Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

Елена Петрова
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

1. Как вы считаете, что значит быть хорошим воспитателем?

• Какую роль играет образование в профессии педагога?

• Набором, каких личностных и профессиональных качеств должен обладать педагог? (грамотная речь, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты, умение слушать, находить общий язык с родителями, воспитывать правильные ценности, иметь представление о детской педагогике и психологии)

• Какие специальные знания, умения и навыки необходимы ли педагогу в работе? (владеть методикой дошкольного образования, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Воспитатель должен быть творческой личностью. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего).

2. Каким на ваш взгляд, должен быть современный педагог?

• Какими качествами обладать (терпеливость, доброжелательность, быть красивым, аккуратным, не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки)

• Какие черты характера должен сочетать в себе воспитатель (это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника).

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

3. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.

Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует.

Как можно трактовать это понятие?

• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.

Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.

4. Что относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?

В литературе выделены следующие виды культурных практик:

• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.)

практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры).

практики игрового взаимодействия (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).

• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.

Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).

Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).

Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно -исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно - патриотическое воспитание, самопознание)

5. Через какие виды детский деятельности согласно ФГОС ДО формируются культурные практики? (ФГОС ДО п. 2.7.)

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

• восприятие художественной литературы и фольклора

• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

6. Ведущая культурная практика?

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

7. Зачем нужны культурные практики?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.

• В результате реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

8. Приведите примеры культурных практик, формирующихся в процессе вашей деятельности?

• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

• Творческие мастерские.

• Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

• Сенсорные и интеллектуальные тренинги - это система заданий, преимущественно игрового характера.

• Экспериментирование.

• Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

9. Назовите условия организации и проведения культурных практик.

• Осознанная мотивация педагогов.

• Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т. д)

• Готовность педагога организовать содержание деятельности.

• Компетенция педагога в области культурной практики.

• Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.

• Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.

• Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики.

• Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка

• Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике

10. По каким направлениям идет процесс Проектирования культурных практик в образовательном процессе?

• Кто является их инициатором?

Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

11. Когда практика ребенка становится культурной?

(когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

12. Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики Кто ответит?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

• с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.

культурные практики напрямую решают задачи социализации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» (Н. Б. Крылова – кандидат философских наук).

Публикации по теме:

Формы культурных практик Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества.

Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практикКруг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик Круг детского чтения. Художественное произведение как фон для культурных практик. Чтение произведений Е. Благининой как средство ознакомления.

Круглый стол «Новогодние традиции» Круглый стол «Новогодние традиции.» (родители и дети подготовительной группы) Воспитатель: Кочупалова Светлана Валерьевна. Цель: Воспитание.

Особенности культурных образовательных практик в детском саду Особенности культурных образовательных практик в детском саду. Подготовила: Конева Наталия Викторовна воспитатель МБДОУ д/с №52.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 07:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку» в первой младшей группе
Цель: познакомить детей с предметами различной формы - кубик и шар. Задачи: Образовательная: формировать умение различать предметы по форме и...
Стенгазета к Всемирному Дню ребенка
Вот так праздник! Вот так день! День не взрослых! День детей! Дети – это хорошо, Дети это классно! Без детей и жизнь – не жизнь, Это ж сразу ясно!...
Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок (Дед Мороз...
Новый год – самый любимый, чудесный праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Очень интересно и креативно мастерить поделки своими...