Кружок в старшей группе «Умные шашки»

Валентина Колесник
Кружок в старшей группе «Умные шашки»

Девчонки и мальчишки:

Никитки и Наташки,

Грызут гранит науки,

Зовут который «шашки».

Не легкая задача,

Не куклы – неваляшки!

Познать хотят игрушку,

С названьем «чудо – шашки»!

И вскоре от победы,

Забегают мурашки,

В восторге скажут детки:

«Ох уж эти шашки

Корчагина Ирина

Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее, я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте, по своей природе, очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражения. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Обучение детей игре в шашки я хочу начать со старшей группы (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом я начну в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, расскажу детям о правилах игры в шашки в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.

Знакомство и обучение детей игре в шашки должно проходить поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научу правильно расставлять шашки на игровом поле, объясню им, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоят общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Но научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Но я считаю, что необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Не секрет, что дети, играющие в шашки лучше успевают в школе, особенно в точных науках.

Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Перейдя от взрослых к детям, эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.

Цель кружка: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

• обучить основам шашечной игры;

• обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;

• обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Воспитательные:

• воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;

• выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развивать стремления детей к самостоятельности;

• развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Физические:

• осуществлять всестороннее физическое развитие детей.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Программа «Умные шашки» рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия, проводится 1 раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий 25 минут.

Основными формами работы и средствами обучения являются:

• практическая игра;

• решение задач, комбинаций и этюдов;

• дидактические игры и задания, игровые упражнения ;

• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.

Методическое обеспечение

- Опорные схемы

- Компьютер (в домашних условиях)

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Прогнозируемый результат освоения программы:

развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

развиваются пространственное воображение и мышление;

сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

Перспективное планирование работы кружка «Умные шашки».

Сентябрь

I неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

II неделя

Тема: Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

III неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: создание условий для развития логического мышления.

IV неделя

Тема: Знакомство с доской и фигурами.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

Октябрь

I неделя

Тема: Терминология (фигуры, доска, ход, бой)

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

II неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Терминология (противоположные стороны, диагонали)

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Ноябрь

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

II неделя

Тема: Обучение игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Объяснение положения в игре дамок.

Цель: продолжать учить играм в «Шашки».

IV неделя

Тема: Игра с соперниками.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Декабрь

I неделя

Тема: Задания и задачи, развивающие логическое мышление.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Соревнования по шашкам на сладкий приз.

Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

Январь

II неделя

Тема: Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».

Цель: научить играм в «Поддавки».

III неделя

Тема: Продолжение ознакомления с игрой.

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Февраль

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

II неделя

Тема: Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».

Цель: закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки».

III неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Март

I неделя

Тема: Развивающие игры. «Игры со спичками».

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Показ и обучение игры «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

III неделя

Тема: Продолжение и обучение игры в «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Апрель

I неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

II неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

IV неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.

Май

I неделя

Тема: Соревнование по шашкам 1 тур.

Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

II неделя

Тема: Соревнование по шашкам 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра в «Шашки» с родителями.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Мониторинг

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Методика проведения:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Вопросы и задания:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Используемая литература:

1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

6. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

7. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

8. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

9. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

10. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

11. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

12. Сидлин А. М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.

13. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.

14. Голиков А. И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.

15. Погрибной В. К. Шашки для детей. – Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

16. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Игра в шашки»Фотоотчет «Игра в шашки» То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить в игры выполнение учебных заданий, которые.

Многофункциональная дидактическая игра «Универсальные шашки»Многофункциональная дидактическая игра «Универсальные шашки» Игра «шашки» представляет из себя : мягкое поле (размеров равным столешнице, прикрепляющееся к ножкам с помощью лент, чтобы не скользило).

Стихотворение о книжном уголке «Умные полочки» в средней группеСтихотворение о книжном уголке «Умные полочки» в средней группе Предлагаю вашему вниманию авторское стихотворение о книжном центре «Умные полочки» в средней группе «Карапузы». В нашем детском саду проходил.

Игра в шашкиИгра в шашки Шашки – это очень увлекательная игра, которая служит для развития воображения, логического мышления, сообразительности, учит мыслить, воспитывает.

Конференция для родителей воспитанников старшей группы «Умные игры»Конференция для родителей воспитанников старшей группы «Умные игры» Конференция для родителей воспитанников старшей группы «Умные игры» В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек. В детском.

Конспект занятия в старшей группе «Глупые ссорятся, а умные договариваются» Занятие по развитию речи (Старшая группа) «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова, К. Тангрыкулиева, Е. Благининой).

Кружок «Оригами» в старшей группе. Конспект занятия, тема: «Бабочка-красавица».Кружок «Оригами» в старшей группе. Конспект занятия, тема: «Бабочка-красавица». Кружок «Оригами» в старшей группе. Конспект занятия, тема: «Бабочка-красавица». Цели: 1 расширять представления детей о насекомых; познакомить.

Кружок «Оригами» в старшей группе. Конспект занятия, тема: «Чудо-цветы». Кружок «Оригами» в старшей группе. Конспект занятия, тема: «Чудо-цветы». Программное содержание: 1 уточнить и расширить представления детей.

Кружок «Оригами» в старшей группе. Конспект занятия, тема: «Подснежник». Кружок «Оригами» в старшей группе. Конспект занятия, тема: «Подснежник». Тема: «Подснежник» (поздравительная открытка). Цели: 1 образовательная.

Проект образовательной деятельности в старшей группе ДС по теме «Умные машины»: «Луноходы на Луне».Проект образовательной деятельности в старшей группе ДС по теме «Умные машины»: «Луноходы на Луне». Цель: Формировать представления детей об умных машинах и применении их в науке и в жизни. Задачи: - познакомить детей с космическими видами.

Автор публикации:
Кружок в старшей группе «Умные шашки»
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 20:27
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «о посткроссинге или «Совершите чудо-руку протяните! Надо, чтобы в дружбу...
Вот наконец и мы доросли до осознания что мир очень большой и в нем много разных интересных мест и людей! И я очень благодарна за предложение Татьяне...
Конспект занятия. Тема: Измерение объема жидкостей и сыпучих веществ. Дидактическая...
Образовательная область: « Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить измерять сыпучие...
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля [/b] Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет
Сюжет №1«Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним ( посолить,...
Фотоотчет с занятий «День защитника Отечества»
Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины,...