Получи документы

Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Александра Александровна Лазарева
Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Культурная практика как

средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле, потребность в самостоятельной деятельности, ощущение собственных возможностей. И целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста должно являться становление целостной, совершенной личности через формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

Публикация «Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Базовыми моральными чувствами, развивающимися у детей дошкольного возраста, являются:

• любовь к людям, в таких проявлениях как сострадание, желание порадовать близких, видение в людях доброго, а не их недостатков (злого);

• стыд, проявляющийся в различение в себе добра и зла – выделение в себе плохого – недолжного, нарушающего христианские этические нормы;

• чувство совести, то есть оценивание своего поведения в его мотивах, действия на основе христианских норм. [1]

Систематическое приобщение к нравственным чувствам, формирование полезных привычек и коррекция негативных является важной задачей воспитания этого периода детства. Моральный опыт ребенка приобретается через упражнения в поведении, т. е. через организованные педагогами повторные действия, поступки в разных, но схожих жизненных ситуациях.

Чтобы духовно-нравственного воспитания детей стало результативным, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.

Поэтому во второй половине дня в детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

Культурные практики включают : совместные игры воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта, творческие мастерские, музыкально-театральные и литературные гостиные, коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, детский досуг, сенсорный и интеллектуальный тренинг.

В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

Так, например, в культурной практике для старшей группы детского сада «Учимся просить прощение» намечена цель: упражнять детей в умении просить прощение друг у друга, у взрослого и прощать.

При этом использованы призывом к общению слова из Святого Евангелия, дающие пищу для детской души. Воспитатель спрашивает детей о том, как они понимают выбранные слова Евангелия, о чем они. Делает вывод, что Евангелие говорит нам о том, что если человек нас обидит и попросит прощения, мы должны всегда простить, а значит, просить прощение и прощать важно. Потом воспитатель своим примером приглашает детей смело, открыто, от всей своей души суметь сделать это.

Фрагмент культурной практики :

Воспитатель : А я сама так ждала этой встречи с вами этого момента, когда смогу попросить у вас прощение. А прощение, ребята просить не стыдно, стыдно обижать другого человека.

Раскаиваясь и желая не повторять обиды, обязательно тихим, добрым голосом, искренне глядя в глаза друг другу, сказать слова прощения от всего своего сердца.

А другому человеку надо также искренне, милосердно в ответ, от всей души простить его. И в знак примирения нужно обняться.

- И я хочу сейчас вспомнить, чем я вас обидела.

Искренне посмотреть каждому из вас в глаза и попросить прощение за ….

Вы прощаете меня?

Дети: да; ( кто-то из детей: Бог простит и мы прощаем)

Воспитатель : Да именно эти слова в знак примирения, прощения говорят православные люди в ответ «Бог простит и мы прощаем».

А теперь ребята, предлагаю вам встать в круг, и мы будем передавать друг другу это сердечко. И на ком сердечко остановится, тот попробует от всего своего сердца попросить прощение у того кого он обижал. И передаст ему сердечко. А тот в свою очередь, как сказано в Евангелии от всей души простит. А после найдет среди нас того, кого он сам обижал.

Начнем мы наше упражнение с таких слов: Чтоб душе нашей расти, нужно говорить: прости. Это слово не простое, оно Божие, святое.

В конце практики важно сделать акцент на добрых чувствах, возникнувших душе.

Православный педагог должен стремиться создать определенные педагогические условия и организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы через эти пробы-практики красной нитью проходил призыв к добру, свету, истине. Ведь на основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.

Нравственная позиция раскрывается в поступках и очень важно ребенку в период детства на практике постигнуть, впитать нормы Божественного закона, без культуры которого вряд ли состоялась бы Россия.

Публикации по теме:

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

«Культура и традиции русского народа». Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Вячеславовна Год разработки программы: 2016учебный год.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Культурная практика по духовно-нравственному воспитанию в межвозрастном общении «В мир сказки» МБДОУ № 87 «Детский сад компенсирующего вида» Культурная практика по духовно – нравственному воспитанию в межвозрастном общении.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 1 слайд: Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 2. Тема Великой.

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников» I. Введение. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина: «Для гражданина России особенно важны моральные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 05:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД