Людмила Голишева
Кружок по внеклассному чтению «Разноцветные страницы» как эффективная форма внеурочной деятельности учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по внеклассному чтению «Разноцветные страницы»
как эффективная форма внеурочной деятельности
учащихся начальной школы
Автор: Голишева людмила Андреевна
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя» В. Сухомлинский
Публикация «Кружок по внеклассному чтению „Разноцветные страницы“ как эффективная форма внеурочной деятельности учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
Слайд - 1. В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. За четыре урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15-20 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 8 - 10 предложений. А если это стеснительный ребенок и того меньше. Дети во внеурочное время практически не читают художественную литературу, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов – предложения. Значит ли это, что он тут же начинает любить чтение? Конечно же, нет. Как помочь ребенку открыть новый чудесный мир – мир книг?
Второй год наши младшие школьники занимаются в кружке по внеклассному чтению «Разноцветные страницы».
Программа кружка «Разноцветные страницы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана и авторской Рабочей программы Л. Ф. Климановой «Литературное чтение», предметная линия учебников системы «Школа России».
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов, разработана с учетом индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и апробирована в школе-интернате №15; рассчитана на 4 года обучения, из расчё та 1 час в неделю:
1 класс – 31 час
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа.
Программа кружка реализует межпредметные связи с литературным чтением, русским языком, ознакомлением с окружающим миром, изобразительным искусством и технологией.
Слайд - 2.
Цель: Приобщить каждого младшего школьника к книге и чтению.
Слайд - 3.
Задачи:
• Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.
• Формирование читательского кругозора литературно – художественного мышления и эмоционально – чувственного отношения к окружающему миру.
• Развитие устойчивого интереса к чтению и книге, привитие навыков работы с ней.
• Воспитание литературной грамотности.
В любой школе, будь то обычная, общеобразовательная школа, гимназия или лицей, есть тихий уютный кабинет: ДОМ, где живут книги. Это школьная библиотека. Именно здесь, в библиотеке, формируется читатель.
Поэтому наши занятия проходят как в классе, так и в библиотеке.
Слайд – 4.
Формы проведения занятий :
• Литературно – познавательные игры.
• Тематические беседы.
• Дискуссии.
• Путешествия – викторины.
• Конкурсы чтецов.
• Турниры знатоков.
• Тематические экскурсии в библиотеку.
• Мини – конференции.
• КВНы.
• Час вопросов и ответов.
• Тематические выставки.
• Календарь знаменательных дат.
• Школьная библиотека и Интернет.
• Творческая мастерская. Итогом каждого занятия является творческая работа ученика.
Слайд - 5. Первое занятие кружка проходит в библиотеке. Ребята знакомятся с Домом, где живут книги. Малыши могут подержать в руках любую понравившуюся книгу, полистать её и, конечно, сфотографироваться на память!
Слайд - 6. Много разных увлекательных занятий можно придумать и провести: одно из которых – изготовление закладок. Вырезаем, рисуем, клеим, фантазируем, и закладки получаются яркие и весёлые. А главное – полезные для книжек!
Слайд-7. Итогом знакомства с творчеством С. В. Михалкова и его произведением «Дядя Степа – милиционер» стали детские рисунки.
Слайд - 8. После путешествия – викторины «Басни дедушки Крылова» ребята занимались с пластилином и природным материалом.
Слайд - 9. При подготовке к литературно – познавательной игре по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» ребята рисовали рисунки, писали доклады, готовили выступления.
Слайд - 10. При подготовке к турниру Знатоков «Широкая масленица», ребята провели в библиотеке немало времени. Они узнали, откуда появился этот праздник, как его праздновали в давние времена, какие игры использовались. Ребята сделали подборку стихов про Масленицу, создали ЛЕГО – макет, побывали на празднике в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках. А самое главное – научились печь блины!
Слайд – 11. Огромную помощь оказывает наша школьная библиотека учащимся при работе над различными проектами.
Слайд – 12. После того, как первоклассники выучили все буквы и познакомились в библиотеке с творчеством С. Маршака и его «Весёлой азбукой про всё на свете» они создали свой первый учебный проект «Город букв».
Второй учебный проект – «Азбука загадок». Ребята работали в программе ПервоЛого.
Слайд – 13. После тематической беседы «В гости к весне» также в программе ПервоЛого был подготовлен новый проект. Первоклассниками была проделана следующая работа:
1. Познакомились с рассказом К. Ушинского «Четыре желания».
2. Составили текст по теме «В гости к весне».
3. Напечатали текст.
4. Подобрали фон.
5. Украсили свою работу.
6. Сфотографировали, сохранили ее на рабочем столе и отправили учителю на форум.
Слайд – 14. После того, как в библиотеке прошел Час вопросов и ответов на тему «Как машины помогают хлеб растить», ребята нарисовали рисунки, поработали в Интернете, нашли картинки и сами их подписали, создали ЛЕГО – макет. Таким образом, появился еще один проект.
Слайд – 15. При работе над литературным проектом «В гости к сказке. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» ребята провели немало времени в читальном зале нашей библиотеки: готовили доклады, составляли глоссарий, рисовали рисунки.
Слайд – 16. После того, как в библиотеке прошло путешествие – викторина «Новый год шагает по планете» возник проект «Тайны зимнего волшебника». Слайд – 17. Ребята работали в библиотеке с докладами, составляли глоссарий, используя словарь С. И. Ожегова,
Слайд – 18 рисовали рисунки,
Слайд – 19 создавали ЛЕГО – макет,
Слайд – 20 писали письма Деду Морозу, ездили к нему в гости.
Слайд – 21. И неожиданно в ответ получили от него письмо и приглашение на новогоднее представление!
Слайд – 22. Учащиеся 4-го класса составили «Разноцветную книгу Зимы». В этой книге собрано 160 стихотворений на зимнюю тему, ребята сами их нашли, напечатали, разложили по алфавиту и оформили вот в такую красивую книгу.
В настоящее время готовится к выпуску «Разноцветная книга Весны».
Слайд – 23. После тематических экскурсий и тематических бесед
Слайд – 24 в библиотеке организуется выставка детских рисунков.
Слайд – 25. Регулярно в нашей школьной библиотеке проходят Конкурсы чтецов. Основная цель – воспитание у детей интереса к художественному слову, развитие умения выразительно читать стихи и публично выступать. Важное значение имеет оформление библиотеки : красочные иллюстрации к произведениям, выставка новинок детской литературы, выставка детских рисунков и поделок, выполненных ими самими, создают атмосферу праздника. И тогда дети учатся воспринимать публичное чтение стихов как интересное, праздничное событие.
Слайд – 26. Наши ученики принимали активное участие в школьных конкурсах чтецов,
Слайд – 27, но и в окружных конкурсах чтецов
Слайд – 28 городских конкурсах чтецов.
Слайд – 29. Кружок «Разноцветные страницы» не замыкается рамками школьного кабинета,
Слайд – 30 мы используем также ресурсы нашей школьной библиотеки.
Слайд – 31. Так, день за днём, с самого первого посещения библиотеки, с постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства с её героями, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. Каким он станет, покажет время. Главное, чтобы это был не просто читатель, а грамотный гражданин, знающий и любящий свою историю, историю и культуру нашего народа; умеющий правильно оценивать себя в обществе; уважать окружающих.
Слайд – 32. Всем спасибо за внимание!