Ирина Гурова
Логопедическая дидактическая игра «Спрячь вещи в мешках» для развития звуко-слоговой структуры слова (4 тип)
Предлагаю вашему вниманию игру для коррекции звуко-слоговой структуры слова.
Игра направлена на закрепление произношения слов (существительных) 4 типа слоговой структуры по Марковой – СГСГС (согласный-гласный-согласный-гласный-согласный). Кроме того, игра способствует развитию понимания предлога «в», зрительного внимания и восприятия. Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста, но может применяться и в более старшем возрасте при наличии у ребенка нарушений звуко-слоговой структуры слова.
Публикация «Логопедическая дидактическая игра „Спрячь вещи в мешках“ для развития звуко-слоговой структуры слова (4 тип)» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Слоги, слоговая структура слова. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Игровой материал представляет собой карточки в виде мешков красного, желтого, синего и зелёного цвета, разных по величине (большие и маленькие) с картинками (пирог, батон, банан, веник, лимон, горох, кокос, носок). Каждая картинка находится в круге. Каждому мешку с картинкой соответствует по размеру и цвету круглая заплатка. Материал составлен в программе «Word», вырезан и заламинирован. Для повторения материала в домашних условиях родителям приготовлен лист с заданием, к которому прилагаются кружки.
Цель игры: развитие слоговой структуры слова.
Задачи:
- Расширять, закреплять словарный запас (существительные, обозначающие изображенные предметы; прилагательные – названия цвета, размера).
- Закреплять умение произносить двусложные слова (4 типа слоговой структуры).
- Формировать умение понимать предлог «в», употреблять его с существительным в винительном падеже (спрятали в мешок).
- Развивать умение употреблять слова 4 типа слоговой структуры в составе простого предложения.
- Развивать зрительное внимание, память, восприятие цвета и величины, зрительно-моторную координацию.
Ход игры:
Перед началом игры по подбору заплаток к мешкам ребёнок должен быть, конечно же, ознакомлен с предметами, изображёнными на них.
С материалом можно играть по-разному. Это зависит от возможностей ребёнка.
«Спрячь вещи»
Взрослый раскладывает на стол перед ребёнком все мешки – большие и маленькие по одному и по мере выкладывания просит ребёнка называть предметы. Когда все мешки разложены, можно предложить ребёнку показать пальчиком все большие мешки, затем все маленькие. Возможна здесь и небольшая нейро-гимнастика: указательным пальчиком правой руки покажи большой красный мешок, а левой – маленький красный и т. п. (возможны разные варианты). Затем можно спросить, что находится в том или ином мешке. Например, «Что в большом красном мешке? А что в маленьком жёлтом?»
После этого логопед раскладывает перед ребёнком или даёт ему в руки все
заплатки и просит спрятать предметы в мешках. При этом ребёнок рассказывает, что спрятал в мешок. Взрослый может спросить: «Куда ты спрятал?» Ребёнок отвечает: «В ме-шок».
Если у ребёнка имеются значительные трудности зрительного восприятия, мыслительной деятельности, то целесообразно выполнять игровые задания по частям, то есть, учитывая сразу не два, а только один признак (цвет или размер) Например, можно предложить спрятать предметы в мешках одного цвета или размера.
«Что в мешке?»
Эта игра может быть проведена, как продолжение предыдущей, если ребёнок не утомился или на следующем занятии.
Задача ребёнка здесь – вспомнить, что находится в том или ином мешке. Если это сложно, то можно, во-первых, отодвинуть часть заплатки и узнать предмет по части изображения; а во-вторых, поднять мешок с заплаткой к свету и рассмотреть изображение. Такие задания дают развивающий эффект и обеспечивают многократное проговаривание слов.
«Путаница»
Детям очень нравится, когда появляется беспорядок. Можно придумать сюжет о том, что наступила ночь и кто-то (может быть, Баба Яга, перепутал все заплатки. На сигналы «Ночь!» и «День!» дети закрывают и открывают глаза, затем наводят порядок – «перешивают» заплатки. Перепутать заплатки можно как по цвету, так и по величине.





Для закрепления материала в домашних условиях родителям предлагаю вариант игры, распечатанный на листе с инструкцией.

Ребёнок дома может не только разложить заплатки, но и при желании наклеить их на мешки, и после этого вспомнить, что в них. А чтобы проверить правильность ответов, нужно поднять лист к свету и рассмотреть изображение.