Зинаида Петракова
Круглый стол «Социально-нравственное воспитание дошкольников на семейных традициях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально – нравственное воспитание дошкольников на семейных традициях».
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Задачи:
Публикация «Круглый стол „Социально-нравственное воспитание дошкольников на семейных традициях“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
• Рассмотрение разных подходов к понятиям "социально –нравственное воспитание дошкольников " и "семейные традиции".
• Обмен опытом воспитателей по проблеме организации работы в воспитании в семьях семейных традиций.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер,, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.
План проведения:
1. Вводная часть (определение и обсуждение понятий).
2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
3. Заключительная часть (рефлексия).
Ход мероприятия.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь родителям снова воспитывать свих детей на семейных традициях. В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
Самые дорогие и авторитетные для ребё нка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
• Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
• Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции, какими они бывают и зачем они нужны.
Что такое семейные традиции?
«Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура»
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.
ДИСКУССИОННАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы :
1. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
2. Как можно устраивать детские праздники в семье?
3. Какие подарки можно дарить детям?
4. Расскажите, что может помочь нам сохранить историю семейно-го рода?
5. Ракажите, у кого из в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?
6. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
7. Что можно коллекционировать в семье?
8. Скажите, в какие игры и как часто играют с ребенком родители дома?
1. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых.
Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок считает свои о дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного «важного события до другого.
2. Как можно устраивать детские праздники в семье?
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
3. Какие подарки можно дарить своим детям?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфоторгафировать его одного
4. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (семейный альбом)
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом - это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой — загадочное и удивительное.
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
5. Ракажите, у кого из в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать все семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет», — предложить ребенку нарисовать с е натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и п присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные g поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес, который является народным богатством.
6. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Наша задача — помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
7. Что можно коллекционировать в семье?
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.
8. Скажите, в какие игры и как часто играют с ребенком?
Мы с уверенностью можем сказать: детство ~ это игра, игра — это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра ~ это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра - должна стать традиционной в каждой семье.
Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.
В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)
Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.
Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.
Использованная литература:
1. А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – СПБ. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011,
2. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, - М., «Творческий центр», 2008.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
4. Покровский Е. А. Детские игры, - СПб., 1994.
5. Учусь жить среди людей. Под ред. Заозёрской Н. И., Мулько И. Ф. «Пресс А», 2001.
7. Шапошникова С. В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007.
8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения, «Детство-Пресс», 2001.