Конспект квест-игры «Путешествие в мир олонхо» для детей старшего дошкольного возраста

Баишева Снежана Ефимовна
Конспект квест-игры «Путешествие в мир олонхо» для детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в мир Олонхо»

Пояснительная записка

1. Автор (ФИО, должность) Баишева С. Е Воспитатель МБДОУ №45

2. Вид ресурса Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста

3. Название ресурса «Путешествие в мир Олонхо»

4. Цель и задачи ресурса

Цель: Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества; популяризация среди населения национальных культурных ценностей, эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.

Задачи:

• формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу олонхо;

• знакомить детей с содержанием эпоса олонхо,

• развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;

• воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса олонхо.

5. Возраст воспитанников, для которых предназначен ресурс старший дошкольный возраст.

6. Программа, в которой создан ресурс Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Rower Point 2007

7. Методические рекомендации по использованию ресурса Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО как в образовательном процессе, так и игровой, досуговой деятельности со старшими дошкольниками, а также учителями начальных классов на уроках «Окружающий мир», внеурочной деятельности.

Актуальность.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В связи с этим для преодоления пробела в знаниях и представлениях детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре якутского, русского народов, учитывая данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, разработали технологию формирования поликультурной личности на основе приобщения к олонхо. Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время. Является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить. Не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.

В истории многовекого развития народ умел по всему воспитать и обучать, прививая им качества, умения. Навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли- воспитание реальной жизнью. Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов: Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, этнопедагогов доктора педагогических наук И. С. Портнягина, К. Д. Уткина, А. А. Григорьевой, педагога К. С. Чиряева, кандидатов педагогических наук Е. П. Чехордуной, М. И. Баишевой. Значение и роль фольклора в жизни любого народа велики. Это форма передачи народного опыта, и источник формирования национального характера и одно из средств воспитания детей.

В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.

В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. В эпосе народа Саха отражены все пласты духовной культуры. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

Философские воззрения в нем тесно переплетаются с космогоническими, мифологическими, религиозными. этнопедагогическими представлениями, а также, бытом и нравами народа.

Мы считаем, что наряду со сказками в ДОУ необходимо ознакомить детей с легендами, былинами, эпическими произведениями родного народа, которые являются кладезью народных идей и идеалов.

Поэтому хочу поделиться с проектом квест игра на тему «Путешествие в мир Олонхо». Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту нашей работы, дети с удовольствием, всерьез начали увлекаться им.

Содержание:

Форма проведения: квест-игра.

Используемые методы и приемы:

игровой: игры-загадки;

наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;

словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.

Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук.

Демонстрационный материалы: видео.

Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса; звуки хомуса.

Предварительная работа:

1. Чтение эпоса Олонхо. «Ньургун Боотур уонна Туйаарыма куо»

2. Беседы с детьми о героях эпоса Олонхо.

3. Показ видео кукольного театра об эпосе Олонхо. «Модун эр со5отох»

Цель: Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества; популяризация среди населения национальных культурных ценностей, эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.

Задачи:

• формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу олонхо;

• знакомить детей с содержанием эпоса олонхо,

• развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;

• воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса олонхо.

Ход квест-игры:

Воспитатель:

– Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в Мир Олонхо.

Олонхо – это якутский героический эпос. На восьмиободной-восьмикрайней земле-матушке, на самом средоточии Срединного мира жили добросердечные племена Солнечного улуса – Кюн Еркен. (Стук, сюрпризный момент Сабыйа Баай Хотун и Саха Саарын Тойон.)

Сабыйа Баай:- Неруен Нергуй! Здравствуйте дорогие ребята! Мы пришли к вам с просьбой найти нашу единственную красавицу Туйаарыма куо, ее украл абааьы уола-Уот Уьутаакы. Он оставил нам много разных и сложных препятствий, но мы сами не можем пройти эти препятствия без вас. Вы поможете нам найти нашу дочку Туйаарыма-куо?

Воспитатель: Какая беда! Ребята давайте поможем бабушке и дедушке найти Туйаарыма куо (ответ детей)

Итак ребята, очень внимательно слушаем первое задание Уот-Уьутаакы. (открывается конверт) А вот и задание от Уот-Уьутаакы.

– Ребята, кто живет в дремучем лесу? (Звери, животные).

– А какие животные водятся в наших якутских лесах? я буду вам загадывать загадки, и если вы их правильно отгадаете на доске появится этот житель.

/Дети отгадывают загадку и на доске появляется животное/.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её.

/ Лиса/

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал.

/Белка/

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

/Медведь/

Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызёт кору.

/Заяц /

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

/ Волк /

– Злые духи-абааьы заколдовали этих зверей. Давайте поможем Бабушке и дедушке расставить зверей в определенном порядке: (на доске)

1) справа от зайца стоит лиса;

2) между зайцем и медведем стоит волк;

3) а белка слева от медведя;

4) кто стоит посередине? (Волк).

5) посчитайте, сколько всего зверей. (Пять)

– Молодцы! И вот наши звери побежали помогать нам. (выдается половина карты)

2. Теперь второе задание. (Открывается конверт)

Письмо: Ребята я хочу чтобы кто то из вас играл на хомусе, я издалека буду слушать звук хомуса. (Алиса и Айза играют на Хомусе)

- Молодцы ребята! Очень красивый звук Хомуса. (Выдается половина карты.)

3. Итак мы добрались до следующего задания. (открывается Слайд) Ребята, Уот-Уьутаакы просит нас отгадать по картинам, героев Олонхо. Попробуйте назвать всех героев. (С помощью воспитателя)

-Молодцы! (Выдается половина карты)

4. Ой, ребята, посмотрите. Тут какие то пазлы лежат, Интересно, почему? Правильно, Вы должны сложить все части правильно, и увидите картину олонхо, и получаем половину карты.

- Молодцы! (Выдается половина карты)

5. И последнее наше задание это раскраска (Раздаю рисунки чороона.)

– Ребята, обведите чорон и узоры на нем по контуру коричневым цветом, а затем раскрасьте – оранжевым.

Ребята так мы нашли все кусочки карты, теперь нам осталось сложить карту и найти Туйаарыма куо. (по итогам выполненных заданий дети сложив детали карты находят Туйаарыма куо.)

-Сабыйа баай: Спасибо вам ребята! Вы нам очень помогли! Теперь нам надо обратно домой! Керсуеххэ диэри!

Подведение итогов:

Вывод:

Сегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения. Но души их открыты для добра. Современные дошкольники умны, искренни, восприимчивы к хорошему. Моим воспитанникам очень нравятся занятия, посвященные устному народному творчеству.

героический эпос олонхо, состоящий из множества сказаний о подвигах древних богатырей, жанр в системе духовности народа, не только национальное достояние якутского народа, но один из уникальных шедевров мира. Это неиссякаемый родник народной мудрости. В олонхо народ саха воспевает свой идеал даёт чёткое объяснение путей к идеалу. Это: трудолюбие, солидарность, творческая вовлечённость и профессионализм, миролюбие, справедливость и чистоту духа, открытость природе и развитие способностей, устойчивая позиция в жизни. Я вижу, как детям радостно и интересно участвовать на занятиях.

Таким образом ценностное содержание олонхо внесёт лепту в развитии личности современного ребёнка, а также обогатит содержание, технологию образовательного процесса.

Использованная литература:

1. Дмитриев П. Н., Дьяконова Н. А., Бочкарев Р. Н., Иннокентьева А. С., Мухоплева С. Д. Олонхо в рисунках детей. – Якутск: 1999.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Поиск спрятанного сюрприза» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Грязовецкого муниципального района Вологодской области «Центр развития.

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Делу время — потехе час» аторы: Комарова О. Ф. и Мазаева Н. В. Цель: Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать у детей положительное отношение.

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «В поисках новогодних игрушек» МБДОУ Детский сад №68комбинированног вида г. Владикавказ Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В поисках.

Конспект квест-игры «Путешествие в сказку» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепление знаний детских сказок, через развитие конструктивных навыков у детей с применением различных видов конструирования..

Конспект квест-игры «Причуды осени» для детей старшего дошкольного возраста Описание: Данный материал будет полезен воспитателям при проведении осенних праздников и развлечений. Цель: Закрепить и расширить знания.

Конспект квест-игры «Заколдованная Весна» для детей старшего дошкольного возраста Квест – игра «Заколдованная весна» Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, обобщение представлений.

Сценарий квест-игры «Путешествие за кладом» для детей старшего дошкольного возраста сценарий квест – игры «Путешествие за кладом» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) Цель: Обеспечение максимально оригинальной,.

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку» Ход квест— игры: (Сбор детей и воспитателей возле центрального входа на улице) Ведущий: — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрали вас.

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Путешествие в гости к старичку Лесовичку» Задачи: Закрепить знания воспитанников о том, что растёт, и кто живёт в лесу, показать взаимосвязь между растительным и животным.

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ» Квест – игра в старшем дошкольном возрасте «В поисках сокровищ» Цель: создание веселого настроения, способствующего установлению дружеских.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект квест-игры «Путешествие в мир олонхо» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 октября 2019 в 11:33
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки