Татьяна Рассказова
Литературно-поэтический досуг для детей старшей группы «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературно-поэтический досуг для детей старшей группы на тему: "Времена года"
Цель:
- развивать способность видеть и чувствовать состояние природы, формировать навыки восприятия пейзажной живописи, желание любоваться красотой.
- обогатить знания детей о творчестве русских поэтов и художников.
Публикация «Литературно-поэтический досуг для детей старшей группы „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Литературные сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- совершенствовать сценическую речь, актёрское мастерство, творческие способности детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Рассматривание картин «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март», «Яблони цветут» И. И. Левитана;
«Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина;
«Рожь», «Грачи прилетели» А. К. Саврасова;
«Березовая роща» А. И. Куинджи;
Чтение стихотворений: «Матушка Природа» А. Усачева;
«Круглый год», «Двенадцать месяцев» С. Маршака;
Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
Рассматривание энциклопедии «Природа России», атласа «Времена года»;
Заучивание стихотворений о природе;
Слушание песен: «Кабы не было зимы», «Дождь пойдет по улице», «Вот оно, какое наше лето!», «Какого цвета лето», «Осень постучалась к нам».
Оборудование:
Видеослайды: на каждое время года.
Классическая музыка: П. И. Чайковский «Времена года»: «Апрель», «Июнь», «Ноябрь», «Декабрь», А. Вивальди «Времена года».
Детские песни: «Весенняя капель», «Доброе лето», «Ах, какая Осень!», «Осень, золотой листопад», «Что такое зима».
Репродукции картин.
Портреты художников и поэтов.
Ход литературно-поэтического досуга:
Звучит произведение П. И. Чайковского
«Времена года. Январь»
Ведущая: В нашей группе тишина, наш вечер начинать пора.
Ребята, в какой стране мы живем? (ответы детей)
Наша родина Россия занимает самую большую территорию на земном шаре. Природа нашей страны многообразна и очень красива. И поэты, и художники очень любили природу и писали картины и стихи о разных временах года.
Сейчас какое время года? Осень всегда бывает одинаковая? (ответы детей)
Одна осень золотая, волшебница и художница
В золотой карете, что с конем игривым.
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила:
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Другая осень грустная, с тихим плачем мелкого дождя, та, которую у нас в России зовут поздней осенью.
Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!
А. Плещеев.
Ведущая: Наши ребята тоже знают стихи об осени и сейчас их прочитают
«Улетает лето» Трутнева, «Золотой клубочек» Шорыгина, «Осень» Бальмонт,
«Подарки осени».
Ведущая: За осенью приходит зима. Зима у нас такая: то холодная, снежная и ветреная, то с оттепелью, то с солнцем. А какой день зимой разный! Утро раннее неслышное, солнышко будто съежилось, а днем снег искрится под его лучами. А вечер длинный и задумчивый, сама природа будто ждет появления сказки.
Времена года – как люди, разные на лицо и душой. Вот как появляется зима у великого русского поэта А. С. Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
В стихах, как и в музыке, передаётся настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет её тем чувством, что испытывает сам.
Вот как описывает начало зимы А. Фет (дети читают стихи)
«Мама, глянь-ка из окошка», «Белый снег пушистый», «Снежок порхает, кружится».
Ведущая: Зима. Волшебница. Она очаровывает природу.
Тютчев пишет: «Чародейкою зимою околдован, лес стоит…»
Или у Есенина: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»
А в другом стихотворении С. Есенина зима красит природу невиданными нарядами. (дети читают стихи)
«Белая берёза под моим окном», «Мороз Воевода».
Ведущая: Всегда за зимою приходит весна. Пали морозы. Отзвенела капель. Ярче засияло солнце. Земля скинула с себя белые простыни. Природа проснулась. Наступила весна. Утром года назвал это время поэт:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Ведущая: Наши дети знают много стихотворений о весне. (дети читают стихи)
«Весна», «Весеннее утро», «Уж тает снег, бегут ручьи», «Если снег повсюду тает».
Ведущая: Весна – это светлый праздник рождения природы. Не только робкая зелень, все живое население лесов, озер, полей тянется к солнечному свету. Вот появился первый подснежник, возвращаются птицы.
«От полуденных лучей» (ребенок читает стих)
Ведущая: Радует нас весна веселым пением птиц, своими еще неяркими красками, негромкими звуками. Но если мы внимательно прислушаемся, то поймем, о чем журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы.
Слушайте весну! (Дети слушают пение птиц. Звучит песня о весне «Весенняя капель», затем дети читают стихи)
«Листики проснулись», «Пришла весна – красна и вот…»
Ведущая: Незаметно за весной приходит лето.
Лето красное, лето ясное,
Лето доброе, плодородное!
Вы послушайте, как дети
Песенки поют о лете!
Дети поют «Песенка о лете» (из мультфильма «Дед Мороз и лето»)
Наши дети и поют, и стихотворения читают:
«Что такое лето», «Красное лето», «Лето солнышком вкатилось».
И помечтать о лете любят. Лето красное, веселое, а еще…(слушаем песню «Доброе лето»)
Ведущая: Лето – пора страдная. Все трудятся, у всех рабочий день начинается чуть свет. Раньше солнца встают люди. Будят солнце петухи. С солнышком вместе вылетают пчелы, выползают муравьи.
Хорошо ребятам летом! Целый день на воздухе. Зимой сказки читают, а летом сказка наяву. Жуки, кузнечики и муравьи – настоящие труженики. Как складно они работают! А стрекозы и бабочки – просто добрые феи! А цветы будто волшебные! (дети читают стихотворение)
«Одуванчик» Е. Благинина
Ведущая: Символом нашей родины является красивое дерево – белоствольная березка. Многие художники рисовали березы, и поэты пишут о ней стихи. Вот послушайте:
«Береза» В. Рождественский
Ведущая: Как быстро лето пролетело и на пороге опять осень. Золотая осень, очень красивая. Вот как пишет о ней И. Бунин
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной.
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной…
Ведущая: Осень приходит с подарками, это самое щедрое время года. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму. Что с осени мы сохранили, то в щи зимою положили!
Хороводная игра «Здравствуй, Осень!», чтение стихотворений.
«Падают, падают листья»
Дети танцуют с листьями (импровизация) под песню «Осень, золотой листопад».
Детей угощают дарами осени (яблоками, грушами)