Елена Шулятьева
Кружковая работа по дизайн-деятельности в подготовительной к школе группе «Книжный дизайн»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Увинский детский сад №2»
Планирование кружковой деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
в подготовительной к школе группе «Юные дизайнеры»
Тема: Книжный дизайн
на 2016-2017 учебный год
Составил: воспитатель
Публикация «Кружковая работа по дизайн-деятельности в подготовительной к школе группе „Книжный дизайн“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
первой квалификационной категории
Шулятьева Елена Валентиновна
Ува
2016
Актуальность темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы кружка с требованиями жизни. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации».
Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, оформление книги, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т. д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Новизна программы состоит в том, что предлагается ознакомление детей с книжным дизайном, что способствует в процессе кружковой деятельности получить знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы.
Целью является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Сопутствующая цель: развитие устойчивого интереса к книге, а также бережного отношения к ней.
Основные задачи:
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;
- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
- ознакомить детей с основами книжной графики в среде дошкольного учреждения и библиотеки;
-приобщать к художественной литературе.
Форма работы : программа предполагает проведение одного занятия в две недели, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год – 16. Возраст детей 6-7 лет, количество детей – 23 человека, длительность – 25-30 минут.
Особенностью является совместная с детской библиотекой организация некоторых занятий с целью приобщения детей к художественной литературе.
Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.
Основные методы:
Объяснительно - иллюстративные (демонстрация разных видов детских книг)
Создание игровой ситуации
Репродуктивные (работа по образцам)
Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
Словесные, наглядные, практические, игровые методы
Основной принцип – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. Создание творческой атмосферы способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, выставки детских работ.
Работа с родителями
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с книжным дизайном. При этом используются:
-выступления на родительских собраниях,
- консультации,
- анкетирование,
- привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества,
-посещение родителями выставок детских работ, детской библиотеки.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:
а) художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.
Создаются условия для приобщения дошкольников к художественной литературе.
б) речевое развитие: формируется культура речи и общения, речевое творчество, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
в) познавательное развитие: развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды книг, профессии людей, формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, творческая активность, расширяется кругозор.
в) социально-коммуникативное развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье; становление самостоятельности, целенаправленности собственных целей; формирование позитивных установок к творчеству.
г) в области “Физическое развитие” : энергетика и динамизм детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии, неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.
Планируемые результаты:
• - у детей сформированы первоначальные представления о книжном дизайне;
• - у ребенка достаточно хорошо развиты умения, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты;
• - дети знают некоторых художников-иллюстраторов;
• - у них достаточно хорошо развито чувство ритма, симметрии, цвета;
• - обладает творческим мышлением;
• - ребенок способен к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа;
• -знаком с произведениями детской литературы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Используемая литература:
1. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Изд. дом «Цветной мир, 2011
2. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2009
Перспективное планирование
месяц Тема, литература Задачи Метод. приемы Материалы оборуд-ние Работа с родителями, социумом
октябрь 1.«Загадочный мир книги»
Дать элементарные представления об истории и производстве книг;
Беседа, рассматривание разных видов книг, чтение стих-я
Виды детских книг (книжки-малышки, раскладушки, объемные, непромокаемые и т. д.) Посещение детской районной библиотеки;
Выступление зав. детской библиотекой «Книга в жизни человека» на родительском собрании.
2.»Красная книга» (коллективная работа)
Создать книжку-картинку на основе детских рисунков животных, занесенных в Красную книгу. Научить объединять свои странички общим узором. Обогащать словарь (книжная графика, иллюстрация). Воспитывать интерес к книжной иллюстрации.
Рассматривание Красной книги животных;
Беседа об основных частях книги, практическая работа по сборке книги, оформление обложки
Страницы книги-картон, готовые рисунки детей, выполненные с родителями или в самостоятельной деятельности, клей, кисти, дырокол, лента,
Совместное творчество детей и родителей «Животные Красной книги»;
Участие в конкурсе «Мир животных глазами ребенка» (турстанция Инвис)
ноябрь
3,4. Знакомство с книжной графикой на примере творчества И. Я. Билибина. (книжки-картинки) №2 стр. 160
Познакомить с творчеством художника-иллюстратора детских книг И. Я. Билибина. Уточнить представления о структуре книжки -картинки. Вызвать интерес к оформлению книжек-самоделок по замыслу. Развивать воображение. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, бережное отношение к книгам.
1. Анализ иллюстраций, рассказ о художнике И. Я. Билибине, рисование обложки задуманной книги;
Книжки с иллюстрац И. Я. Билибина,
Листы А4 – 2 шт., сложенные пополам и скрепленные, фломастеры, цв. карандаши, карточка со словом «Сказки» для приклеивания, клей, кисточки
Выставка книг с иллюстрациями И. Я. Билибина;
Чтение р. н. с. «Иван-царевич и Серый волк»
Консультации для родителей по теме: «Художники-иллюстраторы детских книг»;
2.(продолж) рисование сюжета задуманной сказки;
Организация выставки «Книжки-картинки»
Посещение детской библиотеки, рассматривание книг.
декабрь
5. «Жар-птица» (иллюстрация с сюрпризом) №2 стр. 162
Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно-выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и живописные элементы. Продолжать освоение художественного приема «наложение». Воспитывать художественный вкус.
Показ и пояснение способа создания аппликативного образа;
Описание пера жар-птицы; создание образа по своему замыслу.
Книжки-самоделки с рисунками детей к сказке «Иван-царевич и Серый волк» цв. бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисти, цв. каранд, фломастеры, краски.
информационный стенд «Художники-иллюстраторы детских книг»;
6. Коллективная работа «Новогодняя книга стихов» (форма снежинки, снеговика или др.)
Вызвать интерес к созданию коллективной книги; Учить рисовать буквицы (первая буква своего новогоднего стихотворения, оформлять страницу общей книги одним стилем. Воспитывать умение работать в коллективе для общей цели.
Декламирование стихов к новогоднем утреннику; Рассматривание буквиц в детских книгах, показ способа написания разных буквиц,
Практическое оформление своей странички,
сборка книжки-самоделки.
Детские книги с красивыми и разнообразными буквицами; обложка книги (на выбор, лист А4, готовый текст стихотворения ребенка, изобразительные материалы на выбор, клей.
Презентация готовой книги родителям и сотрудникам ДОУ
январь
7.«Сказка-ложь, да в ней намек» (Книжка-образ)
Познакомить с новым видом книжек- книжки-образы. Вызвать желание ее изготовить. Учить анализировать готовые книжки-образы, определять каким способом она создана. Закрепить знания о народных сказках, главных героях. Прививать интерес к чтению сказок. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Показ способа изготовления, показ разных книжек-образов, анализ и объяснение, пояснение, рассказывание сказки зеленая нить для вязания (трава); шаблон колобка (большой круг желтого цвета, картинки героев сказки, клей, фломастеры, цветные карандаши, клеевые кисти.
Акция «Подарок маленьким детям» (книжки-самоделки)
8.»Оттиски и отпечатки» (поля книжки) №2 стр. 164
Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений или элементов декора способом «принт» (печать, графическими и пластическими средствами. Вызвать интерес к «оживлению» полученных форм. Развивать творческое воображение.
Рассказ «фиолетовой» истории про Мальчика; беседа;
Обощение ответов, показ способов печатания, экспериментирование, оформление полей книжек-самоделок
Краски, старые зубн ые щетки, срезы ово щей, губки, тряпочки, газеты для сминания и штамповки, пробки и др. бытовые предметы, трубочки для коктейля,
Пластическ материалы, стеки, зубо чистки, соломинки, колпачки фломастеров ткань грубо го плетения.
Привлечение родителей к сбору бросового материала (зубные щетки, оттиски, губки и т. п.);
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»
февраль
9.«Мои первые стихи» (17.02. день рождения А. Барто) (книжка-раскладушка) Познакомить с видом книг – книжка-раскладушка. Учить анализиро вать готовые книжки-образы, определять каким способом она создана. Показать приемы оформле ния страниц в одном стиле (орнамент на полях);
Воспитывать у детей любовь и бережное отно шение к книгам, интерес к творчес тву А. Барто.
Беседа о творчестве А. Барто, показ книжек-раскладушек, анализ и объяснение, показ и пояснение способа ее изготовления.
Длинный прямоугольный лист бумаги, иллюстрации к стихам А. Барто, изобразительные материалы.
Выставка книжек-самоделок в детской библиотеке;
Презентация книжек детям младшей группы.
10.«Живые закладки»№1 стр. 52
Уточнить представления детей о закладках как функциональном предмете и его вариантах (по материалу, способу изготовления, декору). Вызвать интерес к конструированию закладки с динамичным элементом – бегунком. Развивать творческое воображение.
Беседа о закладках, показ «живых закладок», пояснение способа изготовления, изготовление закладок детьми
Полоски картона двух размеров (для закладки и бегунка). Фломастеры, ножницы, клей. Инфомационный лист «История закладок»;
«Как превратить чтение в удовольствие»,
март
11. Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным
1. Развивать у детей познавательную активность.
2. Продолжать знакомить с книжной графикой.
3. Расширять представление о творчестве художников-иллюстраторов Ю. Васнецова и Е. Чарушина.
4. Развивать умение различать характерные особенности рисунка этих художников.
5. Упражнять в умении рисовать приёмом «тычка» с помощью клеевой кисти или смятой бумаги.
6. Обогащать словарь детей: книжная графика, иллюстрации, художники-иллюстраторы.
7. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчеству художников-иллюстраторов.
Рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов, сравнение, беседа, практическое упражнение
гуашь (чёрная, серая, оранжевая, белая, клеевые кисти, смятая бумага, баночки с водой, тряпочки, влажные салфетки, фоны с контуром кошки, аудиозапись классической музыки, модели характерных особенностей техники рисования художников-иллюстраторов, портреты Ю. Васнецова и Е. Чарушина.)
Консультация для родителей «Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей»
Акция «Вместе почитаем» (детям младших групп)
12.«Кто-то смотрит к нам в окошко» (Книжки с глазками)
Познакомить с видом книг – книжка с глазками. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Учить анализировать готовые книжки-образы, определять каким способом она создана. Учить рисовать животное, ориентируясь на готовую часть (глазки); Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, любовь и бережное отношение к книгам.
Показ и пояснение способа изготовления книжки с глазками, практическое упражнение рисования животных, использование нетрадиционных техник рисования Готовые книжки-шаблоны с прорезями для глаз, фабричные глазки, схемы рисования животных, книги-образцы, пр. карандаши, цв. карандаши, фломастеры, губки, газеты для сминания, краски, масляная пастель, кисти, баночки с водой. Помощь в приобретении материала (глазки);
Выставка готовых книжек-самоделок,
Презентация сотрудникам и детям ДОУ
апрель
13.«У лукоморья дуб зеленый…» (книжка-схема)
Вызвать желание изготовить книжку по мотивам стихотворения А. Пушкина, закрепить знание стихотворения с помощью опорных схем, учить рисовать схемы-подсказки.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчеству А. Пушкина.
Декламирование стихотворения, рассматривание иллюстраций к стихотворению, схематичное рисование схем-подсказок,
Листы плотной бумаги А6 по 6-8 шт., изобразительные материалы, дырокол, отрезки ленточки для сборки книги,
Выставка книг А. С. Пушкина; декламирование стихотворения детям старшей группы;
Посещение детской библиотеки «Творчество А. С. Пушкина».
14.«Времена года» (объемная книжка-дерево)
Продолжать знакомить детей с книжками-образами. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку по временам года. Развивать у детей познавательную активность, творчество детей, самостоят-ть, ручную умелость. Закрепить симметричный способ вырезания, обведение по контуру. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам, Д/и «Времена года»; отгадывание загадок, симметричное вырезание, пояснение способа выполнения
Цветная бумага, образец объемной книжки-дерева, клеевые карандаши, фломастеры Организация выставки в группе.
Май (педагогическая диагностика)
15. Фотокнижка «Мои игрушки»
Познакомить с видом книг – фотокнижка. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Выявить уровень сформир-сти умений, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты, представлений о книжном дизайне;
Развивать самостоят-сть, инициативность, художественный вкус. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, игрушкам.
Рассказ ребенка о своей игрушке; пояснение, практическая работа
Фото с игрушкой;
Сказка (стих-е) напечатанная о игрушке, листы цветного картона, дырокол, лента, клей, клеевые кисти, материалы для декорирования (пайетки, тесьма, печатки, блестки и т. п.) Привлечение родителей к подготовке материала (фотографии ребенка со своими игрушками, а также сочинение сказки, рассказа или стихотворения о своей любимой игрушке.
16. «До свидания, детский сад!» (книжка-альбом)
Вызвать желание у детей создать коллективную книгу-альбом о жизни в детском саду; выявить приобретенные умения по изготовлению книжек-самоделок, сформированность представлений о книжном дизайне, творческое воображение.
Беседа, обсуждение формата книги (размер, стиль, вид книги)
Фотовыставка «Наш детский сад!», различные изобразительные материалы, плотный лист бумаги А4, дырокол, лента, печатки, кисти, тонированная бумага
Презентация детских работ для родителей, сотрудников и детей ДОУ