МААМ-картинки

Кризис семи лет как фактор готовности к школе.

Гульнара Маслова
Кризис семи лет как фактор готовности к школе.
▼ Скачать + Заказать документы

Кризис семи лет как фактор готовности к школе.

Переходный период – очень ответственный этап возрастного развития. К этому времени у ребёнка должны быть сформированы основные психические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень, то есть кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего.

Публикация «Кризис семи лет как фактор готовности к школе,» размещена в разделах

К концу дошкольного возраста у ребёнка резко меняется поведение. Он начинает безо всякой причины манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное. В этот период происходят важные изменения в психической жизни ребёнка. Этот период получил название кризиса семи лет. Основная симптоматика кризиса : 1) «потеря «детской непосредственности» (по определению Выготского Л. С.). Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это будет иметь для самого ребёнка; 2) манерничанье; ребёнок из себя что-то строит, что-то скрывает; 3) симптом «горькой конфеты» : ребёнку плохо, но он старается этого не показать». Возникают трудности воспитания: ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребёнка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней жизни, она на неё влияет. Возникновение внутренней жизни очень важно, так как ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребёнок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослый легко может понять что думает, чувствует, и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент – ребёнок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. В этот период возникают новые трудности в отношении ребёнка с близкими взрослыми. На 7-ом году жизни ребё нка возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребёнок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослыми, возражение по всяким поводам. Ребёнок начинает демонстрировать в семье нарочито взрослое поведение. Он может изображать какого-то конкретного члена семьи или стремиться к выполнению каких-то «взрослых» обязанностей. У него появляется интерес к своему внешнему виду. Ребёнок долго выбирает, во что одеться, спорит по этому поводу с родителями, старается выглядеть взрослее, часто отвергает предложенную одежду под предлогом, что он не маленький. Следует отметить, что все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил установленных родителями и являются нераздельной частью целостного отношения к близким взрослым. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребёнка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и как-то относиться к нему. В первый момент отношение к правилу, предложенным взрослым вызывает у ребёнка отрицание, а первую реакцию – нарушение. Это нарушение привычных правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним.

В свете проблемы психологической готовности к школе данные полученные в исследовании К. И. Поливановой говорят о том, что домашний негативизм может быть понят как особая форма построения нового поведения и дети с выраженным негативным поведением оказываются лучше готовы к школе, чем их сверстники со «стертыми» симптомами кризиса.

Подтверждение этому можно найти и в исследовании своеобразия переходного возраста у детей 6-7 лет проведённым Е. Е. Сапоговой: 58% родителей говорили о том, что «ребёнок вдруг испортился», «стал очень непослушным», все требования ему нужно повторять по несколько раз». При этом отмечается, что дети уже меньше играют, предпочитают читать, выполнять поручения, делать что-то полезное. Другие родители (42%) указали на то, что их дети «послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений». Негативное поведение таких детей проявилось лишь с поступлением в школу. Учителя отзывались о таких детях как о неуспевающих, неактивных, имеющих проблемы с поведением. У 58% родителей, ранее наблюдавших негативное поведение, после начала посещения ребенком школы, это стало пройденным этапом.

Таким образом, наступление так называемого «кризиса семи лет» может служить одним из диагностических признаков психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Публикации по теме:

Готовность ребенка к обучению в школе Понятие «готовность к обучению в школе» выделяет три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный и психологический. Физиологическое.

Возрастные кризисы ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗГЛЯДЫ Многие исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кризис семи лет как фактор готовности к школе.
Опубликовано: 28 ноября 2012 в 21:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кризис семи лет как фактор готовности к школе.» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Маслова (УИ 44994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД