Папки-передвижки

Сценарий литературного вечера «Лермонтовский салон «Поэты не рождаются случайно»

Лариса Полюшкова
Сценарий литературного вечера «Лермонтовский салон «Поэты не рождаются случайно»

МКОУ «Издешковская средняя общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области

Лермонтовский салон

«Поэты не рождаются случайно»

Подготовил и провё л:

учитель русского языка и литературы

Полюшкова Лариса Геннадьевна

с. Издешково

Описание материала:

Публикация «Сценарий литературного вечера „Лермонтовский салон „Поэты не рождаются случайно“» размещена в разделах

Сценарий может быть полезен учителям литературы. Сценарий рассчитан для детей среднего и старшего школьного возраста. Данный сценарий можно использовать для проведения литературного вечера в классе, а можно создать атмосферу «литературной гостиной» и пригласить гостей. Данное мероприятие – «Лермонтовский салон».

Цели:

- погружение в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздание образа поэта как личности; популяризация произведений М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

- приобщение учащихся к литературе 19 века; более близкое прикосновение к Золотому веку русской литературы и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры;

- воспитание желания понять внутренний мир поэта, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов;

- развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения и личностных качеств учащихся;

- совершенствования коммуникативных способностей.

Оборудование: оформление класса по теме мероприятия «Поэты не рождаются случайно», проектор, презентации, музыкальные композиции, несколько книг с произведениями М. Ю. Лермонтова для выставки.

Ход мероприятия:

Звучит песня И. Талькова «Поэты не рождаются случайно».

Поэты не рождаются случайно

Они летят на землю с высоты

Их жизнь окружена глубокой тайной

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда печальны и верны мечте

И в хаосе проблем, их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив задание

Их отзывают высшие миры.

Неведомые нашему сознанью

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета

Когда в их честь оркестр играет туш

Актеры, музыканты и поэты

Целители уставших наших душ.

Учитель. Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -

Но преждевременно, противника рукой –

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни журавлиной.

Странную имеют судьбу знаменитые наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Такова была кончина Пушкина, Грибоедова, Есенина…

Сегодня мы собрались здесь, в литературном салоне, чтобы поговорить в год празднования 200-летнего юбилея о Великом поэте – М. Ю. Лермонтове.

Эпиграфом нашего литературного салона станут слова, произнесённые однажды самим поэтом.

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Этот эпиграф выбран неслучайно. Ведь собственная судьба поэта поистине трагична : ранняя смерть матери, детство, проведённое вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновлённый мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу.

Ученик читает стихотворение.

К ЛЕРМОНТОВУ

Константин Бальмонт

Нет, не за то тебя я полюбил,

Что ты поэт и полновластный гений,

Но за тоску, за этот страстный пыл

Ни с кем не разделяемых мучений,

За то, что ты нечеловеком был.

О Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалмом певучим.

И вижу я, как ты в последний раз

Беседовал с ничтожными сердцами,

И жестким блеском этих темных глаз

Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»

Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»

1899

Учитель. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Мы предлагаем вам погрузиться в поэтический мир, насладиться его стихами и совершить путешествие по страницам жизни поэта.

Показ слайдов.

Ученик 1: М. Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урождённой Арсеньевой).

Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Джорджа Лермонта, выходца из Шотландии, который в эпоху Смуты начала XVII века в составе шведского ополчения попал в Россию, принял русское подданство и получил поместье в Костромской губернии.

К началу XIX века давно обрусевший род Лермонтовых захудал и обеднел. Юрий Петрович пленил свою богатую невесту Марию Михайловну Арсеньеву внешней красотой и редким добродушием. Мать Марии Михайловны Елизавета Алексеевна, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных, была против этого союза. Но брак был заключен против её воли. Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.

Ученик 2: В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.

После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии.

Ученик 3: На северо-западе Пензенской области, в прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли из Москвы полугодовалым ребёнком.

Первые птицы, пение которых он услыхал, первые цветы, к которым потянулся, – всё было здесь.

Очень точно особенности усадьбы, где он провел счастливые детские годы, Лермонтов передал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива».

Ученик читает стихотворение.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Ученик 4. Для бабушки ее ненаглядный внучок Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

Бабушка Лермонтова : Пусть у Мишеньки будет всё, коли остался один без родителей. Но какой всё -таки прелестный ребенок: ему идет пятый год, а он имеет склонность произносить слова в рифму. Вчера сказал: «Кушай кашу, помни Машу». И часто так с удовольствием рифмует. Вот его первое стихотворение.

Чтец 2. Весна.

Когда весной разбитый лёд

Рекой взволнованной идёт,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуюные поля,—

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведёт,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдёт.

Ученик 5: С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел европейскими языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно и в разлуке умереть…

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь Божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Ученик 6: В детстве Лермонтов много болел. Тяжёлый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по «душе родной», способной понять его и утешить.

…И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою…

Бабушка Лермонтова : Я во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.

С тревогой приглядывалась я к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнёт выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать…

Ученик 7. В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. Эта поездка принесла Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотворений, написанных в 1828-1830 годах. Вот одно из них.

Кавказ.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял,

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ.

Ученик 8: Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его из Тархан в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма – синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.

Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.

В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался всё больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.

В 1830 году Лермонтов завершает свое обучение в Благородном пансионате и поступает в Московский университет.

Ученик 9: В 1832 году поэт вынужден был оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказали. Тогда 4 ноября 1832 года Михаил Юрьевич сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В этом же году было создано значимое для поэта стихотворение «Парус». Неизвестно, что ждет поэта впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся пред глазами картину. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в синеве парус…

На фоне включенной записи шума моря ученик читает стихотворение «Парус».

Чтец: Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, находящийся под Петербургом в Царском Селе.

Звучат вкрадчивые аккорды "Вальса" из музыки Хачатуряна к драме М. Лермонтова "Маскарад". Когда вальс начинает звучать победно, под эту мелодию выходят основные персонажи.

Гсподин. Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837 года, скончался раненный на дуэли Пушкин.

(Дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе.)

Дама. Вы обратили уже внимание на эти стихи! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.

Ученик читает стихотворение.

Смерть поэта.

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде…и убит!

Убит. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… – он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно.

В руке не дрогнул пистолет.

Дама: Вы знаете автора этих стихов?

Господин: А как же! Это поручик лейб-гвардии - Лермантофф.

Дама: Вы слышали, новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из Конюшенной церкви.

Господин: Да, я тоже слышал: его тайно везут хоронить в пределах Псковской губернии!

Дама: А что же поручик, автор стихов?

Господин: О, мы еще услышим о нём.

Звучат вступительные аккорды "Тройки" из сюиты Свиридова, написанной к повести Пушкина "Метель", выходит Лермонтов.

Лермонтов : Мать свою я не помню, я был ребенком трёх лет, когда ее не стало. Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать.

Ученик. Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения "Ангел”(1831 г).

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под пущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Ученик 10. Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.

На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.

Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.

Ученик 11. Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ.

Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф.

Лермонтов. Выпустят ли меня в отставку, оставят ли в Петербурге?

Киргоф. (раскинув карты) Вам никогда больше не бывать в Петербурге. Вас ожидает другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станете».

Лермонтов. Я, конечно, посмеялся над этим предсказанием, но в груди моей похолодело.

Ученик 12. Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своём юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).

Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес : «Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!»

Звучит трагическая мелодия. Звук выстрела.

Ученик 13. «Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между V и VI ребром левой стороны». Пуля прошла навылет, убив Лермонтова на месте. Разразилась гроза, дождь хлестал, а ни врача, ни коляски не было. Пошли за людьми. Комендант Ильяшенко, узнав о смерти поэта, заплакал: «Мальчишки, мальчишки, убей меня бог! Что вы наделали, кого вы убили!»

Лермонтов (читает письмо). «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду».

Ученик 14. «Мёртвый Лермонтов лежал под дождем. Много еще чего было гадкого и глумливого: и хоронить по христианскому обычаю не хотели, и царь сказал: «Собаке собачья смерть». Ну а как были наказаны повинные в гибели поэта? Вот строки из документа: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на 3 месяца и передать церковному покаянию, а князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго из ува-жения к полученной им в сражении тяжелой ране».

Чтец.

Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста.

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист,

И так прозрачно золотист

Играющий на солнце лист!

Там положить вели меня,

Сияньем голубого дня,

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком.

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!

И стану думать я, что друг

Иль брат, склонившись надо мной,

Отер внимательной рукой

С лица кончины хладный пот.

И что внимательно поёт

Он мне про милую страну.

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

Ученик 15. Е. А. Арсеньева, узнав о гибели внука, упала, как срубленная. А когда пришла в себя, велела вынести прочь из дома, в сельскую церковь икону.

Бабушка Лермонтова. Как же я живу еще?. Разве я имею право жить? Ответь, Господи! Что ты все молчишь? Зачем ты отнял у земли Лермонтова, господи, лучшее твое создание, твой самый драгоценный дар людям? Неужто ты так скуп, Боже? Ты не меня одну, ты всю Россию осиротил, отнял ее звонкий голос. Зачем ты так мучаешь детей своих? Или сам не ведаешь, что творишь?. Я ли не молила тебя?. Нету у меня больше Бога, умер мой Бог.

Ученик 15: Через 9 месяцев бабушке удалось перевезти тело внука из далёкой кавказской стороны в Тарханы.

Елизавете Алексеевне выпало ни с чем не сравнимое несчастье пережить своего гениального внука. Он звал её бабушкой, а вслед за ним и все, знавшие её. «Бабушкой» осталась Арсеньева и в истории, бабушкой с на редкость горькой судьбой.

Чтец.

Ах, сколько грусти в строках и меж ними.

Когда читаешь, думаешь: «А вдруг

Был у поэта где-то в этом мире единственный,

Ему так нужный друг?

Жаль, друга так он и не встретил. Совсем один

Прошёл короткий, яркий путь.

Но до сих пор в Тарханах шепчет ветер:

«Великого поэта не забудь…»

Ещё одна проходит осень.

И дождь-бродяга слёзы льёт.

Мы в этом мире только гости,

А он в стихах своих живёт!

Звучит мелодия вальса из драмы «Маскарад».

1 Дама:

Наверно каждый был бы рад,

Чтоб жизнь была как маскарад. .

2 Дама:

Да, наша жизнь как будто бы игра,

Как будто бал с игрой в переодеванье.

Все вышли из-под лермонтовского пера…

3Дама:

Там Мцыри, Демон и Тамара,

Печорин, Мэри, сам поэт,

И жизнь героев,словно драму,

Рисует автор свой портрет.

1Дама:

И новый вальс был так хорош!

Я в Лермонтовское время окунулась.

Там каждый на себя как в зеркале похож.

Как быстро мы, однако, в 21 век вернулись.

2Дама:

В наш век, в наш 21 век

Где Лермонтова помнят,

Любят, чтут

Где знает его каждый человек

И кажется он рядом тут.

3Дама:

Он рядом с нами на века,

И мы его не забываем,

Пока мила его строка,

Пока стихи его читаем.

Учитель. А сейчас вашему вниманию мы предлагаем астрологический прогноз. Астролога Павла Глобу знают не только в России, но и в других странах. Его предсказаниями пользуются как простые граждане, так и политики, знаменитости. Хотя не всегда прогнозы Глобы сбываются, им доверяют многие. Как поется в известном шлягере, люди устроены так, что всегда «желают знать, что будет».

Павел Глоба. С точки зрения астрологии и исторических параллелей 2015 год является весьма интересным. Он должен напомнить нам, что ещё великая русская поэтесса Анна Ахматова обращала внимание на то, что именно в даты, связанные с юбилеями рождения и смерти Михаила Юрьевича Лермонтова, происходили страшные катаклизмы.

Ровно через 100 лет после рождения Лермонтова началась Первая мировая война, а Великая Отечественная – через столетие после смерти. Советский Союз распался в год, когда прошло 150 лет со дня смерти поэта.

Лермонтовское проклятие, как правило, связано с войнами и заговорами. Опасаюсь, что в юбилейный для поэта год нас могут втянуть в войну, чужую и тяжёлую. Участие в таких спецоперациях не нужно России и принесёт только кровь и слёзы.

Учитель. О «проклятии Лермонтова» Глоба рассказал очень пространно, связав вырвавшееся наружу «дурное» влияние великого поэта на людей с его смертью на дуэли, которая, как разъяснил астролог, была предательской. Сокращая его не подкрепленные ссылками рассуждения, можно отметить несколько пунктов:

1) У Михаила Лермонтова был «дурной глаз» («не случайно именно Лермонтов стал автором поэмы «Демон», что сказывалось на его близких, и после смерти проклятье вырвалось наружу, начав донимать Россию войнами и переворотами.

2) Убит был поэт не Николаем Мартыновым, выстрелившим в него во время поединка, а заговорщиками со скалы во время оной дуэли. «Лермонтова злодейски убили, причем задействованными в этом оказались люди, близкие к царствующей семье. Элита, выше которой не бывает. И оттого проклятие перешло на страну, где всё это произошло. Случись преступление где-нибудь во Франции, мы бы не пострадали», – пишет Глоба. По его словам, тут был замешан шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии Александр Бенкендорф.

В этом году Россия празднует 200-летний юбилей великого поэта, и надеемся, что эта дата не принесёт миру что-то страшное.

Чтец:

Боль памяти (И. Белоусов)

Как в прошлый век, печально и светло

Слетает лист березы в день осенний,

Как будто в мире не произошло

С тех пор ни войн, ни бед,

Ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,

И содрогнулся мир, покой разрушив,

И нас вернул из тлена суеты

Вот в этот день

к живым и мертвым душам.

И я гляжу с тоской на облака,

Плывущие сквозь вечность над планетой,

И прихожу к подножью Машука,

Чтоб ощутить трагедию поэта.

Мятущийся, как парус над волной,

И жаждущий неистовствующей бури,

Он оборвал на взлете голос свой,

Шагнув навстречу смертоносной пуле!

. Богаты мы ошибками отцов!

Как страшно вдруг понять сквозь годы это

Не сгинувшее в сонме голосов

Жестокое пророчество поэта.

Учитель. «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин, - признавался на склоне лет Иван Алексеевич Бунин. – Нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб 27 лет». Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Он не успел допеть свою песнь, сказать своё последнее слово. Но с годами всё слышнее его голос.

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки –

Ровесник новых и былых годов.

Публикации по теме:

Сценарий праздничного мероприятия к Дню знаний «Поэты — детям»Сценарий праздничного мероприятия к Дню знаний «Поэты — детям» Праздничное мероприятие посвящённое Дню Знаний «Поэты – детям» Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством детских поэтов. Задачи:.

Фотоотчет о проведении музыкально-литературного вечера «Мы будем помнить»Фотоотчет о проведении музыкально-литературного вечера «Мы будем помнить» "Мы будем помнить!" оброго времени суток, уважаемые коллеги! Во всех детских садах прошли праздники посвященные 73 годовщине Великого мая.

Конспект НОД по физическому развитию во второй младшей группе «Чтобы не один микроб не попал случайно в рот» Приоритетная образовательная область: «Физическое развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»,.

Сценарий литературного вечера «День героев» Воспитатель. В далёком для нас прошлом дети и взрослые мечтали о светлом и мирном будущем, думали, что в их жизни всё будет хорошо, но мечтам.

Сценарий литературного вечера для детей младшей группы «Весна словами наших классиков» Цель: развитие у детей чувства прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусств, красоту и богатство родной природы по средствам.

Сценарий литературного вечера «Олонхо» Сценарий литературного вечера «Олонхо» Цели: приобщить детей к поэтическому языку, к элементам устного народного творчества народов Севера;.

Сценарий литературного вечера, посвященного 105-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С. В. Михалкова «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!».

Сценарий литературного вечера во второй младшей группе, посвященного творчеству А. Л. Барто Сценарий литературного вечера во второй младшей группе, посвященный творчеству А. Л. Барто Цель: - закрепить знания детей о произведениях.

Сценарий патриотической праздничной программы для школьников «Не для войны рождаются солдаты» Сценарий патриотической программы для школьников «Не для войны рождаются солдаты» 19.03. 2018. 11.00 Звучат Фанфары на начало. Голос за.

Сценарий сюрпризного момента «Поэты» для осеннего утренника в подготовительной группе Миниатюра для осеннего утренника в подготовительной группе Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами пришли на праздник осени. Об осени придумано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий литературного вечера «Лермонтовский салон «Поэты не рождаются случайно»
Опубликовано: 5 октября 2018 в 00:05
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД