Людмила Слободяник
Кружок «Следопыты».
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
«Следопыты».
Возраст воспитанников: 4,5-5,5 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Л. Н. Слободяник
г. Клинцы, Брянская область
Пояснительная записка.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Публикация «Кружок „Следопыты“,» размещена в разделах
Основная задача поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребёнок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребёнка.
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребё нка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет создать ему модель явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1. развитие мыслительных процессов;
2. развитие мыслительных операций;
3. освоение методов познания;
4. развитие причинно-следственных связей и отношений
№ п/п
Тема
Цель
Содержание
Вывод
1. ТОНЕТ-ПЛАВАЕТ. Дать понять, что металл тонет в воде, а дерево нет. Спросить, что произойдёт, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.
2. ТОНЕТ-ПЛАВАЕТ. Дать понять, что камень тонет в воде, а дерево нет. Спросить, что произойдёт, если опустить в воду камень и деревянную палочку. Камень тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.
3. ТОНЕТ-ПЛАВАЕТ. Дать понять, что ракушки тонут в воде, а дерево нет. Спросить, что произойдёт, если опустить в воду ракушки и деревянную палочку. Ракушки тонут в воде, а дерево плавает - не тонет.
4. ТОНЕТ-ПЛАВАЕТ. Дать понять, что песок тонет в воде, а бумага нет. Спросить, что произойдёт, если опустить в воду песок и бумагу. Песок тонет в воде, а бумага плавает - не тонет.
5. ТОНЕТ, НЕ ТОНЕТ. Дать понять, что одни предметы плавают, другие погружаются в воду наполовину, а третьи не тонут вообще. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. Вода выталкивает более лёгкие предметы.
6. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ИЗ ЯЙЦА. Дать понять, что в солёной воде яйцо всплывает, а в пресной тонет. Опустить одно яйцо в солёную воду, а другое в пресную. В солёной воде яйцо всплывает, а в пресной тонет.
7. ЦВЕТЫ ЛОТОСА. Дать понять, что бумага намокает, становится тяжелее и со временем тонет. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветок распускается и со временем тонет. Бумага намокает, становится тяжелее и со временем тонет.
8. ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ. Дать понять, что волокна дерева впитывают влагу и начинают распрямляться. Надломить спички, на сгиб налить воду. Спички постепенно выпрямляются. Волокна дерева впитывают влагу и начинают распрямляться.
9. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ИЗ ВИНОГРАДА. Дать понять, что пузырьки в газированной воде – это воздух. В стакан с газированной водой бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать.
10 МЯЧ НЕ ТОНЕТ, ХОТЬ ОН И РЕЗИНОВЫЙ. Дать понять, что резина тонет, а резиновый мяч нет. В воду опускаем резиновый предмет и резиновый мяч. Резина тонет, а мяч – нет. Мяч не тонет, потому что внутри его воздух.
11. КАПЛЯ – ШАР. Дать понять, что пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды. Берём муку и брызгаем из пульверизатора, получаем шарики – капельки, затем они образуют одну большую каплю. Пылинки муки вокруг себя собирают мелкие капли воды, затем они образуют одну большую каплю (рассказать, что так образуются облака).
12. МОЖНО ЛИ СКЛЕИТЬ БУМАГУ ВОДОЙ? Показать, что вода обладает склеивающим действием. Берём два листа бумаги, двигаем их: один в одну, другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем двигать листы – не двигаются. Вода обладает склеивающим действием.
13. ЧЕМ ПАХНЕТ ВОДА? Показать, что вода пахнет теми веществами, которые в неё положены. Берём три стакана воды, в два из них насыпаем сахар и соль. В один из них наливаем валерьянку. Есть запах. Вода не обладает запахом, что вода пахнет теми веществами, которые в неё положены.
14. ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ВКУС? Показать, что вода приобретает вкус того вещества, которые в неё добавлено. Дать детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. Вода приобретает вкус того вещества, которые в неё добавлено.
15. ИСПАРЯЕТСЯ ЛИ ВОДА? Показать, что вода при нагревании превращается в пар и испаряется. Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. Вода при нагревании превращается в пар и испаряется.
16. КУДА ДЕЛИСЬ ЧЕРНИЛА? Показать, что таблетки активированного угля очищают воду с чернилами. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. Таблетки активированного угля очищают воду с чернилами, уголь впитывает молекулы красителя.
17. ДЕЛАЕМ ОБЛАКО. Показать, что водяной пар концентрируется, образуя облако. Наливаем в банку горячей воды три см, на противень кладём кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается: водяной пар концентрируется, образуя облако. Водяной пар концентрируется, образуя облако.
18. МЫ ДЫШИМ ВОЗДУХОМ. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Показать, что воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде. В стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде.
19. У НАС ЕСТЬ ВДОХ И ВЫДОХ. Показать, что воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде. Поднести лист бумаги к носу: делаем вдох и выдох, лист вибрирует. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде.
20. СКОЛЬКО ВЕСИТ ВОЗДУХ? Показать, что воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде. Предложить детям полёгать надутый и сдутый воздушный шар. Воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде.
21. БЫВАЕТ ЛИ ВОЗДУХУ ХОЛОДНО? Показать, что воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде. Предложить посмотреть на термометр зимой на улице и в комнате, ртуть на столбике термометра в комнате быстро поднимается. Воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде.
22. ВДУЙ ШАРИК В БУТЫЛКУ. Показать, что воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде. Засунуть в бутылку сдутый воздушный шарик, затем надуть его: шарик принял форму бутылки. Воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде.
23. МОЖЕТ ЛИ ВОЗДУХ БЫТЬ СИЛЬНЫМ? Показать, что воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде. Предложить сдуть пушинки и перья с ладони, подуть на полоски и листы бумаги. Сделать из бумаги веер и помахать им. Воздух лёгкий, не заметный, прозрачный, воздух есть везде.
24. ТАЯНИЕ СНЕГА. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т. д. Снег тает от тёплого воздуха, идущего от любой системы.
25. МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ? Показать, что чистый снег, грязнее водопроводной воды. Взять две чистые тарелки, в одну положить снег, в другую налить водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть снег в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору в воде). Снег-это грязная талая вода, и она не пригодна для питья людям. Но талую воду можно использовать для поливки растений, а также для питья животным. Чистый снег, грязнее водопроводной воды.
26. ВОДА НА МОРОЗЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЛЁД. Показать, что вода на морозе превращается в лёд и принимает форму сосуда, в котором находится. Налить в формочки воду, вынести на мороз. Вода на улице зимой замерзает и превращается в лёд. Занести в комнату, вытащить льдинки и сравнить форму льдинок с сосудом в котором они находились. Вода на морозе превращается в лёд и принимает форму сосуда, в котором находится.
27. ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ. Показать, что вода на морозе превращается в лёд и принимает форму сосуда, в котором находится. Налить в формочки воду, окрасить воду гуашевыми красками по желанию детей, поместить в воду нитки-вешалки и вынести на мороз. Вода на улице зимой замерзает и превращается в лёд. Занести в комнату, вытащить льдинки и сравнить форму льдинок с сосудом в котором они находились. Украсить цветными льдинками участок. Вода, окрашенная краской, тоже на морозе превращается в лёд (цветные льдинки) и принимает форму сосуда, в котором находится.
28. ЛЁД ЛЕГЧЕ ВОДЫ. Лёд плавает на поверхности воды, значит он легче воды. Поместим в сосуд с водой лёд, он не тонет, а плавает по воде. Лёд плавает на поверхности воды, значит он легче воды.
29. ИНЕЙ Показать, как образуется иней на деревьях. Вынести на мороз горячую воду и подержать над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идёт. Ветка всё больше и больше в снегу. Что это? Это иней. Горячий пар, оседая на ветках деревьев, на морозе превращается в иней. Иней-это тоже вода.
30. ПАР-ЭТО ТОЖЕ ВОДА. Показать, что пар-это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром зеркальце или стекло. На нём выступят капельки воды. Показать их детям. Пар-это тоже вода.
32. ВОДА - ЖИДКАЯ, МОЖЕТ ТЕЧЬ. Показать, что вода жидкая, может течь. Предложить детям аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Она течёт в реках и ручейках, а также из крана. Что ещё может быть жидким? (молоко, сок). Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
32. ПЕСЧАНЫЙ КОНУС. Показать, что сухой песок можно насыпать в бутылку, лейку, любой сосуд – и высыпая в одно место, получается горка – конус. Предложить детям насыпать сухой песок в лейку или в пластмассовую бутылку из - под газированной воды; затем приподняв сосуд с песком высыпать его в одном месте – получается горка – конус. Сухой песок можно насыпать в бутылку, лейку, любой сосуд – и высыпая в одно место, получается горка – конус. Сухой песок «льётся из леечки» как вода.
33. СВОЙСТВА НЕСЕЯННОГО ПЕСКА. Показать, что песок состоит из мелких песчинок разного размера. Предложить детям просеять песок через сито; обратить внимание, что мелкие песчинки просыпались, а крупные остались в сите. Песок состоит из мелких песчинок разного размера.
34. СВОЙСТВО МОКРОГО ПЕСКА. Показать, что из мокрого песка можно лепить с помощью разных формочек. Предложить детям из сухого песка сформировать разные силуэты с помощью формочек – не получается. Затем в присутствии детей смочить песок и когда вода впитается снова попытаться сформировать силуэты из песка – песок принял форму формочек. Из мокрого песка можно лепить с помощью разных формочек. Вода обладает склеивающим свойством.
35. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ. Показать, что песок в песочных часах сыплется сквозь узкое отверстие сосуда. Уточнить какой песок сыплется: сухой или мокрый? Внести в группу песочные часы. Рассказать детям об истории возникновения песочных часов и их применении. Песок в песочных часах сыплется сквозь узкое отверстие сосуда: значит песок в песочных часах - сухой.
36. СВОДЫ И ТОННЕЛИ. Закрепить знания о свойствах мокрого песка. Предложить детям рассмотреть песок, уточнить мокрый он или сухой. Показать детям как можно строить из мокрого песка тоннели, башенки и различны постройки. Из мокрого песка можно строить различные постройки.
КОНСПЕКТ
интегрированного
ЗАНЯТИЯ
в средней
Тема «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
МБДОУ детский сад № 8 «ТОПОЛЁК».
Слободяник Л. Н.
Программные задачи: Учить детей через наблюдения, размышления получать знания о явлениях неживой природы: воде, льде. Познакомить детей со свойствами льда: прозрачный, скользкий, тает в тепле. Воспитывать поисковое мышление и творческое воображение. Упражнять детей в технике рисования красками.
Оборудование: Фланелеграф, плоское изображение картин природы: капелька, тучка, ветер, лёд, снежинка, кусочки льда. Листы бумаги с нарисованными воском снежинками, краски, кисти, медведь Умка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Стук в дверь, входит медведь Умка.
-Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я опять пришё л к вам в гости Послушайте какое стихотворение я вам прочту:
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды –
жить нельзя нам без воды!
Воспитатель: Ребята, о чём прочитал Умка стихотворение? Кому нужна вода? (Правильно, людям, животным, растениям).
- Посмотрите, что у меня в руках? (капелька).
Сегодня я вам расскажу о волшебной капельке. И так, жила – была капелька. И жила она… Где может жить капелька? (В реке, в кране, в стакане, в море). Много было у капельки домиков, все они разные. И была у капельки мама.
-Как вы думаете, кто была мама у капельки? (тучка).
Послала мама капельку на землю. Упала капелька с тучки и стала падать на землю, но не успела ещё долететь до земли, как вдруг подул холодный ветер, стало холодно. Это пролетела Снежная Королева, она проверяла свои владенья. Взмахнула она своим холодным крылом и захватила туда с собой нашу Капельку. От холода Капелька превратилась в Снежинку. (Показ снежинки).
Унесла Снежная Королева Капельку во дворец, а там было ещё холоднее; и капелька превратилась в маленький кусочек льда – Льдинку.
Льдинки замок украшают, как кристаллики звенят,
А прозрачные сосульки, так приятно холодят.
- Посмотрите, что это у меня? (льдинка). /Смотрю через кусочек льда/. -- -Ох, как красиво. Подойдите, ребята ко мне, я вам дам по маленькой льдинке и вы посмотрите, если льдинка тонкая, то сквозь неё можно увидеть всё. Положите свои льдинки на цветную бумагу. Какого цвета бумага у Даши, Ксюши, Кати? (Ответы детей).
-Значит, если сквозь лёд всё видно, он какой? (прозрачный).
-А вспомните, можно по льду кататься? Значит, какой лёд? (скользкий).
-Возьмите в руки льдинки, они всё время выскальзывают, значит лёд скользкий.
- Ребята, а есть ли у льда запах? Понюхайте, пахнет ли чем-нибудь?
-А апельсин пахнет?/да/.
- Значит, лёд не имеет запаха. А как вы думаете, лёд тонет в воде?
- Давайте проверим, тонут ли ваши льдинки или нет? /Дети бросают льдинки в таз с водой/. Лёд не тонет, а плавает.
- Интересно, а лёд горит? Давайте проверим. /Зажигаю свечку и проверяем/.
-Горит? /Нет/.- А что происходит со льдом? /Тает/. Отчего тает? /От тепла/.
-Во что превращается лёд? /В воду/.
-Верно, ребята, от тепла лёд превращается в воду… Здесь много-много капелек (тысячи). И наша капелька среди них.
Сегодня, ребята, мы много узнали о капельке. Умка нам принёс ещё и удивительные льдинки, необыкновенные, с ними могут происходить разные чудеса.
Сейчас мы с вами оживим их. Хотите попробовать! Садитесь за столы, возьмите кисточку в правую руку и всем ворсом сверху – вниз или слева – направо закрасьте всю льдинку.
-Что у вас получилось? /Снежинки/.
-Какие красивые снежинки. Вот какие необыкновенные льдинки, каждая льдинка сверкает снежинкой.
Давайте мы из снежинок сделаем весёлый хоровод и сами покружимся как снежинки.
Снег, снег кружится – белая вся улица
Стали детки все в кружок, завертелись как снежок.
Умка благодарит детей и уходит. Занятие окончено.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С РОДИТЕЛЯМИ
«ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ».
Цель: Познакомить родителей с опытнической работой по экологии, проводимой, с детьми в группе. Развивать познавательный интерес детей и родителей. Воспитывать любовь к природному и экологическому окружению.
ПЛАН:
1. Информация педагога «Что такое ЭКОЛОГИЯ? ОПЫТНЕЧЕСКАЯ работа»?
2. Дисскусия родителей об опытнической работе дома вместе с детьми.
3. Тренинг «Волшебные свойства воды».
-а) какие качества воды можно выделить?
-б) какие опыты с водой можно провести вместе с детьми?
-в) вспомним фокусы с водой.
4. Педагогические требования к проведению экологических опытов (наглядность, доступность).
5. Знакомство родителей с перспективным планом экологических опытов и приобретением необходимого оборудования.
Литература для подготовки консультации:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004г.
2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. /Управление ДОУ, №4,2004,стр. 84-92
3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребёнок в детском саду. №3,4,5, 2003г., №1, 2002г.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. М. ,2005г.
5. Соловьёва Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. №1,2005г.