МААМ-картинки

Кружок по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Умка»

Елена Крякина
Кружок по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Умка»

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикация «Кружок по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста „Умка“» размещена в разделах

Цель: изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Задачи:

- формировать представление о форме, величине и цвете;

- развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;

-воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами;

- помочь ребенку получить первые представления о различных материалах;

- формировать представления о простейших перспективных действиях, учить правильно применять данные действия;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действие, качества и свойства.

Таким образом в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

Актуальность.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Очень важно понимать, как родителям, так и педагогам, что сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности детей способствуют их умственному развитию и успешному обучению в школе.

Особенности сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Сенсорное воспитание в период раннего детства - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов.

Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста :

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста тесно связаны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.

Настоящие занятия разработаны на основе основной образовательной программы ДОУ, основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.

Занятия определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Они позволяет комплексно решать задачи ФГОС ДО, обеспечивает системную подготовку детей к следующей ступени образования.

Занятия сочетают традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования, реализуется на государственном языке РФ.

Реализация занятий поддерживается программами повышения квалификации, консультативным сопровождением методической службы детского сада, обучающими семинарами.

Занятия позволяют поддерживать атмосферу положительного эмоционального благополучия в группе.

Занятия обеспечивают развитие личности детей младшего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Содержание занятий включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям:

• физическое развитие;

• социально - коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие.

Согласно ФГОС занятия направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды:

• Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

• Характер взаимодействия с взрослыми;

• Характер взаимодействия со сверстниками;

• Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Созданная в группе развивающая образовательная среда направлена:

• На охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

• Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

• Способствует профессиональному развитию воспитателей;

• Создает условия для развивающего вариативного образования малышей;

• Обеспечивает открытость дошкольного образования;

Рабочая программа, по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста составлена по следующим нормативно-правовым актам:

федеральные нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в РФ" п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48

- Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013г № 466 (Собрание законодательства РФ, 2013, №23,ст 2923;№33,ст4386; №37, ст. 4702,пунктом 7 правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

-Конституция РФ и законодательство РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка

- ОП для детей дошкольного возраста МБДОУ детский сад №1 «Лесная сказка» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

- Перечень пособий, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России, утверждённый Приказом Министерства образования Московской области

локальные акты образовательного учреждения:

- Устав МБДОУ детский сад №1 «Лесная сказка»;

Календарно-тематическое планирование.

Данное планирование содержит примерные темы игр-занятий по сенсорному развитию в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности в течение года. Занятия проводятся 1раз в неделю, во второй половине дня. Занятие длится не более 10 минут каждое. Для занятий дети могут браться подгруппами по 3-4 чел. Всего в план входит 25 игр-занятий.

Месяц/день недели Направленность игр-занятий Тема занятия Цель

Сентябрь. Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений. Занятие№1 игры с тестом «Шлёпаем ладошками». Познакомить детей с тестом и умением играть с ним: шлепать по нему ладошками, прятать в тесте предметы и доставать их из теста, надавливать на шарик из теста пальчиком.

Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие №2 «Спрячь мышку». Ознакомление детей с пятью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Октябрь. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 3 «Найди предмет указанной формы». Ознакомление детей с основными формами круг и треугольник.

Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 4 «Мячики». Ознакомление детей с основными величинами: большой, маленький, средний.

Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 5 «Определи на ощупь». Определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 6 «Разноцветные комнаты» Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от дру-гих признаков предметов

Ноябрь. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 7 «Из каких фигур состоит машина?» Определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины.

Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 8 «Куклы, мишки трех размеров».

Закрепление знаний основных величин.

Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 9 «Чудесный мешочек». Нахождение знакомых предметов на ощупь.

Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 10 «Посади бабочку на свой цветочек» Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Декабрь. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 11 «Найди предмет такой же формы» Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 12 «Три квадрата» Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и при-ложение).

Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 13 «Платочек для куклы» определение фактуры материала на ощупь.

Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 14 «Снеговики» Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.

Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 15 «Салфетки» Ознакомление детей с треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры.

Январь. Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 16 «Построим башню» Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами.

Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 17 «Найди пару» Нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 18 «Окраска воды» Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый" "темный", "светлее" "темнее"

Февраль. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 19 2

«Составь целое из частей» Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 20 «Кто выше?» Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета.

Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие №21 «Холодно - тепло – горячо» Определение температуры воды на ощупь.

Март.

Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 22"Вышиваем ковер". Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.

Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 23 «Определи форму предмета» Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 24"Достроим домики". Развитие глазомера детей.

Итоговое дидактическое игра-занятие. Занятие №25 «Мишка в детском саду». Закрепить у детей знания цвета, формы, величины.

Планируемые результаты.

- овладевает активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; проявляет интерес к стихам;

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Список использованной литературы:

1. Башаева, Т. Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.

2. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С. 32.

3. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. – Мн. : БрГУ, 2007. – 150с.

4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 2008. – 144с.

5. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателей дет. сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. – М: Просевщение, 2006. – 192с.

6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2006. - 240с.

7. Галигузова, Л. Н., Мещерякова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : :Владос, 2007. – 304с.

8. Дубровская, Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н. В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

9. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М. : Академия, 2009. – 344с.

10. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2003. – 98с.

11. Курашова, Р. А. Сенсорное развитие дошкольников / Р. А. Курашова. – М. : Новое знание, 2006. – 345с.

12. Маханева, М. Д., Рещикова, С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : ООО ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

13. Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №3 – С. 36-41.

14. Мутагорова, С. Н., Безуглая, И. Г. Сенсорная комната : новые возможности использования/С. Н. Мутагорова, И. Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. – 2010. - №9 – С. 7.

15. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей/ Л. А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №1 – С. 58.

16. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М. М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста/ А. Плеханов, О. Морозова, М. М. Манасеина//Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 31-35.

17. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 64-67

18. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. – М. : Просвещение, 2006. – 192с.

Публикации по теме:

Организация работы с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего возраста Тема моего доклада «Организация работы с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего возраста», а эпиграфом к нему будет древняя.

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки»Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки» Цель игры:Развитие мелкой моторики пальцев, закрепление основных цветов (красный,желтый, синий, эеленный).Развиваем внимание,воображение,.

Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шары» ЦЕЛЬ: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры. Учить.

Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 1. Игры для развития зрительного восприятия: Открой коробочку Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Бабушка Забавушка в гостях у ребят»Конспект НОД по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Бабушка Забавушка в гостях у ребят» Тема НОД «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят» Цели: • формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка; • учить.

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Разноцветный мир» Цель:Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего.

Работа с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста Работа с родителями Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста не имела бы таких положительных.

Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста «Бабуся Ягуся» Цель: Формировать у детей отношение к цвету, как к характерному признаку определённых предметов. Программное содержание: • Работа над развитием.

Занятие по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Смотрит солнышко в окошко» Занятие по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Смотрит солнышко в окошко» Цели: Создавать эмоциональное настроение,.

Занятие по сенсорному и художественно-эстетическому для детей 2–3 г (на улице) для детей младшего возраста Проект интегрированного занятия- развлечения по сенсорному и художественно-эстетическому развитию на тему «Зимние забавы» для детей младшего.

Автор публикации:
Кружок по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Умка»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 20:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД