Шпиндюк Светлана Сергеевна
Программа кружка по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по развитию речи «Говорушки»
Составила:
Шпиндюк С. С.
воспитатель группы № 5
МБДОУ № 34
1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Публикация «Программа кружка по развитию речи» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
В исследованиях Г. И. Щукиной, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и. в частности,от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В. С. Мерлин, так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.)
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
С учетом психических и физических особенностей и строится работа кружка по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются и подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко - буквенного анализа.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы. Теоретический подход основывается на представлении закономерности речевого развития дошкольников.
Программа кружка разработана на основе " Образовательной программы муниципального учреждения, опирается на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон " Об образовании", анализ научно- методической литературы по проблеме.
Используемые программы.
Основная программа кружка основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"(Научный руководитель- кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Л. В. Ворошнина).(Издательство Ювента, Москва 2010 год.)
2. Развитие и характеристика речи детей в 4- 5лет
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, который состоит из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 4-5 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи.
Количество слов, которыми ребенок пользуется в повседневной речи, может насчитывать от 1500 до 1900тыс. Совершенствуется слово-произношение. Ребенок понимает, что такое обобщающие слова. Дети начинают разбираться в простых грамматических формах (множественное число, падежи имен существительных, изменяют глаголы и т. д.) Начинают появляться простые предложения. Дошкольники понимают и используют простую форму диалогической речи.
Для формирования звуковой стороны речи подбирается разнообразный материал (игры в слова, чтение потешек, песенки на заданный звук). Все это помогает вырабатывать правильное произношение, использовать силу голоса, темп речи. Упражнения по фонетике можно включать и на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий.
Задачи :
1. Учить правильному произношению гласных звуков «А», «О», «»И», «Ы», «У» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.
2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «К», «Г», «Х», «Н», «Т», «Д», «Л», «Ф», «В», «С», «З», «Ц» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.
3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
4. Учить правильной интонации: умения регулировать темп речи, использовать силу голоса и речевое дыхание.
5. Формировать умение говорить, используя нормы литературного произношения.
6. Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами, эмоционально высказывать свою мысль с разнообразной интонацией.
7. Знакомить с понятиями «ЗВУК», «СЛОВО».
Ребенок к концу года должен :
- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О»,, «Ы», «И», «У» - изолированно, в слогах, в словах и фразовой речи.
- правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «»Н», «Д», «Т», «К», «Г», «Х», «В», «Ф», «Л», «С», «Ц» - изолированно, в слогах, в словах и фразовой речи.
- уметь самостоятельно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание.
- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации.
- понимать значение терминов «звук» и «слово».
- уметь выполнять пальчиковую гимнастику.
- рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать несложные предметы
Используемый материал:
Сентябрь:
Чтение и заучивание потешек, песенок, стихотворений
Пальчиковые игры
Октябрь:
Физкультминутки
Пальчиковые игры
Ноябрь:
Физкультминутки
Самомассаж пальчиков
Декабрь:
Словесные игры
Самомассаж пальчиков
Январь:
Загадки (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки)
Игры на развитие мелкой моторики (крупа, камешки, пластилин, мозаика, пазлы и др.)
Февраль:
Игры на развитие дыхания, силы, темпа голоса
Рисование вертикальных и горизонтальных полосок, штриховка простых предметов
Март:
Игры на развитие дыхания, силы, темпа голоса
Пересказ сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»
Апрель:
Игры на развитие дыхания, силы, темпа голоса
Работа по сказкам Сутеева
Май: итоговое занятие
Сентябрь
Потешки, песенки, стихотворения
Пальчиковые игры
1 неделя
Таня, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла,
Я уж стол накрыла.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.
Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
Отдохнем немножко.
Поочередное открывание пальчиков
Хлопаем в ладоши
Руки на колени
2 неделя
Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики – Антошке,
Сашеньке – ладошки.
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.
Указательным пальцем водим по ладошке
Стучим кулачками друг о друга
3 неделя
Нюша – конопуша
Час жевала грушу.
Два – умывалась,
Три – вытиралась.
Нюша к завтраку пошла,
Нюша к ужину пришла.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку,
огурцы, фасоль, горох -урожай у нас не плох.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Сгибаем и разгибаем пальчики
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого пальца.
Поочередно загибаем пальчики
4 неделя
Мы не любим неопрятных,
Не расчесанных ребят.
С ними даже поросята
Подружиться не хотят.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот – еда,
Не осталось ни следа.
Бабушка очки надела
и внучонка разглядела.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж уснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!
Большим и указательным пальцами
изобразить очки
Октябрь
Физкультминутки
Пальчиковые игры
1 неделя
Загудел паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!
Октябрь
2неделя
Большой — маленький
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!
3 неделя
Зайка
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл хвостик, вымыл ухо,
вытер сухо. (Дети имитируют движения умывания.)
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят
Эта долька для бобра
А для волка – кожура!
Левая рука в кулаке, правая ее обхватывает.
Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Встряхиваем обе кисти.
4 неделя
Клен
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
(Руки подняты вверх, движения по тексту.)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
Поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз
Поочередное поглаживание
подушечек пальцев.
Потирать кулачок о кулачок.
Сжимать и разжимать кулачки.
Ноябрь
Физкультминутки
Самомассаж пальчиков
1 неделя
Три медведя
Три медведя шли домой
Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой.
Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом,
Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был,
Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил.
Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Дети имитируют игру с погремушками.
«Ручки греем»
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
2 неделя
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали! Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели! Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём»
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)
Ноябрь
3 неделя
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
«Точилка»
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
4 неделя
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
«Добываем огонь» -
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
Энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Декабрь
Словесные игры
Самомассаж пальчиков с предметами
1 неделя
Какое что бывает
Ведущий спрашивает, что бывает высоким, а дети отвечают: дерево, дом, столб, человек, небо и т. д. Здесь же можно спросить (проведя сравнение) : что выше - дом или дерево, слон или человек, машина или велосипед?
Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.
Эту игру можно проводить с самыми различными словами, например: что бывает широким (дорога, лента, река, доска и т. д.) или что бывает красным, зеленым, круглым, квадратным и
т. д.
Использование карандаша
1. Перекатывать между ладонями.
2. Катать по тыльной стороне руки.
3. Раскатывать одной и двумя руками по поверхности стола
4. Удерживать одним пальцем руки.
5. Раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
Декабрь
2 неделя
Угадай, кто пришел
Ведущий уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, знакомых детям (корове, собаке, козе, кошке и др., а ребята угадывают, кто это.
Грецкий орех
1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.
3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
3 неделя
Назови одним словом
Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом.
Например: помидор, тыква, кабачок (овощи).
Использование пуговиц
1. поводите ладонями по поверхности пуговиц;
2. захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
3. погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
4. перетирайте пуговицы между ладонями;
5. пересыпайте их из ладошки в ладошку; сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц и отпустите;
6. берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую, перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений.
4 неделя
Покажи и назови
Дети называют в игрушках и на картинках: посуду, мебель.
«Пирог»
Тесто ручками помну,
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу.
Ребенок сжимает и разжимает пальчики. Ребенок выполняет круговые движения ладошками. Ребенок водит ладошками по плоскости стола. Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.
.
На цепи она сидит,
Дом всегда сторожит. (Собака).
Кудахчет эта птица,
Ищет, чем же подкрепиться.
Она даже не хмурится.
Да это просто… (Курица).
По двору она гуляет,
Травку кушать обожает.
«Кря» кричит, это не шутка,
Звать ее, конечно, … (Утка).
Кто очень быстро мчится?
Пыль за ним всегда клубится, Назовите мне, ребятки.
Это борзая… (Лошадка).
Не лицо у нее, а рыло
Землю всю перерыло,
Закрутила хвост она,
А зовут ее… (Свинья).
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьет, песенки поет. (Кошка)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это — (пёс).
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит,
Всё это шутка,
Ну конечно это — (утка).
У меня есть к вам вопрос — Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья —
Как зовут её — (свинья).
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её — (корова).
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это — (кот).
Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
на дереве живет.
Сильными зубками
орешки все грызёт. (Белочка).
Она скачет по болоту,
Эта зелёная квакушка.
Ныряет прямо в воду, А зовут её … (Лягушка).
Зимой лапу кто сосёт?
Очень сильно любит мёд.
Может сильно зареветь…
Как назвать его? … (Медведь).
У них хобот есть и уши,
Ходят важно по суше,
Они огромны, и сильны
Это серые… (Слоны).
Этот хищник — царь зверей!
Все боятся его когтей.
Очень страшен его гнев! Э
то самый сильный… (Лев).
Любит очень есть морковку,
Грызёт капусточку он ловко,
Белый, серый и косой,
Кто же это такой? (Заяц).
Кто же осенью холодной
Ходит очень голодный?
Из куста зубами щёлк,
Это зубастый, серый… (Волк).
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно — (ёж).
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это — (лев).
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.
(лиса)
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он… (жираф)
Комочек пуха,
длинное ухо,
прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Индивидуальные занятия с пазлами и мозаикой
Февраль
Игры на развитие дыхания, силы, темпа голоса
Рисование вертикальных и горизонтальных полосок, штриховка простых предметов
1 неделя
Пой со мной!
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков.
Индивидуальные занятия - ребенок держит карандаш в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении, без просветов.
Февраль
Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
- Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
2 неделя
Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Индивидуальные занятия - учить рисовать короткие штрихи, побуждать свободно располагать штрихи на всю поверхность листа.
3 неделя
Сдуй шарик
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар,
Индивидуальные занятия - учить рисовать разные по длине и ширине вертикальные и наклонные линии.
Февраль
затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
4 неделя
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Индивидуальные занятия - упражнять в рисовании предметов округлой формы и закрашивании изображений.
Март
Игры на развитие дыхания, силы, темпа голоса
Пересказ сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»
1 неделя
Насос
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
Подробное знакомство с персонажами сказки «Курочка Ряба» - пересказ сказка (поочередно)
2 неделя
Змейка
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Подробное знакомство со сказкой «Колобок» - пересказ сказки (поочередно)
Март
3 неделя
Весёлое путешествие
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Ход игры: предложите малышам подвижную игру.
- Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Подробное знакомство со сказкой «Теремок» - пересказ сказки (поочередно)
4 неделя
Птицы разговаривают
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.
Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.
- Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.
Пересказ сказки по выбору детей
Апрель
Игры на развитие дыхания, силы, темпа голоса
Работа по сказкам В. Сутеева
1 неделя
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Знакомство со сказкой «Три котенка»
2 неделя
Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.
Оборудование: рисунок парохода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.
Знакомство со сказкой «Цыпленок и утенок»
3 неделя
Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Знакомство со сказкой «Яблоко»
Апрель
4 неделя
Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
Знакомство со сказкой «Мышонок и Карандаш»