Лучший педагог года

Круглый стол для педагогов «Азбука общения»

Мария Чернова
Круглый стол для педагогов «Азбука общения»

«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами, детьми и их родителями.

Публикация «Круглый стол для педагогов „Азбука общения“» размещена в разделах

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит сотрудничестве.

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем; выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.

Тренинговая работа с педагогами ДОУ состоит из подготовительного этапа и 2 встреч в формате семинаров-тренингов. Продолжительность которых не превышает полутора часов, что прекрасно подходит для реализации в условиях дошкольного учреждения (время дневного сна).

Подготовительный этап:

На данном этапе педагогам была предложена :

1. Диагностика уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В. Ф. Ряховскому, (приложение №1)

2. Определение стиля общения педагога с родителями (на основе опросника В. Г. Маралова, В. А. Ситарова) (приложение №2).

3. Анкета “Самооценка качеств, важных для общения” (приложение №3)

Результаты, полученные в ходе диагностики, способствовали осознанию педагогом своей позиции в общении с родителями.

Далее с педагогами были проведены 2 встречи, каждая содержала как теоретический материал (короткие беседы и мини-лекции, так и практическую часть, в которой были использованы определенные упражнения и задания, помогающие воспитателям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.

Задачи:

•Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

•Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

•Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы.

•Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ход встречи

Здравствуйте, коллеги, давайте начнем нашу встречу с упражнения.

1. Упражнение “Рады встрече”(10 мин.)

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени. Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

2. Упражнение “Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся”(5 мин.)

Разбейтесь на пары, сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы выполнять их. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Давайте обсудим, как проходила эта игра.

Какие чувства возникают в ходе упражнения, что понравилось больше?

Итог: Изо дня в день каждый выполняет какие-то обыденные действия, манипуляции даже не задумываясь об этом. Но стоит только, например, закрыть глаза…и мир меняется. Обыденность представляется чем-то неопознанным. Как здорово уметь видеть новое в старом, хорошее в плохом, уметь анализировать и черпать нужное для себя.

3. Упражнение «Рекламный ролик». (10 мин)

Цель: развитие фантазии и ораторских навыков.

Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике.

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более 1 минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 5 минут.

4. Упражнение “Интервью”(20 мин.)

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью. Для этого мы разбиваемся на пары. Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым и в течение 1 минуты задаются респонденту вопросы. Следующую минуту меняемся ролями.

На презентацию своего коллеги дается не более 1 минуты. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет коллегу всей группе. За одну минуту необходимо представить своего собеседника как уникальную и неповторимую личность. Идет работа в парах в течение 2 минут.

Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.

Вопросы к группе:

Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?

Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

5. Групповая дискуссия (10 мин.)

Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.

6. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями” (Приложение №4)

Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

7. Упражнение “Построимся”(10 мин.)

Описание упражнения: ведущий предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Итог: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые все попадают, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Итог встречи: Содержание, т. е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение : позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

Публикации по теме:

Круглый стол «Давайте познакомимся!»Круглый стол «Давайте познакомимся!» Целью нашего первого родительского собрания было расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив на новый учебный.

Круглый стол для родителей «Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников» Круглый стол для родителей. «Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников» Цель: Показать эффективность дидактических.

Круглый стол для родителей «Играя пальчиками — развиваем речь» Воспитатель: - Здравствуйте!- ты скажешь человеку - Здравствуйте, здравствуйте – улыбнется он в ответ - Здравствуй – и наверно не пойдет.

Круглый стол для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Цель: ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению.

Круглый стол для родителей «За здоровый образ жизни» Круглый стол для родителей «За здоровый образ жизни» Задачи: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни. 2. Приобщать к сотрудничеству детей.

Круглый стол «Нравственное патриотическое воспитание» для родителей .

Круглый стол «Вредные привычки у ребёнка» Форма проведения: круглый стол. Цели: осуществить педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных.

Круглый стол «Семейная гостиная» для родителей от педагога-психолога «Моя Семья — это моё счастье».Круглый стол «Семейная гостиная» для родителей от педагога-психолога «Моя Семья — это моё счастье». Круглый стол: "Семейная гостиная" для родителей от педагога-психолога Тема: «Моя Семья – это моё счастье». Цель: помочь родителям сформировать.

Круглый стол «Семья — это важно»Круглый стол «Семья — это важно» Цель: Установить доверительные и партнерские отношения с родителями; воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, уважение.

Круглый стол «Уроки для взрослых и детей» Круглый стол на тему: «Уроки для взрослых и детей» (по правилам дорожного движения) Вступительное слово воспитателя. Здравствуйте уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Азбука общения»
Опубликовано: 6 октября 2017 в 14:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД