Людмила Кардашина
Программа дополнительного образования «Наш друг — Пчеленок» (лепка из воска)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Наш друг – Пчеленок» (лепка из воска) является инновационным продуктом, разработанным для реализации в группе детей, имеющих нарушения речи с целью оказания оздоровительного воздействия и активизации компенсаторных возможностей дошкольников данной группы.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Но чаще всего в детском саду традиционно используется пластилин. У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы отмечаются парезы, приводящие к снижению мышечного тонуса кисти руки или, наоборот отмечается гипертонус мелких мышц, поэтому для лепки с такими детьми лучше использовать природные материалы: глину, воск, учитывая их лечебные свойства.
Публикация «Программа дополнительного образования „Наш друг — Пчеленок“ (лепка из воска)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Программы
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Пчела, пчелки. Лепка, занятия с пластилином
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
«К. фон Хайденбранд в работе «Об играх детей» отмечает: «Если ребенку дать пчелиный воск, то в процессе того, как ребенок мнет в руках этот благородный материал, творческая воля с потоком крови, которая согревает его ладони и воспламеняет их огнем творчества, идет до самых кончиков пальцев. Это не только способствует развитию ловкости его рук, но и пробуждает способность к жизни творческих представлений». [1]
Прежде чем заняться работой с воском, дети знакомятся с жизнью и трудом пчел. Пчеловодство всегда считалось чем-то исключительно удивительным, а пчела была священным существом, так как своим трудолюбием напоминала человека. Р. Штайнер писал: «Когда человек получал кусочек пчелиного воска, то тем самым он имел продукт, промежуточный между кровью и мускулами. Воск не твердеет, а остается жидким, пока он не сможет быть переведен в кровь, мускулы или костные клетки. В воске человек имеет перед собой собственно то, что человек имеет в себе в качестве сил». [1]
Пчелиный воск представляет собой сложное органическое соединение, получаемое в результате переработки рабочими пчелами поглощенных питательных веществ. Это твердое белое, желтое, желто-бурое вещество с медовым ароматом. Состав пчелиного воска зависит от нескольких факторов, в частности, от питания пчел, их происхождения, от условий добывания воска.
Характерной особенностью воска является то, что он может храниться достаточно длительное время, даже сотни лет, при этом все его качества полностью сохраняются. Интересно, что фрагменты пчелиного воска, которые обнаруживали археологи в знаменитых древнеегипетских пирамидах, сохраняли все свои свойства. Пчелиный воск, являясь биологически активным веществом, обладает бактерицидностью, пластичностью, упругостью, мягкостью, нерастворимостью в воде. Лечебные свойства этого вещества позволяют применять его в традиционной медицине - изготавливать на его основе лекарственные препараты.
Наряду с развитием интереса детей к лепке из воска, обогащается их сенсорный опыт, развиваются органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закрепляются знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивается эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности. Закрепляется чувство формы, цвета, пропорций.
Особенности программы:
1. Организация занятий оздоровительной направленности с детьми, имеющими речевые нарушения в соответствии с лексическими темами основной коррекционной программы;
2. Использование в лепке нетрадиционного природного материала - воска и других природных материалов – листьев деревьев, растений, шишек, желудей, семян растений и др;
3. Обеспечение психоэмоционального комфорта за счет дополнительного эффекта воска – ароматерапии.
Организация деятельности:
Лепка из воска проводится с детьми 5-7 лет, посещающими речевую группу по запросу родителей. Начало работы кружка с 1 сентября периодичностью 1 раз в неделю.
Отбор содержания материала оздоровительной технологии определяется в соответствии со структурой речевого дефекта и клинического заключения детей с нарушениями речи и изучаемой лексической темы, что наряду с развитием мелкой моторики позволяет закреплять у детей обобщающие понятия, пополнять их словарный запас, формировать у них грамматические навыки и связную речь.
Цель:
активизация механизмов компенсаторных резервов дошкольников с речевыми нарушениями в процессе лепки из воска.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей основным формообразующим движениям, способам и приёмам лепки из воска;
- закреплять в процессе лепки обобщающие понятия;
- активизировать и пополнять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- совершенствовать грамматические навыки и связную речь;
- совершенствовать психологическую базу речи;
- поощрять развитие творчества в лепке.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать уважение к труду;
- поощрять доброжелательность по отношению к другим детям.
Ожидаемые результаты:
продолжительность реализации программы – 1 год. За это время дети осваивают такие приемы лепки как скатывание прямыми руками, скатывание круговыми движениями, сплющивание между ладонями, пальцами, прижимание частей друг к другу, вытягивание верхней части, оттягивание частей, украшение, лепка конструктивным способом и из целого куска, вдавливание, украшение налепом. Совершенствуется мелкая моторика, движения пальцев рук становятся дифференцированы, снимается излишнее напряжение в мышцах кистей и повышается тонус при паретичных состояниях. Развиваются творческие способности детей и повышается уровень речевого развития.
Используемые источники:
1. Верясова Т. В. Целостная модель организации моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2001- 31с.
Подготовка к работе с воском
Прежде чем приступить к реализации программы необходимо заготовить цветной воск, который получается с помощью тонирования воска обыкновенного. Сначала растопить воск на водяной бане, добавить в него восковой мелок нужного цвета, затем разлить в формочки.
На первом занятии дети знакомились с жизнью пчел, продуктами пчеловодства, подружились с Пчеленком, который являлся главным героем каждого занятия. Пчеленок подарил им медали со своим изображением.
Далее занятия проводились в соответствии с лексическими темами.
"Фрукты. Виноград"
"Грибы"
"Осенние листья"
"Дикие животные. Ежик"
"Змея"
"Крокодил"
"Новый год. Елка"
"Елочная игрушка"
"Снежинка"
"Посуда"
"Насекомые"
"Пасхальное яйцо"
Увлекательное занятие
К концу работы кружка у каждого ребенка была своя личная копилка поделок из воска.