Карагодина Виктория
Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для родителей, педагогов
Тема: «Педагогика сотрудничества : педагог-ребёнок-родитель»
Форма проведения: круглый стол
Аудитория: родители подготовительной к школе группы, учеников 1-х классов, заведующий ДОУ, воспитатели, учителя начальных классов.
Количество участников: до 15 человек
Задачи:
1. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
Публикация «Круглый стол „Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Развивать представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период.
3. Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручить родителям памятки.
Ожидаемые результаты:
1. Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
2. Развиты представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период.
3. Определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручены памятки родителям дошкольников.
Информационно – техническое обеспечение:
1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе (на каждого родителя)
2. «Ведет, ведет дорога до школьного порога» (разные дорожки к ней)
3. Памятки для родителей
4. Рисунки детей на тему: «Как представляю себя в школе?»
5. Список компонентов школьной готовности
6. Ручки, листы с заданиями
7. Анкеты для родителей
Материалы и оборудование:ручки, листы бумаги, полоски жёлтого, зелёного, сиреневого цветов.
Логика проведения:
1. Приветствие (Приложение 1)
2. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования: рисуем крупой» - воспитатель ИЗО.
(Приложение 2)
3. Упражнение для родителей «Мой ребенок - будущий первоклассник» Упражнение «Ведет, ведет дорога до школьного порога» Цель: выявление уровня тревожности родителей за своего ребенка (Приложение 3)
4. Знакомство родителей с выставкой детских работ «Как я представляю себя в школе?». Цель: определение степени беспокойства ребенка предстоящим обучением (Приложение 4).
5. Упражнение «В школу – с удовольствием!». Цель: определение наиболее значимых факторов успешной подготовки и адаптации к школе (Приложение 5).
6. Дискуссия ««Трудно ли ребёнку привыкнуть к новому статусу – школьник» Цель: выявление и обобщение знаний родителей о специфике школьной адаптации (Приложение 6)
7. Выступление педагога – психолога средней школы «Готовность детей к школе». Цель: ознакомление родителей с разными видами готовности детей к школьному обучению
(Приложение 7)
8. Выступление учителей начальных классов – завуч начальной школы.
9. Обратная связь. Цель: выявление мнения родителей о проведенном мероприятии (Приложение 8).
10. Вручение памяток родителям (Приложение 9).
Приложение 1
Вступительное слово старшего воспитателя.
Уважаемые родители, педагоги! Я рада приветствовать Вас в нашем детском саду. Думаю, наша встреча пройдет интересно и Вы узнаете что-то новое для себя.
Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, учителя начальных классов, и Вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашим детям скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов, с домашними заданиями, первыми успехами Вашего ребёнка и рабочей неделей в пять дней. Чтобы ребёнок легко шагал по школьной жизни нужно всем участникам образовательного процесса (педагог, ребёнок, родитель) взаимодействовать по одной четко выведенной линии. Поэтому тему нашего «круглого стола» мы так и назвали: «Педагогика сотрудничества : педагог - ребёнок – родитель».
Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.
Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начало обучения ребёнка в школе, как обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
За период обучения в школе Вам, родителям, нужно будет вместе с ребёнком не только читать, считать, писать, но и выполнять совместные творческие работы. Сегодня мы предлагаем Вам проявить своё творчество и фантазию в выполнении работы в нетрадиционной технике. С вами будет работать воспитатель ИЗО.
Приложение 2
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования: рисуем крупой»
Воспитатель ИЗО предлагает участникам клеем нанести любой сюжет, затем нанести крупу.
Приложение 3
Упражнение «Мой ребенок – будущий первоклассник».
Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите лист бумаги и напишите на нём ручкой слева те черты, которые помогут и справа те черты, которые затруднят учёбу вашего ребёнка.
Упражнение «Ведет, ведет дорога до школьного порога»
А теперь выберите и покажите одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе.
Полоска сиреневого цвета означает сильное Ваше беспокойство,
жёлтая - умеренное,
зелёная полоска - нет особого беспокойства.
Приложение 3
Критерии оценки выставки детских работ «Как я представляю себя в школе?»
Рассмотрите детские рисунки и ответьте на вопросы:
- Хочет ли он стать школьником?
- Каким, на Ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?
- Какое настроение ребенка передает рисунок? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
- Есть ли на рисунке ученики, учитель?
- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым:
«Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту»,
«Мне интересно выйти к доске.»,
«Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят».,
«Мне тревожно».
Приложение 4
Дискуссия родителей будущих и настоящих первоклассников на тему
«Трудно ли ребёнку привыкнуть к новому статусу – школьник»
Вопросы для родителей, будущих первоклассников Вопросы для родителей первоклассников
1. Как Вы думаете, желают ли дети подготовительной группы идти в школу? Как они это выражают? 2. Вспомните, хотел ли Ваш ребёнок идти в 1 класс?
3. Испытываете ли Вы беспокойство
перед поступление вашего ребёнка в школу? 4. Испытывали ли Вы, как родитель, беспокойство за ребёнка перед
поступлением в школу?
5. Как Вы думаете, какие трудности могут возникнуть в первые дни обучения в школе? 6. Какие трудности возникли у Вас и у ребёнка
в первые дни учёбы? Как Вы справлялись с ними?
7. Как Вы считаете, 6 или в 7 лет нужно отправлять ребёнка в школу?
8. Как могут родители определить готов ли их ребёнок к школе?
9. Ваши пожелания родителям будущих первоклассников.
Приложение 5
Упражнение «В школу – с удовольствием!»
Уважаемые родители, перед Вами перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.
Приложение 6
Сообщение педагога – психолога «Разные виды готовности к школе»
- Сейчас перед Вами выступит педагог-психолог средней школы.
Психологи выделяют разные виды готовности к школе:
Физиологическая готовность к школе
1. Физическое созревание организма.
2. Устойчивость к нагрузкам.
3. Гибкость в адаптации к новому режиму.
Интеллектуальная готовность к школе
1. У ребенка должен быть запас определенных знаний.
2. Он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее.
3. Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.
Психологическая готовность к школе
1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
2. Развитие руки и развитие речи.
3. Созревание эмоционально-волевых процессов
- Какие вопросы есть у Вас к психологу?
Приложение 7
Выступление учителей начальных классов
- Слово для выступления предоставляется завучу начальной школы (беседа с родителями по интересующим их вопросам обучения в школе).
Приложение 8
Рефлексия
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны
проведённого круглого стола. Отметьте знаком +
1. Что побудило вас прийти на мероприятие?
Дисциплинированность
Интерес к поднятой теме
Уважение к воспитателям
Любопытство
Возможное душевное успокоение
Настойчивые просьбы воспитателей
Не знаю
2. Пожалуйста, оцените, насколько вам понравилась та или иная часть мероприятия в баллах: 3 – довольны, 2 – частично довольны, 1- не довольны.
Мастер-класс
Дискуссия
Выступления педагогов
Практические задания
Атмосфера мероприятия
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 9
Памятка для родителей, будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.