Папки-передвижки

Методические рекомендации «Кубики Зайцева»

Шамсутдинова
Методические рекомендации «Кубики Зайцева»

Пояснительная записка

Кубики Зайцева - это новая методика обучения детей чтению, основанная на чтении слова по складам (не путать со слогами). По мнению автора методики, таким способом можно научить детей читать с 2-3х летнего возраста. Складовой принцип чтения - основа Зайцевского метода обучения детей чтению.

Публикация «Методические рекомендации „Кубики Зайцева“» размещена в разделах

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л. С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н. А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:

• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

• Обогащается словарный запас;

• Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);

• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;

• Раннее чтение влияет на грамотность.

• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.

Основные принципы обучения детей по Зайцеву

• Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.

• По слогам читать сложно.

• Человек сначала учится писать, а потом читать.

Суть методики Зайцева

Первым несомненным плюсом является то, что методика основана на естественной потребности и любви ребенка к игре. По сути, в легкой, ненавязчивой, интересной, игровой форме ребенок очень быстрыми темпами овладевает различными навыками.

Цель применения развивающих игрушек по методике Зайцева

• Научить детей уверенно, осознанно читать и сохранять смысл прочитанного. Тренировать зрительная память

• Учить детей удерживать внимание

• Подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения

• Развивать навыки грамотного чтения и письма

• Создавать радостное настроение и развивать быстроту реакции.

• Закреплять навыки классификации предметов

• Активизировать и обогащать словарь детей

Статистика преподавателей, работающих много лет с Кубиками по методике Н. Зайцева доказала, что при условии проведения игровых занятий от 30-ти до 60 минут 2 раза в неделю, дети двух- и трёхлетнего возраста начинают читать через 6-9 месяцев; дети четырёхлетнего возраста – через 16 занятий; дети пяти лет – уже через 5-10 занятий; а шестилетки начинают читать после 4-6 игровых занятий с кубиками. И даже взрослые иностранцы, которые раньше не знали ни одной буквы русского алфавита, уже после первого занятия могут составлять из кубиков слова, которые произносит преподаватель, а еще через одно-два занятия – начинает читать.

Методика Зайцева позволяет задействовать и развить такие органы чувств как слух, осязание, зрение. Развитие этих органов чувств способствует повышению уровня восприятия мира, что в свою очередь приводит к активному развитию речи и творческих задатков ребенка.

Система не привязана к возрасту

Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.

Задачи обучения:

• познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;

• уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;

• учить читать отдельные слова, способствовать улучшению дикции у детей;

• воспитывать интерес к чтению, уверенность в своих возможностях, навыки сотрудничества;

• развивать внимание, память, мышление.

Этапы работы:

I этап «Знакомство с кубиками и таблицами. Изучение складов».

Цель: познакомить детей с кубиками и таблицами, научить детей отличать кубики по цвету и звучанию; учить называть склады на кубиках и таблицах.

II этап «Чтение одного слова»

Цель: закрепить умение детей находить и называть склады, учить детей четко произнося слова, читать слова.

III этап «Чтение текста. Игры-тесты с кубиками.

Цель: учить детей уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат обучения:

К концу обучения дети должны уметь:

• Изолированно произносить нужный звук;

• Выделять первый и последний звук в словах;

• Производить анализ и синтез слогов;

• Производить звукобуквенный анализ слова;

• Составлять предложения;

• Уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.

Организация учебного процесса:

Описание форм и методов проведения занятий :

1. Словесные методы обучения :

• объяснение;

• рассказ;

• пропевание (звуков и складов).

2. Наглядные методы обучения :

• показ кубиков, таблиц;

• использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки,

настольно - печатные игры)

в) показ способов действия.

3. Практические методы обучения :

• совместная деятельность взрослого и детей;

• самостоятельная детская деятельность.

Сущность методики

Единица чтения – склад!

Дети учатся читать по складам!

Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).

Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова.

Складовой принцип чтения

Складовой принцип чтения – это основа данного метода обучения детей чтению.

Методы обучения

Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.

• Склады написаны на гранях кубиков.

Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.

• Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.

Основные направления

• чтение,

• письмо,

• каллиграфия,

• математика (цифры, счет, дроби, степени,

• английский язык.

Когда заниматься кубиками Зайцева?

Если вашему ребенку 4-6 лет, имеет смысл отвести его в группу, где занимаются по Зайцеву. Дети такого возраста любят коллектив, тянутся друг за другом, соперничают, кто лучше, кто быстрее, и обучение в группе их очень увлекает. А параллельно хорошо заниматься кубиками Зайцева и дома. Особенно если вам удастся создать ребенку мотивацию к обучению. А вот детишки в возрасте от 3 до 4 лет не всегда хорошо адаптируются в группе. Особенно это касается тех малышей, которые не ходят в детский сад или кружки. Приходя на занятия, они будут долго привыкать к работе в коллективе и слушать педагога. Таким крошкам лучше заниматься кубиками Зайцева дома с мамой. Дети до 3 лет еще неспособны эффективно заниматься в группе. Они быстро устают, не умеют внимательно слушать педагога, не могут заниматься больше 10-15 минут подряд. Согласитесь, из-за такого небольшого „урока" не стоит никуда водить или возить маленького ребенка. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, и ваш малыш успевает забыть, что было на прошлом уроке. С крошками лучше заниматься кубиками Зайцева каждый день понемножку и делать это старайтесь конечно же дома.

Обобщение многолетнего опыта работы родителей, воспитателей, учителей вот о чё м говорит:

• Многие родители способны обучать детей сами. У особо нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать-считать даже двухлетки.

• Дети, знакомые с Кубиками Зайцева, быстрее выходят в речь, чище берут звуки.

• Дошкольники четырёх-пяти лет начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.

• Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.

• Первоклассники начинают читать, складывать-вычитать в пределах ста в первую неделю.

• Изучение русского языка из трудного и занудного предмета можно сделать легким и увлекательным.

• Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьёзных учёных, резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.

Процентов 70-80 детей к семи годам без всяких перегрузок и даже с укреплением психофизических характеристик можно подготовить к занятиям по программам нынешних третьих-четвёртых классов.

Правила проведения занятий по методике Зайцева

Во-первых, следует всегда помнить, что с ребенком нужно вести занятие только в игровой форме. Раскованность обстановки, постоянное движение, переключение внимания между развивающими игрушками таблицами и физическими игровыми упражнениями. Материал ни в коем случае не должен навязываться ребенку, иначе это приведет к обратной реакции - угасанию интереса к обучению. Посему родителям, которые желают дома самостоятельно обучать ребенка по данной методике следует быть очень аккуратным. Помните: развитие в среднем темпе (не спеша) приводит к наиболее эффективным результатам, развитие в быстром темпе может иметь результат как более быстрое обучения ребенка, так и привести к полному отрицанию обучения, отсутствию интереса, замедлению развития. Один из негласных слоганов методики «Воспитай гения!» Собственно в этом и заключалась основная идея методики : возможность донести и научить ребенка программе младших классов еще в дошкольном возрасте.

Стандартный урок Зайцева продолжается 25 минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана (больше о Г. Домане и его системе мы расскажем в наших других статьях, работающую во всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом Зайцева можно применять систему физического развития по Доману. Очень часто методику Зайцева используют наряду с методикой по системе Монтессори.

Развивающие занятия с использованием Кубиков Зайцева

«Свое имя»

Как же ребенок любит имена, особенно свое. Естественно возникает желание поскорее научиться его читать. Увлекательно и с пользой ребенок может осуществить свое желание и по таблице, и по кубикам. Кроме того, что ребенок уже счастлив, что умеет писать свое имя указкой или кубиками, он развивает свою память, а также производит звуковой анализ и составной анализ.

«Песни, хлопки, притопы»

В данном упражнении заложен принцип пения складов как вертикально, так и горизонтально. А хлопки и притопы превращают упражнение в интересную форму игры. Если вас пугает что производится вертикальное пропевание всех складов согласных с гласными, не страшно, ведь это не заучивание, а привыкание к различным звукам, и корректировка звукопроизношения. Вот увидите, ребенок сам вас удивит, когда узнает в журнале ту или иную букву, а может даже склад, которые он «пел» на занятии.

«Кто быстрее»

Упражнение соревновательного характера. Какой ребенок не любит соревнования, при этом происходит непринужденное развитие зрительной памяти, быстроты реакции и восприятия. Допустим, требуется найти тот или иной кубик по описанию педагога, а кубиков то много. Игровой процесс поиска приведет к достойному результату. И детям не скучно, и педагог продвигается к своей цели.

«Музыкальный поезд»

Дети – артисты с самого рождения. Артисты поют, танцуют, в общем, выступают и показывают себя. Данное упражнение позволяет проявить свои артистические способности каждого ребенка.

Составляем складовый поезд из вагончиков (кубиков, например все согласные с гласной А (БА, ПА, ВА, ФА, ГА, КА и т. д., далее выбираем любимую и знакомую песню для малышей, например, «В лесу родилась елочка», и на мотив этой песни пропеваем наш веселый поезд. Проявляем творческие способности, развиваем звукопроизношение и зрительное восприятие.

В данной методике большое количество разнообразных игр и упражнений, которые вызывают не менее значимый интерес у ребенка в познании страны букв и слов, а также вызывают положительные эмоции у родителей, наблюдающих за результатами своих чад. Следствием этого является снятие комплексов и стрессов у детей, улучшение психологического состояния ребенка.

Предполагаемый результат

• Ребята удивительно рано и удивительно быстро соглашаются на письмо указкой по таблице

• Приобретение навыков закрепления и автоматизации грамотного письма.

• Постепенно у детей происходит превращение знаков в звуки — чтение

Конспект занятия по чтению (методика Зайцева) .

Тема: «Путешествие в сказку».

Программное содержание: Знакомить с животными и их детёнышами, учить называть их. Активизировать речь детей. При звукоподрожаниях обратить внимание, на четкое произношение звуков “мь”, “сь”, дифоренцировать громкость их произношения имитируя голоса животных и их детёнышей, произносить склады пропевно. Воспитывать желание, больше узнать о домашних животных.

Материалы к занятию:

– Картинки домашних животных и их детёнышей

Кубики Зайцева

– Таблица

Ход занятий

– Ребята здравствуйте к нам прикатился гость кто это?

– Колобок

– Правильно ребята, это колобок. Он приглашает нас к своим друзьям. Пойдём за ним?

Колобок катится, и останавливается около домика, где нарисовано окошко.

– Ребята это кто?

– Кошка

– Правильно ребята. А как она зовёт своих малышей котят пить молоко?

– Мяу.

– Молодцы ребята. А давайте найдём её котят.

“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около дома кошки”

Катится колобок к домику собаки

– Ребята кто в этом домике живёт?

– Собака

– Молодцы правильно. А как она зовёт своих детей щенят кушать?

– Гав.

– Молодцы ребята, а давайте найдем ее щенят.

“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около домика собаки”

Катится колобок к домику лошади, коровы, козы. Вопросы аналогичные.

А сейчас ребята мы с вами поиграем, принесите мне “золотые кубики”, “деревянные”, “каменные”. Покажите мне какие кубики звенят? Какие стучат?

Подходим к таблицам:

Ребята найдите мне песенку барабана:

БА БО

БИ БЕ

БЮ БУ

БЫ БЁ

Найдите песенку молоточка:

ТА ТО

ТИ ТЕ

ТЮ ТУ

ТЫ ТЁ

Найдите песенку капризульки:

ФА ФО

ФИ ФЕ

ФЮ ФУ

ФЫ ФЁ

Так же аналогично находят песенку мамы, папы.

– Подойди сюда Саша. Давай Саша найдем твою песенку, Са-ша.

– Катюша давай напишем твоё имя. Ка-тя.

– Ребята посмотрите, а колобок тоже хочет написать своё имя, ко-ло-бок.

Колобок прощается с ребятами и уходит.

– Ребята вам понравилось занятие? А вам было трудно?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. Зайцев Н. А. – С – Петербург, «лань», 1998г.

2. Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье. Данилова Л. – С-Петербург, Издательский Дом «Нева», Москва «ОЛМА – ПРЕСС», 2003г.

3. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – С-Петербург,

Публикации по теме:

Как мы играем в кубики ЗайцеваКак мы играем в кубики Зайцева Уважаемые коллеги и друзья! Хочу рассказать как мы с малышами играем в кубики Зайцева. Кубики нам подарили родители двух близняшек,которых.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни "Праздничная" музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля - ми Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Флажки» Методичесукие рекомендации при разучивании песни "Флажки" музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой. Диапазон песни: ми - си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Кубики Зайцева»
Опубликовано: 1 мая 2021 в 19:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД