МААМ-картинки

Лексическая работа по теме: «Посуда»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме: «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений детей о посуде. Продолжать расширять представления детей посуде. Формировать навыки культурного поведения во время принятия пищи. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Словарь: чистая; красивая; праздничная; мы рады; угощайся, пожалуйста; чайная посуда.

Загадки

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ….

тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Публикация «Лексическая работа по теме: „Посуда“» размещена в разделах

Супы, макароны

кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ….

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Пальчиковая гимнастика “Помощники”

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши).

Мы посуду перемыли : (одна ладошка скользит по другой).

Чайник, чашку, ковшик,

ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).

И кастрюлю уронили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так Анфисе помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).

Пальчиковой гимнастики «Машина каша».

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

(указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

(загибают по одному пальчику на левой руке)

Всю посуду заняла,

(разжимают кулачок)

Всё до крошки раздала.

(сдувают «крошку» с ладошки).

Физкультминутка «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник (руки на поясе)

Очень важный, как начальник. (повороты туловища влево-вправо)

Вот фарфоровые чашки, (руки в стороны)

Очень крупные бедняжки

Вот фарфоровые блюдца (хлопают в ладоши)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (потягивание)

Голова на тонкой ножке

Вот пластмассовый поднос (руки вперед)

Он посуду нам принес (ходьба).

- А из чего же сделана наша посуда?

Дидактические игры

Игра «Назови ласково». (Воспитатель бросает мяч называет посуду, а ребенок должен подобрать ласковое название посуды.)

Тарелка – тарелочка

Чашка – чашечка

Ложка – ложечка

Вилка – вилочка

Кастрюля – кастрюлечка

Сковорода – сковородочка

Кружка – кружечка

Стакан – стаканчик

Чайник – чайничек

Дидактическая игра “Чего не хватает?”(На наборном полотне три изображения чайника (чайник без носика, чайник без крышки, чайник без ручки)

Игра «Из чего сделана посуда.

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали

Игра «Кружки – болтушки».

Берутся три кружки (фарфоровая, железная, стеклянная). Воспитатель ударяет по ним палочкой. Дети внимательно слушают и запоминают, как звучит каждая кружка. Потом закрывают глаза и дети по звуку должны отгадать, какая звучала кружка?

Игра «Что нарисовано?»

(Детям предлагают изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Дети должны назвать каждый предмет и его обобщенное значение. Например: «Это тарелка – столовая посуда»; «Это чашка – чайная посуда»)

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в ….

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник.)

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Стихи

В магазин приходим с внучкой.

Тянет пухленькую ручку.

"Мне купи такое дед,

Чтоб могла сварить обед!"

Я упрямится не буду

И куплю набор посуды.

Пусть внучоночка играет

И к хозяйству привыкает.

Что же здесь? Посмотрим вместе:

Вилка, нож на видном месте

И посуды много разной.

Расскажу об этом связно.

Ну, а кто захочет сам,

Слово высказаться дам.

Я сейчас готовить буду. (Борис Коренфельд)

***

Соберу на стол посуду.

Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,

СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.

Небольшой столовый НОЖИК

Мне понадобится тоже.

Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,

ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.

И, конечно, неслучайно

На плите дымится ЧАЙНИК -

Кукол чай пить усажу,

О ПОСУДЕ расскажу.

Николаева Е.

***

«Для чего нужна посуда

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда :

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут! К. Нефёдова

***

• ЧАЙНИК

Я - глиняный чайник. Простая посуда.

Нос вырос, как валик, не знаю, откуда.

Порой закипаю. Бываю горячим.

Порой остываю. Заваркою плачу.

Меня запирают в витрине буфета.

Там я ожидаю до вечера где-то.

Когда со стола всё уже убирают,

Хозяйка тогда обо мне вспоминает.

Я гордо стою в окруженьи варенья.

Надувшись, пою, получив одобренье.

Пусть я выполняю простую работу,

Людей заставляю напиться до пота.

• КАСТРЮЛЯ

Кастрюля объёмов своих не боится.

Своею дородностью смело гордится.

Она добродушна, кругла и ленива.

Порою бывает не в меру болтлива.

Способна вместить и крупу, и картошку,

И лука, и зелени тоже немножко.

Нагревшись от гордости, вдруг закипает,

А после под крышкой своей остывает.

Легко, чем богата, других угощает

И чистку шершавою тряпкой прощает.

Умывшись водичкой, сияет боками,

Слегка потешаясь, как будто, над нами.

На полку её осторожно положим.

Пускай отдыхает. Пока не тревожим.

Она чистотою и блеском гордится.

Назавтра нам, знаем, ещё пригодится.

• ЧАШКА

Студёной водицей нас чашка напоит.

И жажда пройдёт, и слегка успокоит.

Всегда под рукой, чтобы нам пригодиться,

Когда пожелаем из чашки напиться.

Удобная ручка круглится, белея,

Мечту о стакане гранёном лелея.

Она изогнулась игриво дугою-

Легка, грациозна, любуясь собою.

А донышко манит своей чистотою

И блеском, и света весёлой игрою.

Мы чай ароматный туда наливаем

И ложечкой сахар туда добавляем.

И греется чашка, тепло отдавая,

Уютом домашним весь стол наполняя.

А рядом баранки, конфеты, печенье,

И в розочке мило краснеет варенье.

• НОЖ.

Я - очень строгий острый нож.

Меня за лезвие не трожь.

Со мной шутить опасно.

Вы знаете прекрасно.

Могу хозяйке помогать

Легко, что надо, нарезать.

Работать осторожно

Со мной всегда возможно.

Когда бываю я сердит,

То принимаю строгий вид.

Тогда других порезать

Могу я, сколько влезет.

Хочу ещё раз повторить:

"Со мною лучше не шутить!

Порой это опасно!"

Кому ещё не ясно?.

• ВИЛКА И ЛОЖКА.

Когда-то без вилок еду подавали.

Куски пожирнее руками хватали.

Не очень-то это бывало удобно:

Руками еду доставать принародно.

И вилка, и ложка- помощники наши.

Мы ими едим и картошку, и каши.

И руки чисты, и удобней намного.

Мы можем горячее есть без тревоги.

И вилка, и ложка- всегда под рукою.

С тарелкою вместе не надо другого.

Оттуда легко мы берём то, что надо.

И можем наесться тогда до упаду.

• ТАРЕЛКА.

Тарелка к обеду нас ждёт не дождётся.

Увидев, сияя боками, смеётся.

Ей хочется так накормить до отвала.

И кажется, будто положено мало.

Когда всех накормит, попозже тускнеет

И только углами свободно белеет.

Желает быстрее почище умыться,

Чтоб снова улыбкой весёлой светиться.

Застенчиво тело своё подставляет,

Когда её руки легко умывают.

И фыркает, будто капризный ребёнок,

Который визжит под струёю спросонок.

Сначала её очень чисто умоют.

Потом полотенцем протрут, успокоят.

Подсохнув, тарелка сияет на полке

Улыбкой весёлой, нарядной и звонкой.

• ПОЛОВНИК.

Наш половник очень важный.

Первым пробует отважно.

Если нравится, кивает.

Всем, кто хочет, наливает.

Наливает суп и каши

На тарелочки на наши,

Щи, кисель или компот.

Ну, а мы всё это в рот.

Он в тарелки подливает

И от радости сияет.

Заразительно хохочет:

"Кто ещё добавки хочет!"

Все половник уважают.

До кастрюли провожают.

Без половника обед

Невозможен, спору нет!.

• СКОВОРОДА.

Есть у нас сковорода.

Не подводит никогда.

И потушит, и пожарит.

Очень вкусно кашеварит.

Вот пожарилась картошка.

Доставай скорее ложку!

Добавляй туда котлет.

И уже готов обед!

Приготовить вкусно пищу

Сковородка пригодится.

И глазунью, и омлет.

Ничего вкуснее нет!

И блины из сковородки

На тарелке очень вёртки.

А она стараться рада

Накормить нас до упаду!.

• ЛОЖЕЧКА

Всё, что надо, ложечкой

Наберё м немножечко:

Сахар сладкий и варенье,

И другое угощенье.

Помешаем ею чай

Так, как будто невзначай.

И положим отдохнуть

Рядом с блюдечком чуть-чуть.

И с тарелки вкусный торт

Каждый ложечкой берёт.

Потому что для людей

Так удобней и быстрей.

Наша ложечка сияет.

То, чем может, помогает.

Хорошо полезной быть,

Людям радость приносить.

• ДУРШЛАГ.

На виду висит, как флаг,

Ну, конечно же, дуршлаг.

Про него нельзя забыть,

Если надо что промыть.

Под струёй промоем кашу.

А дуршлаг стоит на страже,

Чтобы каша не слипалась,

Чтоб свободно рассыпалась.

И промытая лапша

Тоже, кстати,хороша.

В дуршлаге мы моем фрукты

И различные продукты.

У любой хозяйки, к слову,

Он, конечно, наготове.

Очень нужен нам дуршлаг.

Без него совсем никак!.

Валентина Осеева «ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ»

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

- Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

- Ну, какие ваши достижения?

- Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.

- Гм. - сказал отец.

- Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

- Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

Рекомендации для родителей

1. Рассмотрите с ребёнком посуду, которая есть у вас дома.

Закрепите названия посуды : кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож. Побеседуйте с ребёнком о том, для чего нужна посуда : «Это чашка. Из неё пьют. Это тарелка. Из неё едят» и т. п. Покажите, что посуда бывает металлической, стеклянной, фарфоровой.

2. Обратите внимание на некоторые части посуды : носик, ручка, крышка.

3. Помогите ребё нку ответить на вопросы:

В чём мама варит суп? (В кастрюле).

На чём жарят картошку? (На сковороде).

В чём кипятят воду для чая? (В чайнике).

Из чего ты ешь суп? (Из тарелки).

Из чего ты пьёшь чай? (Из чашки).

4. Продолжайте пополнять глагольный словарь ребёнка. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?».

Чайник (кипятить воду).

Сковорода (жарить котлеты).

Кастрюля (варить суп).

Нож (резать овощи).

Ложка (есть кашу).

6. Подберите и наклейте на бумагу картинки с изображением посуды. Пусть ребёнок показывает и называет посуду.

7. Предложите ребёнку рассказать об одном из предметов посуды, послушав ваш рассказ:

Это чайник. Он жёлтый, большой. У него есть носик, ручка, крышка. В чайнике кипятят воду.

8. Предложите ребёнку выполнить упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник,

( Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

(Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянулись, руки сомкнуты над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

(Легли на ковёр, вытянулись)

Он посуду нам принёс.

9. Поиграйте в игру «Один – много». Вы бросаете ребёнку мяч и называете один предмет,ребёнок бросает мяч обратно и называет много предметов. Напр., чашка – чашки, чайник –чайники и т. д.

10. Поиграйте с ними в малоподвижные игры.

• Летающие слова. Стоя в кругу играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, играющий громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел-). Ловящий мяч должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова.

• Чайная, столовая, кухонная. Играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому-нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «чайная», «столовая», «кухонная». Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет, который относится к этой посуде. Кто ошибся, выходит из игры.

• Рывок за мячом. Играющие делятся на две команды, каждая выстраивается в шеренгу у лицевой линии площадки. У игроков в руках карточка с изображением посуды. У обеих команд карточки одинаковые. Ведущий с мячом называет посуду, бросает вперед мяч. Игроки, у которых карточки с изображением произнесенной посуды, бросаются наперегонки вслед за мячом. Тому, кому удастся коснуться мяча первым, дается очко. Потом подсчитываются результаты команд.

Поиграйте с детьми в игры

С мячом «Четвертый - лишний».

Тарелка, чашка, помидор, блюдце.

Чайник, хлебница, конфета, стакан.

Кофейник, салатница, ромашка, супница.

Крышка, носик, кровать, донышко.

Ложка, вилка, пылесос, нож.

Чайник, чашка, блюдце, пачка с чаем;

Кастрюля, сковорода, доска, стакан;

Хлебница, тарелка, ложка, скалка.

Игра с мячом «Подбери антонимы». (большой нож – маленький нож. высокий графин– …широкая ваза – …узкий бокал – …тонкая бутылка - … и т. д.)

Дидактическая игра «Из чего сделано?» Нож – из железа. Какой нож? – Железный. Стакан – из стекла. Какой стакан? – Стеклянный. Ковш – из пластмассы. Какой ковш? – Пластмассовый. Вилка из алюминия. Какая вилка? Алюминиевая. Блюдце из фарфора. Какое блюдце? Фарфоровое и т. д. Бокал из хрусталя – хрустальный Конфетница из золота – золотая. Масленка из пластмассы – пластмассовая. Чайник из серебра – серебряный и т. д. Ложка из металла, она - …Чашка из фарфора, она - …Чайник из глины, он - …

Игра «Что где находится»Чай - …в чайнике Кофе - …в кофейнике, Молоко -. в молочнике Масло - … в масленке Соль – …в солонке Сахар - …в сахарнице Хлеб - …в хлебнице Конфеты - …в конфетнице

Дидактическая игра «Образуй признаки». (от предметов)хрусталь – хрустальный,керамика – керамический,глина, стекло, фарфор, серебро и т. д. (от действий) :сервировать – сервированный,разбивать – разбитый,варить, готовить, наливать и т. д.

Дидактическая игра «Сосчитай до 5»Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей. Один ковш…Один стакан…Одна тарелка…Одна сахарница… и т. п.

Игра «Сравнение». Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?

Дидактическая игра «Подбери действие».чашка – стоит, украшает, разбивается, лопается.

Дидактическая игра «Большой - маленький». Тарелка – тарелочка Чашка – чашечка

Дидактическая игра «Подбери признаки» (можно с мячом) чашка – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная. чайник, блюдце, тарелка и т. д.

Дидактическая игра «Один - много».

Один стакан, а много … (стаканов)

Один кувшин, а много … (кувшинов)

Один половник …

Одно сито …

Одна кастрюля …

«Угадай, какая посуда». Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар (соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай

Публикации по теме:

Конспект НОД по лексической теме «Посуда» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (предметное и социальное окружение) с детьми.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Елена Караганова Лексическая тема «Посуда». Цель: выучить стихотворение о посуде. Задачи: 1. Запомнить стихотворение о посуде, используя.

Конспект занятия логопедического кружка по лексической теме «Посуда» Конспект занятия логопедического кружка «Говоруша». Лексическая тема «Посуда». Цель: развитие пассивного и активного словарного запаса.

Коррекционное занятие по теме «Посуда» в старшей логопедической группе «ПОСУДА» Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные цели. Упражнять в четком произношении.

Лексическая работа по теме «Домашние животные и их детеныши весной» Цель: - продолжать расширять и систематизировать знания детей о домашних животных; - учить употреблять в речи правильные формы названий.

Лексическая работа по теме «Одежда, обувь» Цель: -познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов; - закрепить знания о назначении одежды; - провести.

Конспект НОД «Федорино горе» по лексической теме «Посуда» Лексическая тема «Посуда». Конспект НОД «Федорино горе» Цель. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях,.

Открытое занятие по теме «Посуда» Развитие речи средняя группа Образовательные задачи Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания.

Схемы для детей по теме посуда.Схемы для детей по теме посуда. .

Конспект логопедического занятия по теме «Посуда» Цели:1. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. 2. Образование относительных прилагательных 3. Образование слов сложной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексическая работа по теме: «Посуда»
Опубликовано: 12 мая 2017 в 23:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лексическая работа по теме: «Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ (УИ 282256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД