Светлана Романькова
Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение к вредным привычкам.
Форма, методы: круглый стол с элементами игры, дискуссии и тренинга с приглашением медицинского работника центра «Исток», проведением тестирования подростков по оценке уровня их физического развития; оформление в конце занятия коллажа «Курить – здоровью вредить!» на магнитной доске в игровой комнате.
Публикация «Круглый стол с острыми углами „Полезные и вредные привычки“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Оборудование: эпиграф занятия «Табак наносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Оноре де Бальзак, листки бумаги, тесты, ручки, выставка книг и материалов из периодической печати «Парад вредных привычек» и «Со здоровьем я дружу».
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Полезные и вредные привычки. Игра – упражнение «Сорняки и розы».
3. Из истории приобщения европейцев к курению.
4. Выступление медицинского работника центра «Исток» Сергеевой Людмилы Викторовны «Статистика и факты разрушающего воздействия вредных привычек на организм подростка». «Всё о туберкулёзе». Викторина.
5. Обмен мнениями о пагубном влиянии курения на организм человека.
6. Парный тренинг «Убеди друга».
7. Тест по оценке уровня физического развития воспитанников.
8. Презентация «Нет курению, алкоголю, наркотикам!»
9. Оформление памятки «Мои аргументы против курения».
10. Оформление коллажа «Курить – здоровью вредить!» на магнитной доске в игровой комнате. Рефлексия.
11. Подведение итогов занятия.
1. Заседание круглого стола воспитатель начинает с прочтения эпиграфа занятия «Табак наносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации». Детям предлагается ответить на вопрос: «Какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка?» Выслушав ответы, воспитатель зачитывает, как объясняется это понятие в толковом словаре Д. Ушакова.
«Привычка, образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь». Таким образом, привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически.
2. Ведущий 1: У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к детям. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминания делать уроки и т. д. Это всё привычки полезные. А теперь, давайте вместе подумаем, а что такое вредные привычки?
Игра – упражнение «Сорняки и розы». Ребятам предлагается написать на одном листке бумаги полезные привычки, а на другом – вредные. (После выполнения задания проводится обсуждение).
Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.
Ведущий 2: Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернётся для него большой бедой. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом. Алкоголь, никотин, наркотик вредны для любого человека, но самую большую опасность они представляют для детского организма. Учёные подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% - от здоровья родителей (т. е. наследственности) и ещё на 20% - от условий, в которых живёт человек. Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом «вредных привычек».
3. Из истории приобщения европейцев к курению.
Ведущий 1: Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 году, были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба. В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, поднесли сушёные листья «петум». Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492 года, называли траву для курения «сигаро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.
В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.
В России, во времена царствования Михаила Фёдоровича Романова, уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 году, причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Ведущий 2: Давайте обратимся к фактам, которые доказывают опасность курения для здоровья человека, особенно для растущего организма (каждый из присутствующих детей зачитывает один из фактов) :
* из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили;
* из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
* из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
* каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов;
* если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
* выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязнённость которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
* 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение ещё опаснее. (По материалам mednovosti.ru)
4. Выступление медицинского работника центра «Исток» :
статистика и факты разрушающего воздействия вредных привычек на организм подростка;
всё о туберкулёзе.
5. Далее воспитатель организует обмен мнениями воспитанников о пагубном влиянии курения на организм человека. Выявившиеся в процессе разговора разногласия - хорошая основа для дискуссии.
Воспитатель просит подумать детей подумать над вопросом: «Почему подростки начинают курить?» Возможные ответы:
* из любопытства;
* за компанию;
* стремление показать себя «крутым» и взрослым;
* слабая воля;
* нечем занять досуг;
* непонимание опасности курения;
* «покурю и смогу бросить»;
* не занимаюсь спортом;
* влияние рекламы, кино, телевидения;
* наличие карманных денег и т. д.
6. Парный тренинг «Убеди друга»
Одному из участников, знающему, что друг начал курить, необходимо убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым курильщиком. Он должен аргументировать свой совет. (Затем в тренинге участвуют другие воспитанники).
7. Выполнение теста, который поможет подросткам оценить уровень своего физического развития.
Ответь честно самому себе (да – 3 балла, нет – 1балл).
1. Соблюдаю ли я режим дня?
2. Делаю ли я утреннюю зарядку?
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
4. Занимаюсь ли я физическим трудом?
5. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
6. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола?
7. Люблю ли я свежий воздух?
8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом?
9. Умею ли я плавать?
Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь: 9 -13 баллов – низкая,14 – 19 баллов – средняя, 20 – 27 баллов – высокая.
8. Презентация «Нет курению, алкоголю, наркотикам».
9. Следующий шаг нашего занятия - составление памятки:
«Мои аргументы против курения»
1. Курение разрушает организм.
2. Курение приводит к неизлечимым болезням.
3. Курение снижает физическую активность.
4. Курение портит цвет кожи.
5. Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.
Я выбираю жизнь
10. Оформление коллажа «Курить – здоровью вредить!» на магнитной доске в игровой комнате. Рефлексия.
11. Подведение итогов занятия.
Подросткам предлагается сформулировать главные выводы изученной темы. Они могут быть следующими:
* С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым.
* Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважение к самому себе.