Людмила Петрова
Куклотерапия как средство коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Гиперактивный ребенок - очень возбудимый, неусидчивый, плохо концентрирующий внимание, повышенно агрессивный. У него трудности с занятиями, потому как он не в состоянии высидеть спокойно и двадцати минут.
Публикация «Куклотерапия как средство коррекции речи» размещена в разделах
Поэтому разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Исходя из этого, я решила дополнить логопедическую работу театрализованной игрой. Сегодня во всем мире известно, что детская игра - это не только развлечение, но и эффективнейшее средство коррекции самых разных речевых и поведенческих недостатков. Особенно полезен в этом отношении театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно, исподволь усваивает оптимальные модели поведения. А кукольный театр полезен вдвойне, поскольку спрятавшись за ширмой, говоря от имени куклы, дети как бы отстраняются от своих проблем и могут посмотреть на себя со стороны.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Кроме того, обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.
В результате поиска новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в мою работу вошла инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными и эмоционально окрашенными.
Нарушениями, обуславливающими использование данного метода, являются:
- различные отклонения в развитии речи;
-эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д., он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможнос ть войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
В моей педагогической деятельности использую настольный театр и театр кукол типа петрушки. Театрализованные игры обогащают словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи. С их помощью на логопедических занятиях решаются многочисленные коррекционные задачи :
-развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие связной речи;
- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие координации движений;
-развитие пространственной ориентации;
-развитие коммуникативных навыков;
-нравственное и эстетическое воспитание.
С целью реализации данных задач перспективное планирование коррекционных логопедических занятий составляется с введением в структуру занятий куклы. Кукла в руках ребенка – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
На индивидуальных логопедических занятиях использую прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Кукла в руках ребенка помогает свободно вступать в разговор и побуждает к активным речевым действиям чрезмерно застенчивых и замкнутых детей. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язычок, губы при произнесении определенных звуков. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке).
Для театральных постановок отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет 5-7 минут. В качестве текстов для пьес можно использовать адаптированные народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Стихотворная форма пьес наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.
Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Показав родителям положительные результаты коррекционной работы с детьми, можно рекомендовать использовать театр кукол и дома, составив ребёнку компанию в совместных играх.
Итак, куклотерапия помогает достижению основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение.