Надежда Шестакова
Круглый стол с родителями по проблеме развития детей дошкольного возраста «Играть не надо учить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол
«Играть не надо учить!»
Цель: Формирование согласованной позиции по предмету обсуждения.
Методика проведения: В заседании «круглого стола» участвуют примерно 10 человек из числа родителей и педагогов ДОУ. Круглый стол ведут 2 человека с противоположными мнениями. Слово предоставляется каждому участнику круглого стола. В процессе дискуссии участники должны выработать общее мнение.
Примерный ход:
Публикация «Круглый стол с родителями по проблеме развития детей дошкольного возраста „Играть не надо учить!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
1 ведущий: Уважаемые взрослые, сегодня мы собрались, чтобы попробовать решить вопрос, который вот уже несколько лет находится на пике актуальности: что же все-таки правильней, учить дошкольника или играть. Поэтому тема круглого стола звучит так : «Играть не надо учить!» Вы обратили внимание: эта фраза, как в известной сказке, не имеет знака препинания. И от нас, также как от той принцессы, зависит будущее наших детей.
Перед началом дискуссии предлагаю познакомиться (все присутствующие по-очереди представляются).
2 ведущий: Считаю, что в современных условиях, когда заказ формирует все-таки школа, которая ждет первоклассника читающего, имеющего определенный набор знаний, умений, навыков, нужны специально организованные занятия. Ведь еще Александра Платоновна Усова [2], выдающийся педагог отмечала, что обучение на занятиях – одна из основных форм прямой передачи детям знаний важное звено их умственного воспитания. Здесь, на мой взгляд, большой потенциал имеют школы развития личности, воскресные школы, в которых преподают учителя будущих первоклассников.
1 ведущий: Мне интересно мнение родителей : какие качества мы, педагоги детского сада, должны сформировать у детей, чтобы они были успешны в школе? (мнения родителей – записать). Какие преимущества в этом отношении имеет воскресная школа перед детским садом? (мнения родителей – записать).
1 ведущий: Таким образом, общими усилиями мы сформулировали социальный заказ на то, каким видим выпускника детского сада. Перечислить качества.
Хочу предложить небольшую игру. Представьте, что вы все воспитатели. Я выдвигаю свой заказ: из куска пластилина (зеленого, коричневого цвета)
- слепите мальчика или девочку (все лепят,
- чтобы у него обязательно были светлые волосы,
- голубые глаза,
- а одет он или она в красную курточку.
Инструкция дается поэтапно: сначала слепить мальчика или девочку – родители лепят, затем следующая инструкция; таким образом, появляется противоречие между желаемым и действительным).
Получилось? Как вы думаете, почему не получилось? (Обсуждение). Задумайтесь, может быть, не удалось выполнить задание из-за того, что мы не учли особенность данного материала? Ведь пластилин однотонный. Проведем аналогию с ребенком: зачастую, мы также стараемся слепить из него свое видение, не учитывая, при этом, его возрастные и индивидуальные особенности.
Выслушаем мнение на этот счет заведующей детского сада (заведующая продолжает тренинг) : я, как педагог дошкольного образования, вижу выход из данной ситуации: у меня есть пластилин нужных цветов (дает пластилин белого, голубого, красного цветов, все заканчивают поделки).
1 ведущий: Таким образом, с помощью, образно говоря, детского сада получился человечек с набором тех качеств, которые мы от него ожидаем.
Заведующая: Этой игрой мы хотели продемонстрировать, что у нас есть педагогические знания и опыт подготовки ребенка к школе. А еще, мы владеем очень важным инструментом (ключом) – умением играть с детьми. Тот пластилин, который я вам дала – это инструмент, которым мы владеем. Научно доказано, что ребенок-дошкольник способен воспринимать информацию, усваивать учебный объем только если он преподносится в игре. Далее заведующая говорит свое мнение о посещении детьми воскресных школ.
Обсуждение.
2 ведущий: Одна из насущных проблем нашего времени – дети разучились общаться. Учителя начальных классов в голос твердят, что современные первоклассники не умеют вступать во взаимодействие друг с другом и взрослыми, у них часты конфликты, нездоровая конкуренция. Следовательно, необходимо обучать детей коммуникативным навыкам. Думаю, в воскресных школах опыт взаимодействия дети могут получить. Как правило, они не знакомы друг с другом и учителем, поэтому им приходится находить общий язык. А учитель имеет возможность скорректировать поведение дошкольников потому, что их в воскресной группе немного. У кого есть мнение по этому поводу? Обсуждение.
Музыкальный руководитель или воспитатель может продемонстрировать простые коммуникативные игры, которые родители могут предложить ребенку дома, например, на семейном празднике.
1 ведущий: На данный момент остро стоит вопрос: почему дети не хотят учиться? Уважаемые присутствующие, я обращаю его к вам. Обсуждение.
Отсутствие интереса к учебе отмечается, как правило, у недоигравших детей. Ребенок до семи лет способен воспринять информацию только в игровой форме. На самом деле, он играет не с игрушкой, а со своим знанием о мире. Новое знание (то, что он недавно узнал, что его взволновало, например, рассказ воспитателя о космосе) побуждает игру (ребенок сразу начинает проигрывать увиденное или услышанное, а развитие игры требует новых знаний (т. е., чтобы его игра не прекратилась ему постоянно хочется узнавать больше о теме игры). Таким образом, у детей формируется собственный познавательный мотив. Подчеркну – собственный. Именно он и является основой учебной мотивации первоклассника.
2 ведущий: Еще одно важное качество будущего школьника – это произвольность поведения. Приведу пример. В детском саду основная форма организации обучения – это разнообразные игры. Дети свободно перемещаются по групповой комнате, разговаривают, то есть может сложиться мнение, что их не приучают к будущей школьной жизни. А начальная школа насыщена огромным количеством формальных требований, которые нужно выполнять: нельзя ходить во время урока, запись в тетради должна строго соответствовать образцу и тому подобное. Для ребенка, который не может управлять своим поведением, они оказываются настолько трудны, что могут развить у него отвращение к школьному обучению. Может быть, занятия все же необходимы в детском саду, чтобы таким образом подготовить детей к новой для них ситуации? Ваши мнения. Обсуждение.
1 ведущий: Любая игра несет в себе игровое правило, которое ребенку необходимо выполнить, иначе другие дети с ним не будут играть. А это самая мощная мотивация для дошкольника, чтобы соблюдать правила. Я хочу наглядно показать, как, например, в словесной игре формируется у ребенка произвольность поведения. Игра «Придумай предложение» [1]. Я – ведущий, говорю какое-либо слово, например, «близко» и передаю ручку рядом сидящему соседу. Он возьмет ручку и быстро составить предложение с этим словом. Затем назовет свое слово и передаст ручку рядом сидящему. Передавать ручку другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным словом. Когда говорит один – остальные молчат. Один раз проигрываем игру. Уважаемые взрослые, как вы думаете, заложено ли в этой игре правило? Как оно звучит? Что бы произошло, если бы мы это правило проигнорировали? Обсуждение. Таким образом, в элементарной игре дошкольник учится соблюдать правило и регулировать свое поведение.
2 ведущий: Уважаемые родители, для нас всегда был и остается важным опыт семейного воспитания. Ведь семья – это основной институт воспитания ребенка, а родители – это первые и главные воспитатели. Предлагаю поделиться опытом.
Возможно, многие подходы мы сможем использовать и в своей педагогической практике. Родители рассказывают о воспитании в семье. Один из педагогов проводит практикум, как можно использовать неудачно купленную игру.
1 ведущий: Уважаемые взрослые, подходит к концу наша дискуссия. Предлагаю вернуться к тому, с чего мы начали: необходимо поставить знак препинания. Как будет звучать фраза «Играть, не надо учить!» или «Играть не надо, учить!». Мнения.
Рефлексия: Я думаю, у каждого участника круглого стола была своя мотивация и цель его посещения. Например, мне было важно услышать от родителей отношение к игровым методам воспитания детей. Участники высказываются о том, что они ожидали и что получили в результате данного мероприятия.
Сегодня все слепили маленьких человечков – они олицетворяют детей, которых мы воспитываем, еще раз обращаю на них внимание и напоминаю об опасности, с одной стороны, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, а с другой, увлекшись занимательностью игры, уйти от задач обучения.
Спасибо за сотрудничество!
Используемая литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет. Сада. – М.,
1985.
2. Усова А. П. Обучение в детском саду – М., 1970.