Лучший педагог года

Критерии психологической готовности ребенка к школе

Ирина Ветошникова
Критерии психологической готовности ребенка к школе

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”, не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”, на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Публикация «Критерии психологической готовности ребенка к школе» размещена в разделах

Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

1. Социально-психологическая готовность к школе :

Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.

• Наличие социальной позиции школьника : ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

2. Интеллектуальная готовность :

Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.

• Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются : наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др., сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

3. Психофизиологическая готовность :

Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.

• Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.

Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т. е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

• Недостатки в воспитательной среде ( необходимы: систематические занятия с ребенком)

• Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. ( Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)

• Невротическое развитие характера. ( Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

• Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. ( Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Тренинговое занятие по формированию различных компонентов психологической готовности к школе «Путешествие за золотым сердцем» Разработка тренингового занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию различных компонентов психологической готовности.

Результаты диагностики уровня психологической готовности к школе воспитанников ДОУ Психологическая готовность к школе (результаты диагностики воспитанников дошкольного учреждения МБОУ «СОШ №11») апрель 2019 года В ДИАГНОСТИКИ.

Консультация для педагогов ДОУ «Понятие и характеристика готовности ребенка к школе» «Понятие и характеристика готовности детей к школе». Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в.

Консультация для родителей «Оценка готовности ребенка к школе» Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство.

Консультация для родителей «Критерии готовности к обучению в школе» Критерии готовности к обучению в школеВоспитатель: Горина М. В. Безусловно, все родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка.

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе Консультация для родителей. КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Время летит очень быстро! Еще совсем недавно вы.

Основные критерии психологической готовности детей с нарушениями интеллекта к обучению Обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенку выдержать увеличившуюся нагрузку. Ребенок.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Выступление на педагогическом совете «Формирование психологической готовности детей к школе в ДОУ» Формирование психологической готовности детей к школе, в ДОУ. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят.

Заседание круглого стола «Критерии качеств уровня готовности детей 6–7 лет к обучению в школе» Одним из достижений старшего дошкольного возраста является формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Критерии психологической готовности ребенка к школе
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 12:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД