Татьяна Рахманова
Кружок «Природный мир вокруг нас»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
2. Новизна программы
Она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.
Публикация «Кружок „Природный мир вокруг нас“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
3. Актуальность программы.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. В связи со сложной экологической обстановкой на Земле приоритетным становится экологическое воспитание подрастающего поколения поэтому данная программа очень актуальна сегодня. Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном и младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно в этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди.
Актуальность программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
4. Отличительные особенности программы.
1. Существенный момент в данной работе создания у детей мотивации.
2. Освоение дошкольниками операций, действий, движений, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
3. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для интеллектуальных и творческих способностей.
4. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).
5. Педагогическая целесообразность программы.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представление о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментирования. В процессе чего дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.
6. Цель программы.
Формировать у детей элементы экологической культуры, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
7. Задачи программы.
5-6 лет
Обучающие задачи: Формировать умение следовать устным инструкциям.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экономичное отношение к природным ресурсам.
Развивающие задачи: Развивать умение делать выводы, умозаключения.
6-7 лет
Обучающие задачи: Расширять развитие поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Воспитательные задачи: Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Развивающие задачи: Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
8. Возраст детей: 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
9. Срок реализации программы: 2 года.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
5-6 лет (старшая группа) :
I неделя: среда, пятница – 16.00 – 16.25,
II неделя: вторник-четверг – 16.00 – 16.25;
6-7 лет (подготовительная группа) :
I неделя: среда, пятница – 16.00 – 16.30,
II неделя: вторник-четверг – 16.00 – 16.30;
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
5-6 лет
Знать: конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни.
Уметь: доводить поиск до конца, чтобы увидеть результат опыта.
Владеть: Элементарными навыками уходу за растениями и животными.
6-7 лет
Знать: различные материалы, их качества и свойства.
Уметь: ставить цель в экспериментальной деятельности, достигать результата.
Владеть: алгоритмом проведения элементарных опытов и экспериментов.
12. Форма подведения итогов. Итоговая НОД, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.