Бобрышова Светлана Владимировна
Круглый стол «Формирование позитивных детско-родительских отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование позитивных детско-родительских отношений»
Не ребенок должен Вас понимать,
а Вы ребенка. Только потому,
что Вы были ребенком,
а ребенок еще не был взрослым.
Цель: формирование навыков гармоничного, доверительного взаимодействия родителей и детей.
Задачи:
1. Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе, атмосферы поддержки.
2. Развитие доверительных детско-родительских отношений.
3. Развитие коммуникативных навыков.
Публикация «Круглый стол „Формирование позитивных детско-родительских отношений“» размещена в разделах
4. Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества.
Целевая группа: воспитатель, родители детей 3-4 лет.
Оборудование и материалы: проектор, презентация, мешочек с вопросами, магнитная доска, маркер, магнитики.
Ожидаемый результат:
1. Повышен уровень психолого-педагогической компетентности родителей.
2. Сформирована атмосфера взаимной поддержки и позитивного настроения.
3. Адекватная оценка родителями взаимоотношений в семье.
4. Рекомендации воспитателя приняты к сведению.
Ход собрания:
1. Приветствие участников родительского собрания.
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать всех вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим с вами о детско-родительских отношениях, и как сделать эти отношения гармоничными и доверительными.
2. Упражнение «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты!».
- Для того, чтобы настроиться на общение, выполним упражнение «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты!».
Каждый родитель называет свое имя, следующий родитель подбирает на первую букву имени предыдущего родителя прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: 1 родитель: «Я Марина». Следующий родитель: «Марина - мудрая, а я Наталья». Следующий родитель: «Наталья – надёжная, а я Ирина». И т. д.
3. Основные типы детско-родительских отношений.
Значимую и самую главнейшую роль в воспитании ребенка выполняют родители. Именно семья развивает ребенка, как личность. В семье ребенок рождается, получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать. Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
В каждой семье складывается тот или иной тип детско – родительских отношений. Психологами определены основные типы детско-родительских отношений :
1) Авторитарный тип.
Родители внимательно следят за иерархической системой: старший говорит, что всегда прав, и ребенку нужно послушно следить за требованиями и приказами. Не считаются с мнением ребенка, не учитываются его желания и интересы, пренебрегают чувствами.
Такой стиль детско - родительских отношений :
Малыш «полезен», он комфортен для родителей, практичен, легко управляет и подвластен своей родительской воле, взрослый полностью контролирует ребенка, его воспитание и, главное, будущее ребенка;
Ребенок не удовлетворяет своих потребностей, а исполняет желания своих родителей, сделав жизнь их более комфортной;
Далее это может случиться так:
Достигнув подросткового возраста решительно изменит существующие системы. Где он не учитывал своих интересов, где не умеют его слушать, и может потерять связь, отказаться от общения с семьей;
Когда ребенок взрослеет, он может в зависимости от более сильных систем попасть под давление криминальной, сектантной или политической компании, в которой он будет исполнителен и беспрекословен
Став взрослым, он приобретает авторитарную природу или будет безропотен, подвластен исполнению чужой просьбы и приказа: безвольный и неспособный высказывать свои мнения.
2).Попустительский тип.
в семье не интересуются желаниями ребенка "не доходят руки". Просьбы ребенка не принимают во внимание, не слушают и не слышат ребенка. Малыш чувствует недостаток заботы, участия в его жизни со стороны взрослого, когда родители заняты работой, точнее вынуждены, из-за недостатка средств, проводить много времени на работе. Они стараются купить все необходимое ребенку: одежду, обувь и конечно, игрушки, но ребенок обделен вниманием и общением.
Исследования показали, если эмоциональные проявления взрослых скупы, дети часто безразличны к тому, что происходит вокруг них, стремление к общению как со сверстниками, так и со взрослыми выражено слабо. Выявлено, что отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, умственное и даже физическое развитие детей. Отрицательные чувства ведут к нежелательным результатам в развитии личности.
Если родители не улыбаются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе с ним, не проявляют по отношению к нему нежности и ласки, то они не удовлетворяют его потребности в эмоциональном самовыражении. И тогда эмоциональные проявления в поведении ребенка ослабляются, блокируется чувственная сторона его переживаний, теряется непосредственность, жизнерадостность, искренность в выражении чувств. Такие дети будут недоверчивы к чувствам других, не смогут установить эмоциональных связей с окружающими, обрекут себя на недоверчивость, подозрительность, мнительность. Став родителями, им в свою очередь при всем желании будет трудно проявить любовь к детям.
При таком стиле детско-родительских отношений :
•семья поначалу не стремится отдавать все силы и время на воспитание ребенка;
•малышу приходится самостоятельно находить выход из сложившихся ситуаций.
Вследствие этого:
•удаленность от контакта с родителями, отсутствие близких отношений с семьей может привести к нарушению самооценки у ребенка. он не сможет воспринимать и оценивать других и себя самого;
•ребенок не знает закономерностей регламентирующих жизнь, это приводит к тому, что у него отсутствует чувство безопасности, защищенности.
3). Гиперопекающий тип.
семья крутится вокруг точки, под названием – ребенок, все его желания, сказанные и даже мысленные, выполняются беспрекословно. С ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Малыш живет под колпаком. Он огражден от всего негативного, от всех трудностей и переживаний. От ребенка не требуют выполнения элементарных норм и правил. В центре внимания только он и его хотения.
При таком стиле детско-родительских отношений :
• у папы и мамы преобладает видимость того, что они самые лучшие родители. Ведь они оградили своего ребенка от всех опасностей, оберегают его жизнь и здоровье;
•родители считают, что они поступают правильно, ограждая свое чадо от всего. У них отсутствует чувство вины, которое присуще бывает многим родителям ;
•до периода, когда ребенок впервые приходит в детский сад, жизнь малыша была комфортной, он чувствовал заботу и помощь от папы и мамы.
далее это может сложиться так:
•малыш не адаптирован к тому, что ему необходимо будет расстаться с постоянной опекой родителей. самому выполнять требования предъявляемые к нему;
• ребенок будет не серьезно, легкомысленно относиться ко всему;
• малыш неправильно будет воспринимать замечания и критику в свой адрес;
•ребенок с трудом будет справляться с проблемами и чувствами, встреча с которыми предстанет во взрослой жизни.
4). Демократический тип.
Семья такого типа считает главными родителей. Они должны сами решать все вопросы семьи, а мнение и желания ребенка отходят в сторону. Уважение в семье стоит на первом месте и ко взрослым и к детям. Четко соблюдаются традиции семьи, ценятся из поколения в поколение. Ребенок приучается к тому, что он должен выполнять определенные поручения. Эмоциональный климат в семье доброжелательный, а если возникают какие - то трудности или проблемы, то они решаются сообща.
При таком стиле детско-родительских отношений :
•ребенок желает принимать от родителей заботу и внимание, оригинальный подход к процессу воспитания, постепенного его взросления;
•нет простого подхода, заблуждения того, что идет полный контроль над сложившейся ситуацией. Мама и папа совместно принимают участие в процессе роста своего ребенка, который тоже личность. Они понимают, что им придется принять его как личность и уважать его мнение. Поддерживать его, давать возможность самостоятельно принимать решения.
Далее ребенок:
•повзрослев, становится доброжелательным, гуманным по отношению к окружающим и себе;
• знает, чего хочет и что может, считается с желаниями окружения и добивается гармонии;
•становится эмоционально прочной личностью, которая в сложной ситуации проявит самостоятельность, найдет необходимый выход, преодолеет все преграды, не нанося вреда окружающим.
Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации положительных детско-родительских отношений :
- принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь «ребёнок – это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других»;
- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;
- принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;
- принцип взаимного уважения друг к другу.
4. Беседа с родителями.
- Уважаемые родители, какие отношения в вашей семье? Кто может назвать основной принцип воспитания ребенка в вашей семье?
5. Упражнение «Простой вопрос».
Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу. Родители по очереди достают из мешочка вопросы и отвечают на них. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.
Примерные вопросы:
Поете ли вы колыбельные вашему ребенку?
Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?
Назовите любимое блюдо вашего ребенка.
Какую музыку вы слушаете?
Какая пора года больше всего нравится вам?
Кем вы работаете и где?
Кем бы хотели стать в детстве, и исполнилась ли ваша мечта?
Чем занимаетесь в свободное время?
В какие игры любит играть ваш ребенок?
Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.
Раскройте тайну своего любимого хобби.
Как вы проводите время вместе со своим ребенком?
Есть ли у вас семейные традиции, какие?
6. Советы родителям для положительных детско-родительских отношений.
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности:
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4х, а лучше по 8 раз в день.
7. Упражнение «Найди своё место»
- А теперь я бы хотела, чтобы вы расположили себя, как родителя, вот на этой лестнице взаимоотношений, где первая ступень означает сложные отношения, десятая – гармоничные, доброжелательные отношения.
На магнитной доске нарисована лестница в виде ступенек. Родители ставят магнитик на ступень, которая соответствует их взаимоотношениям в семье.
- Вот видите, чтобы стоять на вершине лестницы, то есть иметь гармоничные отношения в семье, нужно сделать всего несколько шагов.
8. Заключение.
- В завершении нашего собрания я прочитаю вам небольшую притчу.
Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.
- Сколько ему лет? - спросил мудрец.
- Пять.
- Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.
Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.
-Прежде чем воспитывать, откройте двери в своё детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребёнка? Превосходство или сочувствие к нему? Но самое главное – никогда не воспитывайте ребёнка в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один отрежьте. Старайтесь стать для ребёнка таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.
- Спасибо каждому из вас за активное участие в собрании, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам комфортного пребывания в стенах нашего заведения. До свидания! До новых встреч!
Воспитатель раздаёт памятки для родителей.