Валентина Казмерова
Кружок «Любознайки», для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Кружок «Любознайки» разработан для детей 6 – 7 лет.
Содержание занятий кружка составлено на основе методики организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду под редакцией А. И. Ивановой и пособий под редакцией О. В. Дыбиной, Н. А. Рыжовой.
В кружке занимается 23 ребёнка. Работу проводим по подгруппам. Кружок расчитан на 1 год.
Занятия кружка начинаются с октября месяца. Проводятся 1 раз в неделю во 2 – ую половину дня. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа.
Публикация «Кружок „Любознайки“, для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Цель: обогатить знания детей путем практической деятельности через наблюдения, опыты и исследования.
Задачи:
- формировать представления о том, что вода является составной частью всех живых организмов нашей планеты;
- анализировать результаты наблюдений, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- подвести детей к пониманию, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды;
- анализировать результаты наблюдений и экспериментов, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Кружок позволяет развивать познавательные способности детей, накапливать опыт в процессе восприятия окружающего мира, развивать полученные знания и приобретенные навыки в исследовательской деятельности.
В результате освоения опытно-исследовательской деятельности дети к концу года могут:
- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- ухаживать за растениями в уголке природы;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и
жизнью живых организмов;
- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их
использованием;
- делать выводы о том, как человек может беречь природу;
- определять происхождение рукотворных предметов;
- проводить опыты, исследования, эксперименты, давать отчет об увиденном, делать элементарные выводы и умозаключения.
Учебный материал
№ Тема Количество занятий
1 Октябрь – ноябрь Воздух 6
2 Декабрь – январь Вода 6
3 Февраль Материалы. Свойства материалов. 4
4 Март Растения 4
5 Апрель Почва. Песок. Глина. Камни. 4
6 Май Магниты. 1
7 Электричество. 1
8 Вес. Притяжение. 1
Итого: 27 занятий
Примечание
На лето могут быть предложены темы:
1. «Человек и природа:
2. «Человек охраняет природу»
ВОЗДУХ
1. «Воздух и его роль в жизни человека»
«Как увидеть воздух»
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Дать понятие о загрязнении воздуха. Развивать познавательные способности. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
2. «Как услышать воздух»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать сосредоточенность, трудолюбие.
- «Воздух поет и свистит»
- «Уши разные нужны, уши разные важны»
3. «Атмосферное давление»
Цель: продолжать учить детей выявлять свойства воздуха, обнаруживать атмосферное давление. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес, сосредоточенность.
- «Что быстрее»
- «Почему не выливается?»
4. «Носы нужны не только для красы»
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, о его значении в жизни живых организмов. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес.
- «Как мы дышим»
- «Как мы чувствуем запах»
5. «Ветер, ветер, ты могуч…»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Развивать любознательность. Воспитывать интерес.
6. «Воздух, ветер, человек»
Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух (ветер). Продолжать знакомить детей с воздухом, его роли в жизни живой природы. Развивать наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, интерес.
- «Ветряная мельница»
- «Парусные корабли»
- «Воздушный змей»
- «Как человек научился летать»
- «Что еще умеет делать воздух»
ВОДА
1. «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Развивать любознательность, познавательные способности.
Воспитывать интерес.
2. «Эта волшебница – вода»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Учить детей самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное. Делать простейшие выводы, логические умозаключения на основе сравнения, сопоставления.
Развивать наблюдательность и любознательность. Воспитывать культуру поведения и общения. Развивать интерес к большим и маленьким открытиям.
3. «Освобождение бусинок из ледяного плена»
«Разноцветные льдинки»
Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле и превращается в воду, на холоде – превращается в лед. Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Развивать эмпатию, желание помочь другим.
Воспитывать аккуратность в работе.
4.«Вода нужна всем»
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.
Развивать любознательность. Воспитывать интерес.
5. «Почему воду нужно беречь?»
Цель: привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как природному ресурсу. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
6. «Я и река»
Цель: привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
МАТЕРИАЛЫ. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
1. «Дерево». «Металл»
Цель: используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: метал тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе, определить, из чего он сделан.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитывать интерес к занятию, сосредоточенность.
2. «Ткани»
Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – тканями;
- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке;
- рассказать о использовании тканей в жизни человека.
Развивать познавательный интерес, любознательность.
Воспитывать целеустремленность.
3. «Пуговицы»
Цель: познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами;
продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету;
рассказать о применении пуговиц в жизни человека. Развивать любознательность, восприятие. Воспитывать трудолюбие.
4. «Стекло»
Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом; рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к занятию.
Примечание: в случае замены занятия, или дополнительного занятия может быть предложена
тема: «Бумага»
Цель: познакомить детей с рукотворным материалом - бумага; продемонстрировать разнообразие бумаги по качеству и расцветке; рассказать о использовании бумаги в жизни человека. Развивать творческие способности.
Воспитывать трудолюбие, интерес.
РАСТЕНИЯ
1. «Растения в нашем уголке природы»
Цель: уточнить представления детей о некоторых видах растений, их внешнем виде, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новым растением. Развивать познавательный интерес к миру растений, умение наблюдать. Воспитывать любовь, внимательное и заботливое отношение.
2. «Где растения любят жить?»
Цель: Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. «Растения – легкие Земли»
Цель: дать представления о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.
4. «Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»
«Как растут растения?»
Цель: обобщить представления детей о росте и развитии растений подвести детей к выводу о необходимости влаги, света, тепла, удобрений для роста растений. Закрепить знания о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, умение распознавать эти экземпляры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
ПОЧВА
1. «Почва – живая земля»
«Для чего нужна почва?»
«Как растения дружат с почвой»
Цель: показать значение почвы в природе, ее связь с другими компонентами. На примере наблюдений познакомить детей с круговоротом вещества в природе, в частности, превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов. Продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. Развивать экологическую культу. Воспитывать бережное отношение к природе.
ПЕСОК
2. «Знакомимся с песком» (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)
«Такой разный песок»
«Откуда берется песок»
«Кто живет в песчаном доме»
Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как песок, его свойствами. Показать детям разнообразие объекта неживой природы, дать элементарные представления о происхождении песка. Познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях и их приспособленностью к таким условиям. Развивать любознательность. Воспитывать интерес.
ГЛИНА
3. «Знакомимся с глиной»
Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как глина, ее свойствами
(вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду, использование глины
человеком (производство посуды, игрушек, строительство). Развивать эстетический вкус
детей; воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным
материалам и сделанным из них предметам.
КАМНИ
4. «Какими бывают камешки»
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам. Развивать познавательные способности. Воспитывать интерес, бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам
- знакомство с коллекцией камней, их отличительными признаками;
- камни – орудие труда человека;
- как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления,
альпинарии)
- драгоценные камни и украшения;
- подземные кладовые (уголь, руды).
МАГНИТЫ
1. «Знакомимся с магнитами»
Цель: познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком.
Расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира,
выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.
Развивать познавательный интерес. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.
2. «Электричество»
Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов; установить причину его возникновения; выявить взаимодействие двух
наэлектризованных предметов. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать
интерес.
3. «Вес. Притяжение»
Цель: дать детям понять, что Земля обладает силой притяжения. Выяснить, как действует сила притяжения. Развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитывать интерес.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
1. «Наша Земля»
Цель: формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли. Развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использованием глобуса – модели Земли. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.
2. «Что такое природа? Живая и неживая природа».
Цель: Продолжать учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.
Развивать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – как часть природы).
Воспитывать любовь к природе.
3. «Кладовая Земли»
Цель: формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли.
Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ
1. «Как все живое растет?»
Цель: продолжать знакомство детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Развивать познавательные способности, любознательность. Воспитывать любовь
к природе.
2. «Учитесь жалеть и беречь».
Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.
Воспитывать бережное отношение к природе.
3. «Что такое заповедник?»
Цель: продолжать знакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Развивать умение анализировать, делать выводы.
Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
4. «Красная книга. Для чего она нужна?»
Цель: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставит Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.