МААМ-картинки

Рабочая программа кружка естественнонаучной деятельности для детей 3–4 лет «Всезнайка»

Хужа Мухамедовна
Рабочая программа кружка естественнонаучной деятельности для детей 3–4 лет «Всезнайка»
▼ Скачать + Заказать документы

ЯКУТСК 2022-2023

Рабочая программа кружка естественнонаучной деятельности

«Всезнайка»

Дополнительное образование для дошкольников 3-4 года

Срок реализации программы : долгосрочный 1 год Количество занятий – 32

Программа разработана на основе программы и методической литературы:

Публикация «Рабочая программа кружка естественнонаучной деятельности для детей 3–4 лет „Всезнайка“» размещена в разделах

· От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровай, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.

· Методическое пособие О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. Щетининой - «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : Т Ц Сфера, 2013. – 192с. (Ребенок в мире поиска)

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят, посещающих коррекционную группу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 3-4 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детейчрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать системное видение мира, интеллектуальные и творческие способности.

Задачи экологического кружка «Всезнайка» :

· расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;

· формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

· вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы; развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

· навыки диалектического мышления, любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение;

· обучать решению прогнозных исследовательских задач.

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Содержанием работы кружка «Всезнайка» - является опытническая работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми проводятся несложные опыты с различными объектами окружающего мира. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны объекта природы.

Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Организация занятий кружка

Занятия проводятся один раз в неделю, в первой половине дня и длятся до 30 минут, всего 34 занятия в год. К занятиям допускаются все желающие дети.

Методы и формы работы.

Методы :

1. Словесный метод.

2. Практический метод.

3. Наглядный метод.

Виды детской деятельности и соответствующие им формы работы.

· Познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, опытно-исследовательская работа, занимательный эксперимент).

· Коммуникативная деятельность (взаимодействие и речевое общение детей в совместной исследовательской деятельности; беседы)

· Игровая деятельность (дидактические игры экологического содержания).

· Восприятие художественной литературы (разгадывание загадок, чтение сказок, рассказов о явлениях и предметах окружающего мира)

Правила по технике безопасности

С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности. Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:

· Правила поведения в группе.

· Правила поведения во время экскурсии.

· Правила поведения при проведении эксперимента.

Работа с родителями

Цель работы : расширение и укрепление связей родителей с детским садом.

Формы работы :

· Индивидуальная- для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации);

· Коллективные - родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т. д

Ожидаемые результаты реализации Программы

К концу обучения дети должны знать:

· О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

· О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками);

· О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.);

· О свойствах и функциях воды и воздуха. К концу года дети должны уметь:

· Самостоятельно вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

· определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

· классифицировать предметы по признакам;

· делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями;

· быстро включаться в активный познавательный процесс.

К концу обучения дети должны иметь представление:

· О магнитах и их свойствах;

· О строении человека и его органах (глаза, нос, уши, рот и язык).

Навыки:

1. Работать с различными материалами;

2. Работать с различными инструментами.

3. Самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.

МОНИТОРИНГ

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, беседы с детьми, наблюдения).

Ф. И. ребенка Знания о воде и ее свойствах Знания о воздухе Знания о материалах и их свойствах о материалах и их свойствах Знания о природных явлениях

нг кг нг кг нг кг нг кг

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).

Низкий уровень (оценивается в 1 балл)– ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнять задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания)

Тематическое планирование работы кружка

Месяц/неделя Тема, литература Цель Материалы и оборудование

Сентябрь

2 неделя «Мы – фокусники»

О. В. Дыбина, стр. 39.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластинкой внутри.

3 неделя «Почему птицы могут летать?»

О. В. Дыбина, стр. 26 Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных

4 неделя «Кто улетит, кто останется?»

О. В. Дыбина, стр. 23 Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне.

5 неделя «Как согреть руки?»

О. В. Дыбина, стр. 43 Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Октябрь

1 неделя «Тепло –холодно»

О. В. Дыбина, стр. 21 Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. а)Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода

2 неделя

«Волшебная рукавичка»

О. В. Дыбина, стр. 38.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

3 неделя «Носарий»

О. В. Дыбина, стр. 44 Познакомить с функцией носа, его строением. Рисунки (контурные) профилей с разной формой носа (орлиный, пуговкой, курносый и др., схематичное изображение носа

4 неделя «Язычок-помощник»

О. В. Дыбина, стр. 45 Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус, схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.

Ноябрь

1 неделя «Зачем зайчику другая шубка?»

О. В. Дыбина, стр. 24 Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

2 неделя «Как звери меняют шубку?»

О. В. Дыбина, стр. 24 Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Кусочки меха (старого, кора деревьев.

3 неделя «Надувание напалечника»

О. В. Дыбина, стр. 30 Обнаружить воздух. Емкость с водой, воронка, напалечник.

4 неделя «Поиск воздуха»

О. В. Дыбина, стр. 30 Обнаружить воздух. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкости с водой.

Декабрь

1 неделя «Что в пакете?»

О. В. Дыбина, стр. 30 Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом)алгоритм описания свойств воздуха и воды.

2 неделя «Нужен ли зимой растения снег?»

О. В. Дыбина, стр. 21. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности (приложение, рис. 2)

3 неделя «Окрашивание воды»

О. В. Дыбина, стр. 27. Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может меня свою окраску, запах, когда в ней растворяют окрашенные пахучие вещества. Емкость с водой (холодной и теплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

4 неделя «Изготовление цветных льдинок»

О. В. Дыбина, стр. 28. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды- жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная) Емкости с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

5 неделя «Взаимодействие воды и снега»

О. В. Дыбина, стр. 28. Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть –хрупкость, твёрдость Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.

Январь

2 неделя «Загадочные пузырьки»

О. В. Дыбина, стр. 31. Обнаружить воздух в других предметах. Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

3 неделя «Надувание мыльных пузырей»

О. В. Дыбина, стр. 31. Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

4 неделя «Пузырьки спасатели»

О. В. Дыбина, стр. 32. Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Февраль

1 неделя «Морской бой»

О. В. Дыбина, стр. 32. Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Емкость с водой, бумагой (прямоугольник) для корабликов.

2 неделя «Когда это бывает?»

О. В. Дыбина, стр. 35.

Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

3 неделя «Свет вокруг нас»

О. В. Дыбина, стр. 35.

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик, несколько предметов, которые не дают света.

4 неделя «Волшебная кисточка»

О. В. Дыбина, стр. 36.

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребенка.

Март

1 неделя «Почему тает снег?»

О. В. Дыбина, стр. 22. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Емкости для снега.

2 неделя «Где быстрее наступит весна?»

О. В. Дыбина, стр. 22. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Емкости со снегом, льдом.

3 неделя «Угадайка»

О. В. Дыбина, стр. 39.

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, и тд., мешочек, непрозрачные коробки одного размера.

4 неделя «Угадайка (2)» Понять зависимость веса предмета от материала. Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри, металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской.

5 неделя «Почему все звучит?»

О. В. Дыбина, стр. 40.

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка, детская металлическая посуда.

Апрель

1 неделя «Стекло, его качества и свойства»

О. В. Дыбина, стр. 47.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структуру поверхности, толщина, прозрачность) и свойства

(хрупкость, плавление, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки,

Окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

2 неделя «Металл, его качества и свойства»

О. В. Дыбина, стр. 48.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные

Характеристики

(структура поверхности, цвет) и свойства. Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спичка, алгоритм описания свойств материала.

3 неделя «Резина, ее качества и свойства»

О. В. Дыбина, стр. 48.

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

4 неделя «Пластмасса, ее качества и свойства»

О. В. Дыбина, стр. 48.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Май

1 неделя «Почему песок хорошо сыплется?»

О. В. Дыбина, стр. 32. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

2 неделя «Посадим дерево»

О. В. Дыбина, стр. 33. Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Емкости с песком, глиной, палочки.

3 неделя «Ветер»

О. В. Дыбина, стр. 33.

Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. Емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

4 неделя Где вода?

О. В. Дыбина, стр. 34.

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Методическое пособие О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. Щетининой - «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : Т Ц Сфера, 2013. – 192с. (Ребенок в мире поиска,

2. Куликовская И. Э., Совгир И. Н. Детское экспериментирование. –М., 2005 Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г. ,

3. Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г. ,

4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2,

5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. //

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Автор публикации:
Рабочая программа кружка естественнонаучной деятельности для детей 3–4 лет «Всезнайка»
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 08:12
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка естественнонаучной деятельности для детей 3–4 лет «Всезнайка»» (включая файлы) размещена пользователем Хужа Мухамедовна (УИ 3298520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД