Получи документы

Школьный литературный вечер по творчеству А. С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!» (6 фото)

Стучкова
Школьный литературный вечер по творчеству А. С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»

Литературная вечер по творчеству А. С. Пушкина

«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»

Цель - повышение интереса к творчеству великого классика, развития творческих способностей учащихся.

Задачи:

- Раскрыть великое значение А. С. Пушкина как основателя поэзии, прозы и драматургии в русской литературе.

- Развитие навыков художественного чтения и театральных способностей учащихся

Публикация «Школьный литературный вечер по творчеству А, С, Пушкина „Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!“» размещена в разделах

Школьный литературный вечер по творчеству А. С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Ф. Тютчев

1. вед. Есть имена, как солнце! Имена -

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном, в любые времена!

2. вед. Есть поэты, и есть по-э-ты! Одних быстро забывают, другие вечно живут в душах многих и многих поколений, в сердце каждого человека. ПУШКИН!

1. вед Александр Сергеевич Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”. Еще при жизни Александра Сергеевича Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”.

2. вед Мир пушкинских героев сегодня, через даль времен, по-прежнему близок и дорог нам. Первые представления о доброте, благородстве, чести, гуманности мы черпаем из произведений А. С. Пушкина. Он входит в наш дом с раннего детства, а мы приходим к нему только с годами. К Пушкину мы приходим всей жизнью, с Пушкиным мы уходим из детства.

1. вед

Каков? – Таков: как в Африке курчав

И рус, как здесь, где вы и я, где север.

Когда влюблён – опасен, зол в речах.

Когда весна – хмур, не здоров, рассеян.

Ужасен, если оскорблён. Ревнив.

Рождён в Москве. Истоки крови -

Родом из чуждых пекл, где закипает Нил.

Пульс бешеный. Куда там нильским водам!

2. вед. Да, его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин. И сегодня мы с вами погрузимся в волшебный мир пушкинской поэзии, вспомним его прозаические произведения, испытаем волнение от его драматического искусства. Тематика лирики поэта разнообразна, остановимся на ее основных моментах.

1. вед Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но самое любимое время поэта- осень, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье.

Чтец:

Замечательно сказал о нём наш поэт-современник Глеб Горбовский:

Если выстоять нужно,

Как в окопе, в судьбе,

«У России есть Пушкин!»-

Говорю я себе

Чуть подтаяли силы,

Не ропщу, не корю,

«Пушкин есть у России!»-

Как молитву творю.

Есть и правда, и сила

На российской земле,

Коль такие светила

Загорались во тьме!

Фото «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом,

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

1. вед Тема свободы — одна из самых ярких, задушевных тем пушкинской лирики. По словам критика-философа XX столетия Г. П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пушкинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее далеко выходит за пределы политических настроений поэта».

2. вед Послание «К Чаадаеву» замечательно неразрывным единством личного и общественного. Борьба за свободу отчизны ощущается как «желанье» молодого сердца.

Чтец

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1. вед Любовь и свободолюбивый порыв — одинаково всеохватные чувства лирического героя. Любовь для него – это сама природа человека, естественное чувство, способное привнести в его жизнь только радость. Это наивысшая благость, божественный дар.

2. вед Стихотворение "Я вас любил" 1829 год. Стихи небольшие, всего 8 строк, но какие! Доподлинно не удалось выяснить, кому адресованы строки, однако многие пушкинисты сходятся на мнении, что виновница строк – А. Оленина. Тема стихотворения – самый печальный момент для любой пары – расставание. Пушкин выносит мысль о том, что вместо чувства обиды, ненависти к разлюбившему партнеру должна прийти благодарность за то, что это чувство было. Он искренне желает Олениной счастья, пусть даже не с ним.

Чтец

* * *

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

1вед. Александр Пушкин с самого детства увлекался историей. Это безусловно отразилось в его поэтическом творчестве. Причем, поэт умел подмечать и правильно трактовать не только очевидные факты, но и то, что частенько оставалось «за кадром». Одному из таких моментов российской истории посвящено стихотворение «Пир Петра Первого», написанное в 1835 году.

2. вед Пытаясь рассуждать на тему того, что именно празднует царь, Пушкин перечисляет всевозможные заслуги русской армии и флота, вспоминая битву под Полтавой, а также достижения России в науке, искусстве и литературе того периода. Однако все это не имеет никакого отношения к пиру, так как царь «подданным мирится». Из контекста стихотворения можно понять, что речь, скорее всего, идет об Александре Меншикове, который периодически попадал в опалу к государю, хотя и считался его лучшим другом.

Чтец

Пир Петра Первого

Над Невою резво вьются

Флаги пестрые судов;

Звучно с лодок раздаются

Песни дружные гребцов;

В царском доме пир веселый;

Речь гостей хмельна, шумна;

И Нева пальбой тяжелой

Далеко потрясена.

Что пирует царь великий

В Питербурге-городке?

Отчего пальба и клики

И эскадра на реке?

Озарен ли честью новой

Русский штык иль русский флаг?

Побежден ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?

Иль в отъятый край у шведа

Прибыл Брантов утлый бот,

И пошел навстречу деда

Всей семьей наш юный флот,

И воинственные внуки

Стали в строй пред стариком,

И раздался в честь Науки

Песен хор и пушек гром?

Годовщину ли Полтавы

Торжествует государь,

День, как жизнь своей державы

Спас от Карла русский царь?

Родила ль Екатерина?

Именинница ль она,

Чудотворца-исполина

Чернобровая жена?

Нет! Он с подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну;

И в чело его целует,

Светел сердцем и лицом;

И прощенье торжествует,

Как победу над врагом.

Оттого-то шум и клики

В Питербурге-городке,

И пальба и гром музыки

И эскадра на реке;

Оттого-то в час веселый

Чаша царская полна,

И Нева пальбой тяжелой

Далеко потрясена.

1. вед Историзм с особой силой проявляется в романе в Пушкина «Евгений Онегин», в котором поэт дал концентрированное описание всех сторон русской действительности того времени.

2. Вед «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», — писал Белинский. В образе Евгения Онегина наиболее полно отразились черты, которые являлись отличительными для молодежи начала XIX века.

Чтец

(отрывок из Евгения Онегина)

Школьный литературный вечер по творчеству А. С. Пушкина - фото

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.

Но эта важная забава

Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава

Со славой красных каблуков

И величавых париков.

VIII

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,

Стараться важно в том уверить,

В чем все уверены давно,

Всё те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет

У девочки в тринадцать лет!

Кого не утомят угрозы,

Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,

Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей

И дружба тяжкая мужей!

IX

Так точно думал мой Евгений.

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.

X

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут — мигом утешался;

Изменят — рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья,

Чуть помня их любовь и злость.

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

XI

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.

1 вед. Неизмеримо значение Александра Сергеевича и в создании русской прозы. И. С. Тургенев так сказал о нем: «Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни».

2. вед. Пушкин создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художественными законами и языком, вид русской литературы, призванный в эмпирическом "быте" распознавать и вскрывать черты исторического "бытия". Он положил начало почти всем современным жанрам прозы - от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести, указал в своих произведениях, планах и набросках направления дальнейшего движения прозы.

1. Давайте вспомним его прозаические произведения. (мини-викторина)

1. «Береги честь смолоду» - пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется? (Повесть «Капитанская дочка».)

2. Какое вымышленное имя придумала себе Лиза Муромская из «Барышни – крестьянки»? (Акулина.)

3. Герой какого произведения делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв, повесть «Капитанская дочка».)

4. Как звали станционного смотрителя из одноимённой повести А. С. Пушкина? (Самсон Вырин.)

5. Какому историческому событию посвящена повесть «Капитанская дочка?» (восстанию Пугачева)

6. В каком произведении Пушкина благородный дворянин сделался разбойником?

7. Как называется произведение Пушкина, главный герой которого хотел увеличить свое материальное состояние за счет карточной игры? («Пиковая дама»)

2 вед. Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина как в жанре художественной прозы, так и во всем творчестве. И действительно, в этом произведении сошлись воедино многие волнующие Пушкина на протяжении долгих лет темы, проблемы, идеи; средства и способы художественного воплощения их; основные принципы творческого метода; авторская оценка и мировоззренческая позиция по ключевым понятиям бытия человека и мира.

(отрывок из «Капитанской дочки»)

Фото №1 Литературная деятельность Литературная вечер по творчеству А

1. вед Пушкин как драматург не менее значим. В «Маленьких трагедиях». Пушкин выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. В «Каменном гост» Дон Жуан соединяет в себе многие черты: он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт (его песню поёт Лаура). Характер главного героя противоречив, но это не приводит к внутреннему конфликту, потому что Дон Гуан всегда искренен или кажется таковым. Читатель не может понять, насколько правдив Дон Гуан, когда говорит Доне Анне, что до неё по-настоящему не любил ни одной женщины.

(отрывок из пьесы «Каменный гость»)

Фото №2 Пушкина Тебя как первую любовь России сердце не забудет Цель повышение интереса к творчеству великого классика развития творческих способностей учащихся

2 вед. Драматургия Пушкина своим философским пафосом и психологической глубиной оказала на русскую литературу влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения Александра Сергеевича Пушкина на драму и театр сыграли важную роль в становлении русской школы сценического реализма. От Пушкина, в частности от его «Бориса Годунова», ведёт своё начало характерная для русской драматургии широта охвата жизни, внимание к общественно-политическим вопросам, стремление отразить в самом построении пьесы характер изображаемой жизни.

2 вед

Язык поэта, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Произведения А. С Пушкина переведены почти на все языки мира. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк.

Фото №3 Задачи Раскрыть великое значение А

1. вед Всё, что им создано - это классические образцы русского слова и стиха. Замечательно сказал о нём наш поэт-современник Глеб Горбовский:

Если выстоять нужно,

Как в окопе, в судьбе,

«У России есть Пушкин!»-

Говорю я себе

Чуть подтаяли силы,

Не ропщу, не корю,

«Пушкин есть у России!»-

Как молитву творю.

Есть и правда, и сила

На российской земле,

Коль такие светила

Загорались во тьме!

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_2bd9l.pptx | 20140,81 Кб
 
Публикации по теме:

«Я расту». Литературный утренник по творчеству А. Л. Барто «Я расту»- литературный утренник по творчеству Агнии Львовны Барто, для детей и родителей. Цель – знакомство детей с творчеством детских.

Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России «Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России» Россия - родина.

Музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству поэта-земляка Алексея Анатольевича Елькина «Жили-были облака» Музыкально – литературный вечер, посвящённый творчеству поэта-земляка Алексея Анатольевича Елькина /Член Союза писателей России, руководитель.

Литературный вечер к Дню матери П. з: воспитывать любовь и уважение к матери; способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье. Ход литературного.

Литературный вечер, посвященный творчеству Рубцова Сценарий литературного вечера, посвящённого 80-летию со дня рождения вологодского поэта Николая Михайловича Рубцова Воспитатель МБДОУ «Детский.

Фотоотчет «Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом-земляком»Фотоотчет «Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом-земляком» Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом - земляком. Сырова Наталья. Здравствуйте, дорогие друзья и коллеги! Вы заглянули на мою.

Литературный вечер «Здравствуй, гостья-зима!» (подготовительная к школе группа) Ведущая:Все мы ждали с нетерпеньем День, когда придет сама С первым снегом и метелью Наша добрая зима! Зима – самое удивительное, самое.

Музыкально-литературный досуг «Мы любим сказки А. С. Пушкина» Вед: Ребята, скажите, чей портрет вы видите на экране? (Слайд «Портрет А. С. Пушкина). Да, это портрет великого русского поэта А. С. Пушкина.

Фотоотчет «Музыкально-литературный вечер, посвященный Мустаю Кариму»Фотоотчет «Музыкально-литературный вечер, посвященный Мустаю Кариму» Сегодня я хотела бы рассказать о моем участии в одном из литературно-музыкальных вечеров. 20 октября 2017 года в детском саду №253 состоялся.

«В стране веселого детства». Литературный праздник, посвященный творчеству А. Л. Барто В стране веселого детстваЛитературный праздник,посвященный творчеству А. Л. БартоПодготовила:Селезнева Марина Ивановнапедагог-библиотекарьМБОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школьный литературный вечер по творчеству А. С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»
Опубликовано: 26 марта 2018 в 21:17
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД