ольга голикова
Кружковая работа «Веселый пластилин». 2 младшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Кружковая работа „Веселый пластилин“, 2 младшая группа,» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Основными целями и задачами кружковой работы
«Веселый пластилин» являются:
· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
· развитие мелкой моторики;
· ознакомление с окружающим миром;
· развитие эмоций и фантазии.
Рекомендации по организации работы кружка
во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Материалы для создания пластилиновой картины :
· картон с контурным рисунком;
· набор пластилина;
· салфетка для рук;
· стеки;
· бросовый и природный материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Перспективный план работы кружка «Веселый пластилин».
№ Месяц Наименованиетемы Цели
1 Сентябрь 1.«Что мы умеем и любим лепить» Изучение интересов и возможностей детей в лепке.
2 Октябрь 1.«Солнышко на небе»
Вызвать интерес к простейшим действиям с пластическими материалами, учить прямыми движениями рук раскатывать между ладонями «колбаски», красиво располагать их вокруг желтого круга на картоне.
2. «Воздушные шарики на праздник»
Учить детей раскатывать ладонями шарики разного цвета, расплющивать придавливающими движениями на картон, с нарисованными веревочками.
3. «Дождик»
Закреплять умение лепить прямыми движениями рук между ладонями «колбаски», учить делить их на несколько частей и приплющивать их к картону- «идет дождик»
4.«Радуга». Закреплять умение лепить «колбаски» одинаковой толщины, учить детей передавать характерное строение радуги, закреплять на картоне (дугообразное расположение цветовых полос).
3 Ноябрь 1.«Осенние листочки на березке». Продолжать осваивать навыки работы с пластилином, представить осенний листочек: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру.
2. «Листопад» Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина, учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
3. «Украсим кукле Тане платье» Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина, учить прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга, украшая юбку куклы.
4.«Гусеница». Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, размазывание по контуру)
4 Декабрь 1.«Снежинки - холодинки». Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из
отдельно слепленных колбасок, закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины
2.«Бусы на елочку».
Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, учить размещать «шарики» на заданном пространстве.
3.«Елочка».
Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка, продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, учить работать со стеками, передавая игольчатую пушистость елочки.
4. «Новогодние шврики»(коллективная работа) Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук.
5 Январь 1. «Рябинка под снегом» Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии, учить размазывать пластилиновые шарики сверху вниз.
2. «Колобок» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, учить размазывать пластилин в разные стороны на заданном пространстве.
6 Февраль 1.«Звездочки на ночном небе».
Учить приему «размаз» в разные стороны (в виде звездочек) на заданном пространстве
2.«Снегири». Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании,
расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.
3.«Домик для зайчика».
Закреплять умение катать «колбаски» и строить и них по образцу домик для зайчика по мотивам сказки «Заюшкина избушка»
4. «Танк для папы» Продолжать учить приемам размазывания пластилина по контуру, учить детей создавать композицию на основе интеграции аппликации и пластилинографии.
7 Март 1. «Вазочка» Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем). Самостоятельность в выборе цвета материала.
2. «Мимозы для мамы». Учить лепить мимозу примом скатывания и приплющиваниямаленьких жлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.
3. «Чашечка для куклы Маши»
Учить создавать простую композицию (узор) на картоне (вырезанная чашка, использую «колбаски» и «шарики» их пластилина.
4. «Набухаю почки – распускаются листочки» Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева, в своей работе пытаться передать характерные особенности, строение (ствол, толстые и тонкие ветки, скатывать комочки (почки, размещать их по всему дереву.
8 Апрель 1. «Подснежники в лесу».
Учить располагать пластилиновые шарики и колбаски по схеме. .
2. «Улитка». Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.
3.«Веселый зонтик»
Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.
4. «Божья коровка Пятнашка». Закреплять умение катать шарики из пластилина и располагать их красиво на заготовке.
9 Май 1. «Красивое платье на праздник 1 мая».
Продолжать учить создавать узор, используя полученные навыки «рисования пластилином»
2. «Ландыши» Учить детей создавать лепную картину с выпуклым
изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета).
3.«Осьминожка Ножка»
Закреплять умение создавать задуманное из пластилиновых «колбасок» разной длины.
4.«Что мы умеем и любим лепить».
Изучение интересов и возможностей детей в лепке.
Используемая литература:
1. Гончарова Дарья. «Рисуем пластилингом»;
2. Шкицкая И. О «Аппликация из пластилина»;
3. Давыдова Г. Н «Пластилинография»;
4. Лыкова И. А «Лепка из пластилина»;
5. Лыкова И. А «Рельефные картины»;
6. Янушко Е. А «Лепка с детьми раннего возраста»;
7. ОренРони «Секреты пластилина»;
8. Нерсесов Я. Н «Пластилиновая страна»;
9. Интернет - ресурсы.