МААМ-картинки

Лекция-консультация для воспитателей по адаптации детей к ДОО «Первые дни ребенка в детском саду»

Кузовкова Татьяна
Лекция-консультация для воспитателей по адаптации детей к ДОО «Первые дни ребенка в детском саду»

Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Публикация «Лекция-консультация для воспитателей по адаптации детей к ДОО „Первые дни ребенка в детском саду“» размещена в разделах

Выделяю два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

1. Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительно длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений (заболевания с осложнениями, потеря веса, плохо спит и т. д.)

4. Сверхтяжелая адаптация – около пол года и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он «не садовский ребенок».

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1.Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длительность в среднем 1 месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса; временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Игровое упражнение «Продолжите фразу»

Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.

«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша – это…»

«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно…»

После выполнения этого задания можно увидеть насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и тому же вопросу.

Игровая деятельность

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это задание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным внимаем. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д.

Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающим адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома, не давая возможности побыть самими собой.

Игровое упражнение «Подбери игру по темпераменту»

Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментом: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники, галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком – для меланхоликов, точечкой – для холериков»

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмичными танцами.

С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

Публикации по теме:

Конспект выступления на родительском собрании «Адаптация малыша к детскому саду» Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему:"Адаптация малыша к детскому саду" Здравствуйте, уважаемые родители! Меня.

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад» (часть первая) Часть 2 Актуальность Адаптация ребенка к детскому саду, а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. Период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лекция-консультация для воспитателей по адаптации детей к ДОО «Первые дни ребенка в детском саду»
Опубликовано: 3 марта 2015 в 21:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД