Получи документы

Литературный вечер «Творчество Расула Гамзатова»

Амирчупанова Мадина
Литературный вечер «Творчество Расула Гамзатова»

Тема: Литературный вечер и творчество Расула Гамзатова.

Оформление:

- портрет Р. Гамзатова, даты жизни;

- книжная выставка «В горах моё сердце»;

- Балхарские, унцукульские, кубачинские изделия;

- старинная домашняя утварь

- аудио, видеозаписи: народные мелодии, песни на слова поэта.

Эпиграф:

«Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое».

Р. Рождественский.

Публикация «Литературный вечер „Творчество Расула Гамзатова“» размещена в разделах

Цель: Прививать интерес к творчеству Расула Гамзатова. Учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительного, с естественными интонациями читать стихи. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Предварительная работа:

Знакомства с биографией поэта, заучивание стихов, песен, танцев.

(Звучит дагестанская музыка.)

Ведущий 1

В большой семье, в крестьянской сакле скромной,

Под солнцем, плывшим в утреннем дыму,

Родился в Дагестанской автономной

Мальчишка, неизвестный никому.

Он рос над облаками снеговыми

Где у людей бесстрашные сердца,

И, как ягнёнок рожками своими,

Гордился родом своего отца.

Но, как орлёнок из гнезда родного,

Он всей душою рвался на простор.

Ведущий 2:Об этом горце из высокогорного аула Цада можно говорить очень много. Он побывал на всех континентах планеты, провозглашая идеи добра и милосердия, истины и справедливости.

Ведущий 1:Итак, солнечным осенним днём 8-го сентября 1923 года в небольшом горном ауле Цада в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы родился третий, долгожданный сын.

(Выходит мальчик и говорит)

Горец1: мальчик, родился мальчик,сын родился!

Горец2:что такое, что случилось?

Горец1:Сын родился!

Горец 2:Ох какое счастье (обнимаются)

(звуки стрельбы)

Горец1: Пули всегда выпускали в ауле, чтобы отметить день рождение сына,это обычай горцев в нашем ауле Цада.

Горец 2:У кого в доме радость?

Горец1:У того у кого родился сын!

Горец 2: У Гамзата Цадасы родился третий сын

Горец 1:Так пойдемте же и поздравим Гамзата с сыном.

Занавес закрывается

Ведущий 2: Когда родился сын, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил в саклю самых почтенных людей аула.

Занавес открывается

Ведущий 2:Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны.

(Горцы расселись на ковер а горянки положили кувшины перед ними)

Отец: Ассаламалейкум горцы, Здравствуйте дорогие гости, садитесь

(мама выходит с ребенком на руках, а горянки нежатся с малышом она подходит к старцу)

Мать: Ты пел на моей свадьбе

Держа в руках, то пандур, то бубен

Песни твои были хороши

Какую же песню ты сейчас споешь

держа в руках моего младенца.

Старец: О женщина, песню ему будешь петь ты

Качая его колыбель

А потом пусть песню ему поют птицы, реки,

Сабли и пули пусть поют ему песни, а лучшая из песен пусть споет ему невеста.

Мать: тогда назови его. Пусть я мать, пусть весь аул и весь Дагестан услышат имя которое ты сейчас назовешь?

Горец 1: сидящий встает: вот это по Дагестански

Дай ему имя, дай имя сыну Гамзата

(старец взял в руки сына и произнес)

Старец: Имя девочки должна быть подобно сиянию звезды или нежности цветка.

А в имени мальчика должно воплотиться звон сабель и мудрость книг.

Много имен узнал я читая книги

Много имен я слышал в звоне сабель

Мои книги и мои сабли подсказывают мне имя Расул

Наклонился над ухом младенца и громко крикнул :Расул, Расул, Расул

(подал маме плачущего младенца и обращаясь ко всем сказал)

Старец: Вот и Расул!

Ведущий 2: Каждый горец должен беречь 2 вещи: папаху и имя.

Папаху сбережет тот, у кого под папахой есть голова,

Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь.

Горец1 : Пусть сын прославит дела отца

Пусть имя кавказца из села Цада

Прославится на весь мир.

Горец 2 : Пусть будет мужественно его сердце

И пройдет он все дороги достойно

Но одна дорога останется в его сердце

Эта дорога в страну гор

после ухода горцев

Занавес закрывается

Ведущий 1: Детство известного поэта началось в аварском ауле селении Цада Хунзахского района Дагестана, в семье народного поэта Гамзата Цадаса. Первым учителем и наставником Расула Гамзатова в поэтическом искусстве был его отец. На его стихах он рос, именно их ему рассказывали вместо сказок на ночь.

Ведущий 2:Свое первое стихотворение написал в возрасте одиннадцати лет, оно было напечатано в аварской газете.

Занавес открывается

Ребенок:Там, где горная гряда, сотворен аул Цада

Сто домов, сто очагов и до неба сто шагов!

Это мой родной аул, я оттуда в мир шагнул,Амир

С тех высот нырнул в поток своих жизненных дорог.

Но берег меня всегда свет родимого гнезда,

И хранил я этот свет в дни побед и горьких бед.

Там рассвет мой, колыбель, ранней юности апрель,

Первой песни бирюза, горской девочки глаза…

(после того как Амир сядет обратно за стол чуть погодя)

Ведущий 1 : С молоком матери он впитал в себе любовь к очагу родимой сакли, к каменным громадам скал, обступивших горное селение, с малых лет был приучен уважать и ценить мудрое народное слово. Стихи Р. Гамзатова впитали в себя отцовскую поэзию, материнскую теплоту и доброту

Ведущий 2:Главная тема Гамзатова – Родина. Для Расула Гамзатова Родина – это родной аулЦадаи горы Дагестана. Но не только это.

Родина для него – это Россия с её историей, судьбой и душой. Р. Гамзатов писал : «Моя тема-Родина. Мне не надо её искать и выбирать. Не мы выбираем Родину, а она выбирает нас. Нет орла без неба, фореля без горного ручья, тура без крутой скалы. Не может быть писатель без родины».

Занавес открывается

(Ребёнок читает стихотворение Расула Гамзатова о Родине).

Кто выручит нас?

Кто поможет? Спасёт?

Родина. Только лишь Родина. Саид

В минуты удачи,

В часы торжества

О чём наши мысли и наши слова?

О Родине, только лишь о Родине.

(Дети и восп. исполняют песню о Дагестане Р. Гамзатова, муз. на)

Ведущий1 : Как истинный горец, свято чтивший обычаи и традиции своего народа, Р. Гамзатов гордился своей маленькой планетой со звучным именем «Дагес-тан», что в переводе означает «Страна гор».

Ведущий 2:Расул Гамзатов говорил : Дагестан – это республика, у которой есть три сокровища.

1-ый ребёнок.

Первое сокровище – земля,горы,равнины.

Бесценна для горцев их каменистая земля.

Трудно на ней жить. Расул

Чтобы вырастить на этих камнях что-нибудь,

всю жизнь горец таскал на них землю корзинами,

Самая крепкая клятва горца «Клянусь этой землёй!».

2-ой ребёнок.

Второе сокровище – вода: реки, родники, озёра, море.

Недаром в Дагестане говорят:Ос. Абдулла

«Очаг – это сердце дома, а родник – сердце аула».

3-ий ребёнок.

Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. Юсуф

И самым главным сокровищем Расул Гамзатов считает дружбу, трудолюбие, мужество.

Ведущий 2: Дагестан – страна гор. На склонах гор лепятся аулы. И каждый из них славится своим мастерством. Человеческим достоинством считались мужество и честь.

В аулах Дагестана живут люди, которые своим мастерством прославили свой маленький аул

Ведущий 1Например. Кубачи – небольшой аул, который с давних пор славится своими ре-месленниками - мастерами художественной обработки металла.

Ребёнок. Тайну кубачинского изделия

Не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусстваЗулпик

Сердцекубачинцы – мастера.

Так сказал Расул Гамзатов.

Ведущая 2: Унцукуль знаменит чудесными мастерами насечки, инкрустации серебром по дереву.

Ребёнок. Хоть и весёлый на ней узор,

У тех, кто с нею, печален взор. Мус. Магомед

Так считает Расул Гамзатов.

Ведущая 1:Аул Рахата Ботлихского района – известен выделкой бурок из белой и чёрной овечьей шерсти. В прежние времена без бурки ни один горец не отправлялся в дальний путь

.

Ребёнок. Она хоть чёрна, но не даёт теплаАйна

Тем людям, чья душа чёрна, а не бела.

Так считает Расул Гамзатов.

Занавес закрывается

Ведушая 2:Цовкра – родина канатоходцев, или как их называют пехлеванов.

В дагестанском ауле Цовкра – в ауле знаменитых канатоходцев,днём рождения сына считают тот день, когда маленький мальчик начинает впервые ходить по канату.

Занавес открывается

(Саид ходит по канату под музыку, на барабане С. Рамазан, на дудке Джамал, хъярчи -Б. Рабазан)

Ведущая 1:А вот аул Цада всегда славился поэтами. Из этого аула вылетают самые меткие пословицы и поговорки.

Ребёнок. Ты, Цада, мой родник.

Становясь на колени,Азамат

Припадаю губами и жадно

Пью тебя.

Ведущий 2:аул Балхар – славится гончарным искусством.

Ребёнок (с кувшином на руках)

Расул Гамзатов сказал :

Самые прекрасные кувшины

Делают из обычной глины,Муъмишка

Так, же прекрасных стих

Создают из слов простых.

Ведущая :Танец с кувшинами

Ведущая 1:Дети, послушайте ещё, как сам поэт сказал о своём ауле.

Ребенок :Цада.

Тепло гранитного гнезда,

Вершин высоких острия.

Ты - колыбель моя Цада,

Ты – песня первая моя. Идрис (непоседа)

Гнездо из камня и тепла,

Частица доброго огня,

Источник, где, звеня, текла

Вода, вспоившая меня.

Ты Родиной влюблённым стал,

Тебя я всюду узнаю,

Моя держава Цадастан.

Тобой живу. Тебя пою

Ведущая 2: Через всё творчество поэта красной нитью проходит тема Родины, дружбы, любви преданности родному краю и своему народу. А главной темой своего творчества он считает Дагестан.

(Выходят двое детей.)

1-й ребёнок

.Дагестан, всё, что люди мне дали

Я по чести с тобой разделю,Саид

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

2-ой ребёнок.

Живёшь, с соседями не ссорясь

Ты, сняв свой дедовский кинжал,

Люблю, как сын большой державы, Сул. Рамазан

Тебя, мой маленький народ.

Ведущая1: Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Да-гестана. Она построена и веками держится на прочной основе. Беречь и сох-ранять эту дружбу призывает Расул Гамзатов.

(Выходят трое детей)

1-й ребёнок.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей Ясмина

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

2-ой ребёнок.

Без дружбы погиб бы мой малый народ

Великий лишь тем что любовью живет Зулпик

Нам верня дружба и песня о ней

Нужнее чем воздух и хлеба нужней.

3-ий ребёнок.

Если ты кунак, то мой порог

Ждёт тебя, сдувая облака.

Если ты от жажды изнемогЮсуф

То моя река – твоя река.

Ведущая 2: Для Расула Гамзатова жизнь Дагестана немыслима без его обычаев, традиций, нравов его народов. Он живёт мечтами и тревогами народов отчего края. В его произведениях отражается вековая мудрость наших отцов.

(Заходит дедушка. Здоровается с детьми:

«Здравствуйте, дети!». Дети здороваются.)

Дедушка. Приехал я из далёкого горного аула Цада, где родился наш великий поэт Расул Гамзатов. Я его знаю с детства, оно был таким же мальчиком, как вы все – весёлым, озорным, шаловливым. Любил лазать по горам, купался в горной речке. В детстве, сидя у камина, он любил слушать рассказы о знаменитом Шамиле, о храбром наибе Хаджимураде, о легендарном Хочбаре, о певце Махмуде и о многих других. Народные легенды, сказки, песни, услышанные им в детстве, на всю жизнь оставили свой след в его сердце. С детства он любил свой край, своих земляков. Для него примером во всём был его отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Нет ничего удиви-

тельного в том, что мальчик, растущий в семье старого горского поэта, полю-бил поэзию и стал писать сам. Писать он начал в 11 лет.

Расул : Садитесь, пожалуйста, дедушка, отдохните с дороги. (обращается к дедушке.) У нас тоже есть дедушка. Мы его очень любим.

1-ый. реб-к.

У меня есть дедушка,

Как зима, седой,

У меня есть дедушка, Мадина (непоседа)

С белой бородой.

В день знакомства нашего –

Это не секрет –

Было мне полмесяца,

А ему сто лет.

2-ой. реб-к.

Я шагаю с дедушкой,

Думаю о том,

Что и я, наверное,

Каждому знаком.

И с людьми здороваюсь, Гам. Арсен

Как большой в пути.

Хорошо мне за руку

С дедушкой идти.

3-ий. реб-к.

Много знает дедушка

Былей и небылиц

Про луну и солнышко,

Про зверей и птиц.

Задаю ему:

Где? Зачем? А скоро ли? Расул

Сколько? Почему?

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ,

И не стар мой дедушка

Хоть ему сто лет.

Дедушка :Молодцы ребята,какие красивые стихи вы знаете о дедушке.

А теперь давайте ребята поиграем в старинную игру «Достань платок»

Я в детстве играл в эту игру ребята, в каждом ауле играли его по разному, а мы с вами поиграем так : девочка в центре держит платок, а джигиты аула танцуют вокруг нее под музыку.

Как только останавливается музыка девушкароняет платок, кто успеет взять платок тот приглашает девушку и танцует с ней танец.

Дедушка:

Молодцы ребята, вы мне понравились. Как вы любите своего дедушку, любите всегда.

Мы не знали испуга перед чёрной молвой

И своею за друга клялись головой,

И отцов не позорили мы седине,

Вы о нас, сыновья забывать не должны.

Всё, что мы защитили – и вам защищать,

Всё, что мы завещали – и вам завещать,

Потому, что свобода не знает цены,

Вы о нас, сыновья, забывать не должны.

(Дети, обращаясь к дедушке).

1-ый реб-к

.Эхо вашего голоса,

Зёрна вашего колоса –

Это мы!

Ваших помыслов вестники,

Вашей правды наместники –Расул

Это мы!

Продолжение повести

Вашей чести и совести –

Это мы!

2-ой реб-к. Верность вашему мужеству

И великому дружеству

Мы храним. Б. Рабазан

Верность вашей душевности

И святой вашей верности

Мы храним!

Дедушка. Спасибо вам, дети мои, отдохнул я у вас душой, спокоен, за вас, растёт достойная смена. Мне уходить пора.

Ведущая1. Хотелось бы верить, что слушая поэзию Р. Гамзатова вы станете добрыми, мудрыми, мальчишки – мужественными и благородными.

(Дедушка уходит)

Ведщуая 2: Поэзия Р. Гамзатова берёт начало от аварских пословиц, которая наполнена разнообразными чувствами. А его «Надписи» - это настоящие правила, по которым должен жить человек.

Ведущий 1:Надписи на книгах.

Книга – зеркало для души.

В ней видны черты его лица.

Она покажет мир тебе,

Расскажет о его судьбе.

Ведущий 2:Надписи на знамёнах.

Перед знаменем своим

Склоняйся неизменно,

Чтобы ни перед кем другим

Не преклонять колени.

Ведущий1 :Надписи на колыбели.

Мужчины, не шуметь –

Ребёнок хочет спать.

И ты когда – то, аксакал,

На этом скакуне скакал.

Ведущий 2:Надписи на седлах.

Тебе рати в седле, в седле мужать,

Он тебе подушка и кровать.

Ведущий1:Надписи на дверях.

Входи прохожий, отворяй ворота,

Я не спрошу: откуда, чей ты, кто ты,

Прохожий, стучи, хозяев не буди,

Со злом пришёл – уйди, с добром пришёл – входи.

Ведущий2:Надписи на очагах.

Тепло родного очага теплей,

Чем просто жар горящих в нём углей.

Ведущая 1:Песни, как люди приходят и уходят. У Гамзатовских журавлей особая судьба: одних они провожают, других встречают. Они не ищут тёплых краёв, не портятся от повторения, а те же, кто не поёт, хранят в душе как молитву.

Это одна из лучших песен о войне, о долге живых перед павшими. И в то же время опять – таки это песня – о Мире. О Прекрасном и единственном, какой у нас есть.

Танец журавлей.

Ведущая1: В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашёл новые необыкновенные слова. Читая стихи Гамзатова, посвящённые матери, невольно задумываешься о своей маме и хочется преклонить колени пред самым родным человеком.

Ведущая 2:По – русски «мама», по – грузински «нана»,

А по аварски ласково «баба».

Из тысячи слов земли и океана

У этого особая судьба.

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

Слово – это зов и заклинание

В этом слове сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша

«работник подходит к колыбелии поёт «колыбельную».

Ведущая 1:

Так пела мама, на камнях гадая,

И мужество таких же матерей.

Молили, чтоб в родимом нашем крае

Жилось их детям легче и светлей.

На целом свете хлеба нет вкусней

Чем выпеченный матерью для сына

Огня нет в мире жарче и светлей

Чем матерью зажжённый в мгле камина.

Прекрасней материнской песни нет

С душой моей созвучной и согласной

На всем – её любви высокий свет

О матери я думаю всечасно.

(обращаясь к детям ребенок.)

Если стали сердцем вы суровы Аська непоседы

Будьте дети, ласковее с ней,

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней.

Если ваши матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны.

Берегите их от чёрных шалей,

Берегите женщин от войны!

Заклинаю, берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

Ведущий 2 :Для многих, Расул Гамзатов был живой легендой поэзии. Ему всё было интересно. Он был масштабен во всём – в стихах, в дружбе, в любви. О Расуле написано немало, и ныне пишут, напишут и после нас, может, даже лучше. И наша с вами задача совестливо относиться к его памяти и неповторимо яркому творческому наследию.

Закрывается занавес, когда выйдут все три ребенка

Ребё нок:

Хочу любовь провозгласить страною.

Чтоб все там жили в мире и в тепле, Рауф

Чтоб начинался гимн её строкою:

Любовь всего превыше на земле.

Ребенок:

Во флаг, который учредит страна

Хочу, чтоб все цвета земли входили, Сул. Рамазан

Чтоб радость в них была заключена,

Разлука, встреча, сила и бессилье.

Хочу, чтоб все людские племена

В стране любви убежища просили.

Чтоб гимн прекрасный люди пели стоя,

И чтоб взлетала песня к небу, ввысь, Ос. Абдулла

Чтоб на гербе страны Любви слились

В пожатии одна рука с другою.

Гимн,Занавес закрывается

Ведущий 1: Литературный вечер посвященный творчеству Расула Гамзатова подошел к концу.

Ведущий2:Открывайте для себя произведения Расула Гамзатова

и каждый из вас найдёт то, что нужно вашей душе.

Ведущий 1:Поэзия Расула Гамзатова вечна

Публикации по теме:

Беседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова «Горец, верный Дагестану» в средней группеБеседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова «Горец, верный Дагестану» в средней группе Цель: Прививать интерес к творчеству Расула Гамзатова. Учить вслушиваться в ритм поэтического текста. Помочь выразительно, с естественными.

Фотоотчет «Литературный вечер для детей старшего дошкольного возраста, посвященный творчеству С. Я. Маршака»Фотоотчет «Литературный вечер для детей старшего дошкольного возраста, посвященный творчеству С. Я. Маршака» С детьми нашей группы снова встретилась библиотекарь Хохлова Мария Владимировна. Мы совместно с ней провели с детьми литературный вечер,.

Инсценировка «Призвание поэта» по произведению Расула Гамзатова «Разговор с Отцом»Инсценировка «Призвание поэта» по произведению Расула Гамзатова «Разговор с Отцом» Расул Гамзатов "РАЗГОВОР С ОТЦОМ" Эпиграф"Они в горах живут высоко С времен пророка ли бог весть. И выше всех вершин востока Считают.

Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде»Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде» Литературный вечер «Маленькие путешественники в родном городе» Старшая группа Цель: Формировать знания детей о родном городе, его уникальности,.

Фотоотчет «Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом-земляком»Фотоотчет «Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом-земляком» Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом - земляком. Сырова Наталья. Здравствуйте, дорогие друзья и коллеги! Вы заглянули на мою.

Литературный вечер «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина»Литературный вечер «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня хочу с вами поделиться фотографиями к литературному вечеру А. С. Пушкина. Вот уже.

Литературный вечер «Серебряный век»Литературный вечер «Серебряный век» Доброго дня, друзья! Прочитав пост Светланы Большаковой о литературной гостиной, сразу вспомнила, что и у нас в семье тоже есть традиция.

Музыкально-литературный вечер «Каждый помнит, каждый знает»Музыкально-литературный вечер «Каждый помнит, каждый знает» Ведущий: Дети, 9 мая – счастливый и радостный день! 70 лет назад советский народ одержал Великую Победу над фашистской Германией. Весь.

НОД по музыке с применением ИКТ в старшей группе «Вся жизнь моя — в стихах моих» по творчеству Р. Гамзатова НОД по музыке с применением ИКТ в старшей группе «Вся жизнь моя — в стихах моих», посвященного творчеству Расула Гамзатова Задачи: Предварительная.

Литературный вечер для детей 4–6 лет «Пою тебе, мой Казахстан!»Литературный вечер для детей 4–6 лет «Пою тебе, мой Казахстан!» Пою тебе, мой Казахстан! литературный вечер для детей 4-6 лет Воспитатель: Москаленко Е. А. ГККП «Детский сад» №3 «Ертостик» при акимате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературный вечер «Творчество Расула Гамзатова»
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 16:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД