МААМ-картинки

Лингвистическая сказка «Как от корня растут новые… слова» (Русский язык)

Татьяна Семенкова
Лингвистическая сказка «Как от корня растут новые… слова» (Русский язык)

Татьяна Васильевна Семенкова

Как от корня растут новые … слова.

(лингвистическая сказка)

В Государстве Российском, в краю сибирском жила-была девочка по имени Лерочка, смышлёная – уже восьми лет от роду.

В один прекрасный весенний денёк Лера со своими родителями отправилась на прогулку в лес. Ласковые солнечные лучики нежно играли на её щёчках и носике. Апрельское тепло окончательно разбудило природу после глубокой зимней спячки. Мамочка Юля глубоко вдыхала терпкий аромат каждого кустарника и дерева, бережно наклонив веточку с набухшими почками к самому носу и прикрыв глаза от наслаждения. Папа Костя поспешил за сочной черемшой (за живыми витаминами) вниз, к речке с похожим названием – Черемшанка. Лерочка же решила нарвать первых весенних цветов для любимой бабушки. Она обежала ближайшие полянки, но не встретила ни одного первоцвета.

Публикация «Лингвистическая сказка „Как от корня растут новые… слова“ (Русский язык)» размещена в разделах

Вдруг на верхушке высокой ели заговорило-затрещало живое радио: «Тррр-тррр-тррр! Тррр-тррр! Я покажу тебе цветики-перррвоцветики». Это сорока-всезнайка предложила Валерии свою помощь. Лесная вещунья спустилась пониже и, не умолкая, сделав над головой девочки три круга, поманила её в тёмную чащу. Лера бежала со всех ног, стараясь не потерять из виду белобоку. Но вот девочка споткнулась и, упав, крепко схватилась за выступавшие корни могучего дерева.

– Зачем Вы так вцепились в меня, барышня? – заскрипел Старый Корень.

От изумления Лера сначала ничего не могла сказать. Но, оправившись от неожиданности и разжав свои пальчики, она вежливо ответила: «Извините меня, пожалуйста. Вы единственный, на чью помощь я могу сейчас рассчитывать. Помогите мне найти первые цветы – для милой бабушки.»

– Что ж, дело доброе. Помогу. Но прежде поиграй со мной в слова. Так ты меня выручишь, а то я стал сохнуть от скуки в последнее время. Эта тренировка ума даст мне здоровья ещё надолго.

– С превеликим удовольствием, о Мудрый Корень. Мы с бабушкой любим разные забавы со словами. Интересно, какие правила в твоей игре?

– Для начала посмотри вокруг внимательно, Валерия… Ты заметила, что от моего древнего корня идёт множество корешков, из которых прорастают новые деревца? Они украшают наш лес, делают его ещё более величавым. То же происходит и в русском языке, на котором ты думаешь и говоришь: от главной части слова – от корня – с помощью различных приставок, суффиксов и окончаний образуются новые слова. Все они похожи друг на друга, потому что это родственные слова – они появляются в языке от одного корня. И чем больше замечательных однокоренных слов мы употребляем, тем красивее и привлекательнее наша речь. Вот сейчас, малышка, ты поможешь мне подобрать целую семейку слов к корню «ЛЕС».

– Милый Корень, это несложно! Это просто и интересно! Итак, начинаем выращивать слова с корнем «ЛЕС» :

«ЛЕСОК» – всем понятно, это маленький лес;

«ЛЕСОЧЕК» – конечно же, это крошечный, малюсенький лес;

«ПОДЛЕСОК» – возможно, это заросли кустарника, с которого начинается основной лес;

«ПЕРЕЛЕСОК» – наверное, это редкий, молодой лес;

«ЛЕСНОЙ» – значит, живущий или произрастающий в лесу; например, лесной обитатель, лесной цветок;

«ЛЕСНИК», «ЛЕСНИЧИЙ» – думаю, что это один и тот же человек – главный в лесу; то есть хозяин леса, который следит за тем, чтобы в лесу всегда был порядок;

«старик-ЛЕСОВИК», ласково «ЛЕСОВИЧОК»сказочный хозяин леса, помогающий добрым людям.

Ох, я даже немного устала. Кажется, около десяти слов набралось? О, Умнейший Корень, добавь ещё однокоренных слов, пожалуйста.

– С удовольствием! Эту забаву я обожаю! Слушай, детка, и запоминай:

«ЛЕСОВОД» – специалист по выращиванию, рубке и восстановлению леса;

«ЛЕСОСЕКА» – часть леса, подлежащая вырубке;

«ЛЕСОПОВАЛ» – сам процесс, работа по рубке леса;

«ЛЕСОВОЗ» – мощная машина, которая вывозит спиленный лес;

«ЛЕСОСТЕПЬ» – так называется местность, где чередуются лесные массивы с голыми степными участками;

«ЛЕСОТУНДРА» – здесь соседствуют лес и тундра.

– Интересно! Здорово! Дедушка Корень, а можно я подберу родственные слова к слову «БЕРЁЗА»? – проявила инициативу сама Лера.

– Да, пожалуйста, внучка. Сколько угодно!

Немного подумав, девочка выдала информацию, как говорящий карманный словарик :

«БЕРЁЗКА», «БЕРЁЗОНЬКА» – так ласково мы называем белоствольную красавицу;

«БЕРЕЗНЯК» – это чисто берёзовый лес;

«ПОДБЕРЁЗОВИК» – такое точное, конкретное название дали съедобному грибу, который растёт исключительно ПОД БЕРЁЗОЙ;

«БЕРЁЗОВЫЙ» – относящийся к берёзе, сделанный из берёзы; например, берёзовые серёжки, берёзовый сок, берёзовый веник, берёзовые дрова и другие словосочетания.

– Уважаемый Корень, теперь Ваша очередь называть родственников, – не унималась Лерочка, увлечённая игрой в однокоренные слова. – Например, познакомьте меня с роднёй слова «ЦВЕТОК».

– Лерунчик, это для меня высшее наслаждение – дарить красивые, порой необычные, удивительные слова. Прими от меня букет ароматных родственных слов : «ЦВЕТОЧЕК», «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК», «ЦВЕТОЧНЫЙ», «ЦВЕТУЩИЙ», «ЦВЕСТИ», «ЦВЕТЕНИЕ», «ЦВЕТНИК», «ЦВЕТОЧНИЦА», «ПЕРВОЦВЕТ»

– Ой, извините. У меня совсем вылетело из головы: я же искала первые весенние цветы для миленькой бабулечки. Вы мне напомнили об этом. Спасибо. Но их нет нигде в лесу… Помогите найти, пожалуйста! Ведь Вы волшебник, милый КОРЕНЬ, КОРЕШОК, КОРЕШОЧЕК!

– Какие приятные слова! Спасибо, Лерусенька. Только мамочка называла меня так нежно, но это было давным-давно…

– О, величавый КОРЕШОЧИЩЕ! О, все… всемогущее КОРНЕ… КОРНЕВИЩЕ. – срывающимся от слёз голосом девочка обратилась к Сказочному Корню.

– Ну, что ты. Что ты, успокойся, чудная. Осадков не передавали сороки. Ну-ка, Солнечный Лучик, подсуши эти голубые глазки, как в сказке! Валерия, это горе не беда! Помогу тебе всегда. Слезы тут неуместны. Действовать надо. Есть у меня знакомый Ручеёк-Говорунок. Так вот он отзванивал мне, что появились на проталинке, под Могучей Сосной те, что ты ищешь по всему лесу. Появились прямо из-под снега… Ну, догадалась?

– Из-под СНЕГА?. Ну да, ПОДСНЕЖНИКИ! Как же я могла забыть? Теперь я, наверняка, обрадую мою дорогую бабушечку. Преогромнейшее Вам спасибо, Глубокоуважаемый Корень! – Лера вежливо простилась со своим спасителем.

Девочка радостно, вприпрыжку поспешила вслед за звонким Ручейком-Говорунком – на опушку, за первоцветами.

… Но это ещё не конец нашей сказочной лингвистической истории…

На условленном месте действительно рос нежный, хрупкий цветочек. Но он был один-одинёшенек на полянке… Лерочка уж было расстроилась, как рядом Могучая Сосна своей огромной кроной прошумела: «И не вздумай реветь. Я этого не переношу – чахну. Хочешь приличный букетик для бабушки? Леруа, знаю, что учишься во втором «А». Ты девочка сообразительная. Значит, так: за каждое родственное слово с корнем «СНЕГ» ты получишь в дар от меня новый ПОДСНЕЖНИК прямо из «Красной книги растений Российской Федерации». Итак, я начинаю считать твои слова и – дарить тебе заслуженные цветы. Ну, смелее. Начинай!»

Лера быстро сосредоточилась, «включила голову» и… обрушила на Могучую Сосну каскад однокоренных слов. Сосна едва успевала дарить девочке очередной свеженький первоцвет:

«СНЕЖОК» – один,

«СНЕЖИНКА» – два,

«СНЕГОПАД» – три,

«СНЕГИРЬ» – четыре,

«СНЕЖНЫЙ» – пять,

«БЕЛОСНЕЖНЫЙ» – шесть,

«БЕЛОСНЕЖКА» (имя сказочной героини) – семь,

«ЗАСНЕЖЕННЫЙ» – восемь,

«ЗАСНЕЖЕННОСТЬ» – девять,

«СНЕГОВАЯ» (лопата) – десять,

«СНЕГОУБОРОЧНЫЙ» – одиннадцать,

«СНЕГОВИК» – двенадцать,

«СНЕГУРОЧКА» – тринадцать,

«СНЕГУРКИ» (коньки) – четырнадцать,

«СНЕГОХОД» – пятнадцать,

«СНЕГОКАТ» – шестнадцать,

«СНЕЖАНА» (имя девочки, родившейся зимой) – семнадцать,

«СНЕЖНИЦА» (название железнодорожной станции) – восемнадцать,

«СНЕЖНОГОРСК» (название северного города) – девятнадцать,

«СНЕГОВЕРТЬ» (это пурга, вьюга – Лера придумала сама) – двадцать

и «ПОДСНЕЖНИК» – двадцать один цветочек! – Они с трудом уже умещались в маленькой детской ладошке.

– Молодец, Валерия! Что ни говори – умница! Передавай приветище твоей учительнице Оксане Павловне. Маме – привет! Папе – приветик! Ну, а бабушке любимой – букетик подснежников с творческим словесным корнем. Твоя бабушка будет рада! Не забывай нас, верных лесных друзей.

– Большое спасибо. Никогда не забуду! – пообещала девочка. – До новой лингвистической сказки! – Лерочка ещё махала рукой Могучей Сосне, а ноги по волшебству мгновенно вернули её к маме с папой.

Радостная, счастливая, Лера обняла их. С хитринкой в глазах, улыбаясь, она заявила: «Теперь у меня по правописанию будут только пятёрки! Я подружилась с Главным Корнем. Он научил меня подбирать однокоренные слова, а они всегда пишутся одинаково. Теперь мне не страшна орфограмма № 1: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».»

Этой дружной семье дорога домой показалась совсем короткой, но очень занимательной. Потому что весь путь был посвящён созданию речевой семьи для слова «РОД». (Попробуй и ты, мой юный друг, пополнить свой лексический багаж новыми словами.) И не в сказке, а наяву может получиться огромное семейство слов :

РОД – РОДЫ – РОДДОМ – РОДИТЬ – РОДИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬСКИЙ – РОДОВОЕ (гнездо) – ПРАРОДИТЕЛИ – РОЖДЕНИЕ – РОЖДЕСТВО – ВОЗРОЖДЕНИЕ – НОВОРОЖДЁННЫЙ – ЗАРОДЫШ – ПОРОДА – ПОРОДИСТЫЙ – РОДНИК – РОДНИЧОК – РОДИНКА – РОДИМОЕ (пятно) – РОДСТВЕННИКИ – РОДНЯ – РОДОСЛОВНАЯ – РОДИНА – РОДНОЙ русский язык – всё это РОДСТВЕННЫЕ слова.

В сказке этой есть намёки : и грамотные, и воспитательные уроки!

Публикации по теме:

«Наша Родина — Россия, наш язык — русский». Конспект ООД с детьми среднего возраста Цель: Показать детям красоту, богатство русского языка. Задачи: - воспитывать любовь к своей Родине, городу, в котором живут, - Закреплять.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе «Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка». Л. Н. Толстой. Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке.

Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт»Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт» Проект в старшей группе "Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт" Тема проекта: "Без корня трава не растёт, без Родины.

Презентация для 2 класса «Русский язык. Повторение» В презентации представлены материалы для повторения таких правил, как: 1)Правильное написание имен собственных, 2)Правила переноса слов,.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лингвистическая сказка «Как от корня растут новые… слова» (Русский язык)
Опубликовано: 6 мая 2021 в 14:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД