Токбаева Дана Муаедовна
Рабочая программа логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – это нормативный документ, внутренний стандарт группы, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом. Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 6- 7 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, речевому и художественно-эстетическому, познавательному.
Публикация «Рабочая программа логопеда» размещена в разделах
Рабочая программа разработана в соответствии с международно-правовыми актами:
• Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);
• Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
• Законами РФ и документами Правительства РФ:
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 (с изм. и доп.);
• ст. 2, 30, 38, 43 Конституции РФ;
• ст. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33, 50,51,52 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями от 21 июля 2005г. № 100-ФЗ);
• ФГОС дошкольного образования
• Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. n 1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования документами Федеральных служб:
• СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 27.08.2010г. № 18267;
• Устав ДОУ.
Рабочая программа для детей подготовительной группы с общими нарушениями речи (ОНР) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) - локальный акт образовательного учреждения, основная образовательная программа дошкольного образования.
«Коррекционная программа логопедической работы» под редакцией Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, «Примерная адаптационная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией В. Нищевой.
Используемые технологии:игровые, здоровье сберегающие, проектная деятельность, ИКТ-технологии, технологии развивающих игр, мнемотехника, моделирование.
Рабочая программа рассчитана на учебный год.
Режим работы - пятидневный, с 7.00 до 19.00, с 12-часовым пребыванием детей в учреждении; выходные дни - суббота,воскресенье. Программа направлена на обеспечение разностороннего развития детей и подготовку их к обучению в школе.
Программа содержит материалы для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы. Коррекционная деятельность включает в себя логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы – проектирование коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с нарушениями речи, его социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
Задачи Программы :
- способствовать общему развитию детей с нарушениями речи, укреплению их физического и психического здоровья, подготовке их к обучению в школе;
- охрана жизни и здоровья, формирование основ здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие; формирование потребности в двигательной активности, желания заниматься физическими упражнениями;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечить максимальное использование разных видов детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Коррекционно-развивающая работа возможна при взаимосвязи в работе всех специалистов : учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, а так же при активном участии родителей в реализации Программы.
1.3. Содержание и структура рабочей программы :
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Рабочая программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей». В разделе дана характеристика возрастных особенностей психического развития детей, задачи воспитания и обучения, общие принципы построения режима дня, создания предметно – развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно – образовательного процесса.
Содержание педагогической работы по освоению детьми 5 образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей представленных в блочно–тематическом планировании по разделам.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоенияпрограммы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения программы.
Признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, поэтому в рабочей программе «Работа с родителями» выделена в отдельный раздел.
Так же в отдельный раздел выделены «Модель организации воспитательно-образовательного процесса».
Рабочая программа сопровождается перечнями литературных произведений, дидактических и подвижных игр, системой наблюдения по сезонам.
1.4. Возрастные и психофизические особенности развития детей
Ребенок на пороге школы (6-7 лет) — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Дети начали осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они способны давать определения некоторым моральным понятиям, они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
Дети уверенно владеют культурой самообслуживания: могут самостоятельно обслужить себя, обладают полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяют состояние своего здоровья (здоров он или болен, а также состояние здоровья окружающих; владеют культурой приема пищи; одеваются в соответствие с погодой.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширилась мотивационная сфера за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, а также мотивов самореализации. Поведение детей начинает регулироваться в соответствии с представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
У детей данного возраста произошли существенные изменения в эмоциональной сфере. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. Поведение стало менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию стало общение ребенка со взрослым. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей приобрело общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности. Устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств: одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства.
В играх дети отражают достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
В этом возрасте расширяются и углубляются представления детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольники не только могут различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный, так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – дети успешно различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п., так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т. п. При сравнении предметов по величине достаточно точно воспринимают даже не очень выраженные различия.
У детей данного возраста существенно увеличилось устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
У детей увеличился объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа, т. е. эффективно использовать наглядно – образные средства. Непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Развивается наглядно-образное мышление, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) дети этого возраста, как правило, совершают уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины, но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родовидовой принадлежности («Мебель», «Посуда», «Дикие животные»). Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».
Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако, оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дети начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому», использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
В подготовительной группе интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. Дети воспринимают книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослыми они активно участвуют в анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Дети ориентируются в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
Речевые умения детей с ОНР и ФФНР.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).
Для детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичными является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных членов предложения. Частым нарушением связной речи являются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из личного опыта дети используют в основном простые предложения.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, часть детей испытывает трудности в обобщении групп предметов, выделении лишнего предмета из группы, подборе глаголов-действий и признаков предметов. Так же характерно незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, названий профессий.
Дети легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, отражающих размер предмета (большой-маленький, пространственную противоположность (далеко-близко, оценочную характеристику (плохой-хороший). Однако испытывают трудности при выражении антонимических отношений абстрактных слов (умный – неумный, глупый, продавец – не продавец, покупатель).
Недостаточный уровень сформированности лексических средств особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматической речи у детей часто отмечаются ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, имеют место нарушения в согласовании числительных с существительными.
Дети не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но у них наблюдается недостаточно четкая артикуляция некоторых звуков, нечеткая дифференциация их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети не всегда могут определить первый и последний согласный в слове, гласный звук в середине и в конце слова, не всегда могут правильно определить наличие и позицию звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не всегда могут выполнить. Испытывают трудности при составлении слов из последовательно названных звуков и в определении количества звуков в слове. Часть детей затрудняются в определении количества слогов в слове.
У детей наблюдается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающее впечатление общей смазанности речи, смешение звуков.