Шапкина София
Крупная польза от мелкой моторики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия изодеятельностью.
Публикация «Крупная польза от мелкой моторики (из опыта работы)» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Темочки
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Лепка- самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создает, но и трогает, берет в руки по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка, повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.
С помощью лепки дети усваивают схожесть форм некоторых предметов. Например. лепя ягоды, яблоки, снеговика и т. д. ребенок поймет, что для всех них используется один основной элемент- шар. Таким образом постигается обобщение предметов и форм.
Лепка также тренирует моторику, пространственное восприятие. Для достижения лучшего эффекта в тренировке моторики, показываем ребенку как можно щипать пластилин, делая ушки, носики, лучики и прочие забавные штучки.
В нашей группе детям очень любят лепить и поэтому мною разработана дополнительная образовательная программа работы кружка «Веселый пластилинчик».
Работу всегда начинаем с разминки пальчиков с помощью стихотворения.
Пластилин я в руки взял: мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки, своей воле покорял.
Вроде бы все так легко- взял кусок, потом еще.
Вместе их соединил. Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал, где неровно- поправлял.
Руки вытер, оценил. Наконец- то завершил!
Работы выполняем в нетрадиционной технике- пластилинография. Данная техника позволяет создать лепные картины с изображением полу объемных предметов на горизонтальной поверхности.
Темы разделили по сезонам, например, «Осенний букет», «Рябинка»; «Зимние узоры», «Новый год в лесу», «»Подснежники», «Верба».
Проводя такие занятия, я заметила, что лепка помогает детям развивать фантазию, творческое мышление, моторику, речь. Они положительно влияют на нервную систему ребенка, легковозбудимые, шумные дети через некоторое время становится более спокойными и усидчивости.
Рассказывая о своей поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины. Учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.
Все это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воображению, самостоятельности, трудолюбия, умения доводить работу до конца, воспитание чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков. У малыша развивается художественный вкус.
Дети получают радость от достигнутых результатов. Их работами мы украшаем группу и раздевалку. Свои поделки ребята дарят родителям и друзьям, используют в играх.
Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекраснее своими руками.