Ирина Гурова
Логопедическая игра «Забавные бутылочки» для автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Забавные бутылочки
Предлагаю вашему вниманию новую игру по автоматизации звуков. Она стала для меня настоящей находкой!
Для изготовления материала к игре мне понадобились пустые бутылочки белого цвета из-под йогуртов (бросовый материал); картинки, имеющие в названии автоматизируемые звуки, соответствующие буквы, скотч и ножницы.
Публикация «Логопедическая игра „Забавные бутылочки“ для автоматизации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Поделки из пластиковых бутылок
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2022
Картинки и буквы нужно подобрать или специально распечатать на бумаге и вырезать. Затем с помощью скотча картинки наклеиваются на стенки бутылочек, а буквы – на крышки. Зелёные и синие крышки соответствуют мягким и твёрдым звукам в названии картинок. Для игры понадобятся мелкие предметы, чтобы наполнять ими бутылочки. Лучше всего с этой целью использовать мягкие помпоны, которые тоже можно сделать самостоятельно.
Также можно взять и что-нибудь другое, например, камешки, пуговицы, маленькие игрушки и другие предметы.
С помощью предложенного в данной публикации игрового материала можно автоматизировать звуки [с], [с’], [з], [з]’, [ц], [ж], [ш], [д], [л’], [р], [р’]. Планирую в дальнейшем расширить возможности игры за счёт подбора картинок на определённую позицию звука в словах (некоторые варианты уже сделаны с учётом необходимости для некоторых воспитанников).
Возможности использования материала разнообразны, предполагают творческий подход педагога.
Цель: автоматизация звуков в словах и предложениях.
Задачи:
- автоматизировать звуки в словах и предложениях;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать буквенный гнозис;
- расширять, уточнять словарный запас;
- закреплять умение составлять предложения по вопросу логопеда;
- упражнять в изменении числа существительных, словообразовании.
- развивать мыслительные способности, воображение.
- развивать пальчиковую моторику, тактильное восприятие.
- способствовать обеспечению психологического комфорта ребёнка.
Ход игры:
1 вариант – «Картинки называем – бутылку наполняем» (автоматизация звука в словах).
Взрослый предлагает ребёнку взять в руки бутылочку, открыть её, посмотреть на крышку, назвать букву. Затем задачей ребёнка является проговаривание слов с соответствующим звуком. Ребёнок называет картинки, которые он видит. При этом на каждое название он бросает в бутылочку предмет. Таким образом, бутылочка постепенно наполняется. Если после называния всех предметов в бутылочке ещё осталось место, то приветствуется повторное называние картинок. Если игра проводится с помпонами, то дети чаще всего даже специально их утрамбовывают, чтобы продолжить игру – так как этот процесс очень нравится им. Таким образом, появляется возможность для многократного повторения слов с автоматизируемым звуком в непринуждённой форме. Помпончики, по моим наблюдениям, как и другие мелкие предметы, являются отличным антистрессом для ребёнка, поэтому желание играть с этим материалом имеется всегда.
После того, как бутылочка наполнена, можно дать ребёнку возможность закрыть её крышкой, а затем снова открыть и вынуть из неё все предметы. Это обычно доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. А как полезно для развития пальчиковой моторики! Если помпоны при потряхивании перевёрнутой бутылочки разлетаются в разные стороны, то веселью нет предела!
Усложнением игры является не просто называние картинки, а ещё и изменение числа существительного или образование его уменьшительно-ласкательной формы, если это возможно (зонт – зонты, коза – козы, медуза – медузы; звезда – звёздочка, замок – замочек, гнездо – гнёздышко и т. п.).
2 вариант – «На вопросы отвечаем – бутылку наполняем» (автоматизация звука в предложениях).
Этот вариант игры предполагает составление предложений по вопросу взрослого. Логопед задаёт вопрос о каком-то предмете, а ребёнок ищет на бутылочке нужную картинку, составляет с опорой на неё предложение и чётко проговаривает его. После этого в бутылочку можно опустить предмет. Вот примеры нескольких вопросов и ответов. «Чем убирают снег зимой?» «Снег зимой убирают лопатой». «Что растёт на огороде?» «На огороде растут свёкла, лук, баклажан». и т. д.
Эта игра вызывает у детей не меньший интерес, так как предполагает элементы занимательности, загадки, поиска. Окончить игру можно таким же способом, как и в 1 её варианте.
3 вариант – «Звуки различаем - крышки подбираем» (развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков в произношении).
Данный вариант игры уже предполагает наличие у воспитанников определённых фонематических умений. Взрослый предлагает ребёнку подобрать крышки к бутылкам. Для того нужно обратить внимание на картинки, назвать их, определить общий звук, который встречается в словах, подобрать крышку с нужной буквой и закрыть бутылочку. Логопед может предложить ребёнку в этой игре различение звуков в разных вариантах: глухие-звонкие - [ж]-[ш], [з]-[с]; твёрдые-мягкие - [с]-[с’], [з]-[з’], [р]-[р’], [л]-[л’]; свистящие-шипящие [с]-[ш], [з]-[ж], а также другие, более сложные игровые упражнения.
Желаю Вам успехов!