Лучший педагог года

Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы

Наталия Михайлова
Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ :

ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Михайлова Наталия Ивановна.

Аннотация. В данной статье рассматривается культурологический подход в образовании : опыт, инновации, перспективы. Определяются сущность понятия «культурологический подход». Выделена цель системы образования с позиции культурологического подхода. Рассмотрены инновации, задачи развития и перспективы дальнейшего образования. Делается вывод о целесообразности применения культурологического подхода в образовании.

Публикация «Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы» размещена в разделах

Ключевые слова. Культурологический подход, образование, инновации, перспективы развития.

Культурологический подход представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности [2].

Культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, соответствовать особенностям и менталитету нации, бережно сохранять и передавать лучшие достижения культуры. Возникновение данных подходов является ответом на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном обществе. Особенно важен культурологический подход, определяющий человека как духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к культурному творчеству и самовыражению себя в культуре. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

Цель системы образования с позиции культурологического подхода – системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического наследия. Преемственность культурно-исторического, национально-этнического и социально-педагогического опыта.

Инновационное развитие образования на основе культурологического подхода к образованию : в условиях продолжающейся модернизации национальной и региональной систем образования, обеспечить эффективное функционирование и развитие системы образования на период годов.

Задачи: подготовка к переходу и успешное внедрение в образовательную практику ФГОС второго поколения; успешное внедрение программы духовно-нравственного развития учащихся; разработка плана и реализация экспериментальной работы по теме «Культурологический подход к содержанию образования как условие реализации программы духовно-нравственного развития в младшей школе в соответствии с задачами выдвигаемыми ФГОС второго поколения»; внедрение в управленческий и учебно-воспитательный процесс ИКТ-технологий.

Перспективы развития культурологического образования позволят добиться повышения внутренней мотивации к самореализации в учебной и вне учебной деятельности как основы духовно-нравственного развития, поскольку требует осмысленного и ценностного отношения к процессу познания со стороны воспитанников и их педагогов.

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно–эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т. п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.

Таким образом, культурологический подход образования позволит разработать оптимальную педагогическую модель развития личности молодого человека, которая позволит ему стать самостоятельным в сложном многообразном пространстве современного мира и будущей профессиональной деятельности.

Публикации по теме:

Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире Маркова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Приморского района Санкт-Петербурга Преемственность дошкольного и начального общего образования.

Участие в конкурсе «Мои инновации в образовании» 2016 годаУчастие в конкурсе «Мои инновации в образовании» 2016 года Здравствуйте, коллеги! Мне хочется поделиться с вами своей победой. Я приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Мои инновации.

Фотоотчёт «Форум «Педагоги России: инновации в образовании»Фотоотчёт «Форум «Педагоги России: инновации в образовании» 01 марта 2017 года наши педагоги МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида " города Пикалёво стали участниками Всероссийского форума.

Инклюзия в образовании — комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ОВЗ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ О. В. Армеева – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Радость» Термин «инклюзия» в переводе с английского языка.

Инновации в образовании. Работа с аудиостикерами к говорящей ручке «Знаток 2 поколения». В помощь педагогам и родителям.Инновации в образовании. Работа с аудиостикерами к говорящей ручке «Знаток 2 поколения». В помощь педагогам и родителям. Приближаются новогодние праздники и всем нам так хочется чего-то необычайного, волшебного. В каждый подарок, особенно детский хочется вложить.

Инновации в образовании. Работа с фотографиями.Инновации в образовании. Работа с фотографиями. Задачей дошкольного образования является формирование гармоничной, разносторонне-развитой, физически-подготовленной, любознательной личности.

Консультация для педагогов: Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым» УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Опыт работы воспитателя «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников» Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 31 Малик Татьяна Олеговна Современные дети на вопрос о том, какими они хотят быть.

Введение ФГОС до. Опыт и перспективы. В детском садике у нас, Очень интересно! Хотим мы провести для Вас Экскурсию все вместе. Мы двери в сказку открываем, И в нашу группу.

XX Международная научно-практическая конференция «Личность. Общество. Образование. Традиции и инновации в образовании».XX Международная научно-практическая конференция «Личность. Общество. Образование. Традиции и инновации в образовании». 30 марта 2017 года я приняла участие в работе XX Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование. Традиции.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 21:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД