Приложение МААМ

Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Бабкина Елена Анатольевна
Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
▼ Скачать + Заказать документы

Русская народная сказка о животных.

Тема. Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.

Идея. Осудить – хитрость, обман, глупость.

Характеристика главных героев.

Публикация «Литературно-художественный анализ сказки „Лисичка-сестричка и волк“» размещена в разделах

Лиса хитрая – «Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».

Обманщица – «- Здравствуй, кумушка! - Здравствуй, куманек - Дай мне рыбки! - Налови сам, да и ешь. - Я не умею. - Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк глупый – «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он.

«- И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».

Художественные особенности сказки.

Композиция:

Присказка «Жили себе дед да баба», экспозиция «Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз», завязка «А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла», развитие действия в данной сказке – это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива)«Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет», кульминация «Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат : «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать» и развязка «…Так, сестрица, так!». Концовка – обобщающая фраза «Битый небитого везёт».

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

- Битый небитого везет, битый небитого везет.

- Что ты, кумушка, говоришь?

- Я, куманек, говорю: битый битого везет.

- Так, кумушка, так.

Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает, например, «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает : «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; ««Вот сколько рыбы привалило! – думает волк. – И не вытащишь!»

Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев.

Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка, куманек.

Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Характеристика языка. Язык сказки красочный, богатый, эмоциональный «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», «бежать без оглядки», «погоревал он немного».

Реализация образовательной цели была осуществлена с помощью беседы, которая проводится для закрепления знаний о сказке. Во время беседы использовались вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей. В процессе занятия вводились новые термины: смекнул, кадка, полегоньку, улучить время, причитывать.

Выделенные художественные особенности помогают детям познакомиться со структурой и особенностями содержания сказок о животных. Следует обратить внимание детей на то, что в сказках о животных говорится, о повадках и проделках зверей и птиц, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да, и характер зверей уподобляется человеческому: заяц – труслив, лиса – хитрая, волк – глупый, филин – мудрый и т. д.

Вывод.

Значение сказки. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, «не будь чрезмерно доверчив». Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Вызывает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.

Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.

Сказка предупреждает нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Она учит не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои, урок которых мы запоминаем на всю жизнь.

Публикации по теме:

Фотоотчет о спектакле по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк»Фотоотчет о спектакле по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Наши дети с удовольствием посмотрели русскую народную сказку "Лисичка-сестричка и серый волк". Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе:.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект ОД «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» в средней группе Приобщение к словесному творчеству Тема: «Слушание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» (рассказывание) Образовательные.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Конспект занятия по речевому развитию. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с последующим рисованиемКонспект занятия по речевому развитию. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с последующим рисованием Цель: • Уточнить с детьми значение слова «сказка». • Учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев. • Передавать.

Мастер-класс открытки «Лисичка-радужная сестричка»Мастер-класс открытки «Лисичка-радужная сестричка» Данный мастер-класс предназначен для воспитателей,педагогов,творческих людей. Цель:изготовление открытки "Лисичка-радужная сестричка".

Мастер-класс по оригами «Лисичка-сестричка»Мастер-класс по оригами «Лисичка-сестричка» Назначение: украшение интерьера, подарок, игрушка. Цель: Изготовление поделок в технике оригами. Задачи: - учить детей различным приемам.

Мастер-класс по оригами «Персонажи настольного театра «Лисичка-сестричка и Серый Волк»Мастер-класс по оригами «Персонажи настольного театра «Лисичка-сестричка и Серый Волк» Материал: оранжевая и черная бумага по 2 квадрата 15х15 см; узкая черная полоска для усиков; коричневые и розовые кружочки для носа,.

Новогодняя роль «Лисичка-сестричка».Новогодняя роль «Лисичка-сестричка». Добрый вечер дорогие коллеги! Воспитатель прежде всего творческая личность. Только творческий человек может сделать каждый день ребёнка необычным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Опубликовано: 31 августа 2021 в 18:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»» (включая файлы) размещена пользователем Бабкина Елена Анатольевна (УИ 1840840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД