МААМ-картинки

Куклотерапия как средство коррекции речи

Людмила Петрова
Куклотерапия как средство коррекции речи

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Гиперактивный ребенок - очень возбудимый, неусидчивый, плохо концентрирующий внимание, повышенно агрессивный. У него трудности с занятиями, потому как он не в состоянии высидеть спокойно и двадцати минут.

Публикация «Куклотерапия как средство коррекции речи» размещена в разделах

Поэтому разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Исходя из этого, я решила дополнить логопедическую работу театрализованной игрой. Сегодня во всем мире известно, что детская игра - это не только развлечение, но и эффективнейшее средство коррекции самых разных речевых и поведенческих недостатков. Особенно полезен в этом отношении театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно, исподволь усваивает оптимальные модели поведения. А кукольный театр полезен вдвойне, поскольку спрятавшись за ширмой, говоря от имени куклы, дети как бы отстраняются от своих проблем и могут посмотреть на себя со стороны.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Кроме того, обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.

В результате поиска новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в мою работу вошла инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными и эмоционально окрашенными.

Нарушениями, обуславливающими использование данного метода, являются:

- различные отклонения в развитии речи;

-эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д., он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможнос ть войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

В моей педагогической деятельности использую настольный театр и театр кукол типа петрушки. Театрализованные игры обогащают словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи. С их помощью на логопедических занятиях решаются многочисленные коррекционные задачи :

-развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- автоматизация и дифференциация звуков;

- развитие связной речи;

- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие координации движений;

-развитие пространственной ориентации;

-развитие коммуникативных навыков;

-нравственное и эстетическое воспитание.

С целью реализации данных задач перспективное планирование коррекционных логопедических занятий составляется с введением в структуру занятий куклы. Кукла в руках ребенка – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

На индивидуальных логопедических занятиях использую прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Кукла в руках ребенка помогает свободно вступать в разговор и побуждает к активным речевым действиям чрезмерно застенчивых и замкнутых детей. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язычок, губы при произнесении определенных звуков. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке).

Для театральных постановок отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет 5-7 минут. В качестве текстов для пьес можно использовать адаптированные народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Стихотворная форма пьес наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.

Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Показав родителям положительные результаты коррекционной работы с детьми, можно рекомендовать использовать театр кукол и дома, составив ребёнку компанию в совместных играх.

Итак, куклотерапия помогает достижению основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение.

Публикации по теме:

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Сотрудничество логопеда с родителями В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями. Однако хорошая, грамотная речь – залог успешного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия как средство коррекции речи
Опубликовано: 28 января 2015 в 20:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД