криотерапии во все разделы коррекционной деятельности.

Нами были определены этапы внедрения криотерапии в коррекционно-развивающую деятельность с детьми и содержание работы на каждом этапе.

Задачи первого этапа (диагностического)

• выявить уровень заболеваемости детей;

• определить уровень сформированности артикуляционной моторики;

• разработать индивидуальный образовательный маршрут дальнейшей коррекционной работы.

На втором этапе (основном) реализуются задача – ввести криотерапию в коррекционный процесс обучения.

Введение криотерапии осуществляется по уровням, с постепенным увеличением времени взаимодействия со льдом, с чередованием теплых и холодных процедур.

Методика проведения криотерапии

1 уровень – взаимодействие со льдом.

Данный уровень включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Взаимодействие со льдом 5-7 секунд.

2 категория игр

Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

Определение игр осуществляется с учетом индивидуальных образовательных маршрутов.

2 уровень – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 уровень - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Количество занятий прописано в индивидуальном образовательном маршруте.

Для развития артикуляционной моторики определенны иное содержание уровней:

1 уровень – взаимодействие со льдом.

С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений (гипотонуса) и устранение гиперсаливации мы так же используем элементы криотерапии.

Данный уровень включает в себя действия, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Взаимодействие со льдом 5 секунд.

2 категория игр

Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10 секунд.

3 категория игр

Время взаимодействия со льдом и холодом до 20 секунд.

4 категория игр

Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом 30 секунд.

Игры сопровождаются речевым материалом.

2 уровень– выполнение артикуляционной гимнастики.

Комплекс артикуляционных упражнений зависит от последовательности постановки звуков.

3 уровень – самомассаж мышц лица.

Курс состоит из 10 ежедневных сеансов.

Противопоказания к применению криотерапии :

1. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией;

2. При индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода);

3. При обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др.);

4. С осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми.

Подготовка оборудования и атрибутов

для занятий с использованием криотерапии

Проведение криотерапии требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в специальных емкостях разной формы (контейнер для замораживания льда, подставка от шоколадных конфет, песочные формочки и т. д.). Чтобы лед был прозрачным, мы замораживаем кипяченую воду комнатной температуры. Для придания льду цвета мы добавляем пластинки разных цветов, а не используем краски и красители, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Перед тем как давать детям играть со льдом, споласкиваем его холодной водой, чтобы он не примерзал к пальцам.

Для игр со льдом мы замораживаем пластмассовые буквы, мелкие игрушки и различные геометрические фигуры в разных формочках.

Занятия проводятся на специально оборудованном столе с двумя емкостями для льда и теплой воды (до + 40С).

Для защиты одежды от влаги, дети надевают клеенчатые фартуки.

По окончанию работы со льдом дети протирают руки одноразовыми полотенцами.

Самомассаж рук выполняют с использованием разных предметов: шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, щётки с жёстким ворсом и т. д.

Задача третьего этапа (заключительного) – формировать положительную мотивацию к дальнейшему оздоровлению организма путем закаливания через решение коррекционных задач.

На данном этапе проводятся мероприятия с целью обобщения и закрепления полученных знаний и умений:

• итоговое занятие «Волшебные льдинки»;

• викторина «Ледяной остров»;

• совместное мероприятие с родителями «Путешествие в замок Снежной Королевы».

Для внедрения криотерапии в коррекционную работу активно вовлекаются родители. Для родителей разработаны буклеты «Что такое криотерапия», «Игры, которые лечат», которые содержат информацию о значении криотерапии в оздоровлении детей, а так же рекомендации по проведению игр со льдом.

Для повышения общей грамотности родителей по применению криотерапии организован мастер-класс на тему «Загадочные льдинки» с целью обучения приемам работы со льдом через игры по развитию речи детей.

Использованные формы работы с родителями позволили добиться хороших результатов, поддержать интерес совместной деятельности, положительный настрой и желание творить.

В систему работы включен мониторинг. Для этого мы сравнили две группы детей одного возраста. Первая группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с которой велась работа по криотерапии, вторая группа – общеразвивающей направленности.

Анализ результатов обследования на начало года показал, что у детей обеих групп высокий процент заболеваемости.

В результате целенаправленной работы в течение года процент заболеваемости в группе комбинированной направленности снизился на 10,1%, а в группе общеразвивающей направленноти на 6,6%.

Обобщая результаты, можно сделать выводы: содержание и выделенные этапы работы определены верно, заметен рост интереса к коррекционным занятиям, а главное, снизилась заболеваемость.

Таким образом, внедрение криотерапии способствовало благоприятному влиянию на общее оздоровление организма детей, повышению познавательной активности и эффективному усвоению учебного материала по всем разделам.

Публикации по теме:

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-классСовременная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это прекрасный повод отдать дань.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного»Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного» Современная мода. Что же в ней опасного, какие ловушки скрыты? Мода – это всегда способ привлечения к себе внимания. Сейчас немало девушек.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мастер-класс «Криотерапия или увлекательные игры со льдом» Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребенка – «криотерапией». Задачи: передать.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Весёлый новогодний танец «Я ёлка современная» Видео Детская песня –«Я ёлка современная»К сожалению авторов музыки и слов этой песни я не нашла в интернете. В танце участвуют 4 девочки, встают.

Здоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУЗдоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУ Развивая ребенка, важно предоставлять ему не только основное, но и дополнительное образование. Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 06:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД