МААМ-картинки

Конспект логопедической НОД. Лексическая тема «Путешествие в зоопарк»

Табулдина Лэйсэн
Конспект логопедической НОД. Лексическая тема «Путешествие в зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

Задачи коррекционно-образовательные:

• Формирование умений и навыков деления слов на слоги;

• Формирование умений и навыков выделения звуков из слогов, слов;

• Актуализация словаря по теме «Животные».

• совершенствовать словообразовательные процессы путем образования притяжательных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

• Развитие общих речевых навыков (интонационной выразительности, правильного звукопроизношения, четкой дикции)

Публикация «Конспект логопедической НОД, Лексическая тема „Путешествие в зоопарк“» размещена в разделах

• Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

• Развитие зрительного и слухового внимания.

• Развитие артикуляционной моторики.

• Развитие логического мышления и памяти.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитание трудолюбия, самостоятельности.

• Воспитание самоконтроля за своей речью.

• Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки – билеты, маски, картинки. предметные и разрезные картинки животных: рысь, тигр, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, зебра, верблюд, леопард, бегемот, лев, слон, волк, лиса, медведь; предметные картинки: руль, рыба, рубашка, корзина, карандаш, кролик, помидор, шар; мольберт, н

Ход НОД:

Логопед Для того чтобы попасть в наш «зоопарк», необходимо отгадать загадки о животных.

.

Загадки

1. Грива есть, но он не лошадь,

Нет короны, а он — царь.

(Лев) 6. Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

2. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь) 7. В жаркой Африке живет,

Отрастил большой живот.

Чтобы от жары укрыться,

Забирается в водицу.

(Бегемот)

3. Африканские коняшки,

Одеваются в тельняшки.

(Зебры) 8. Полосатый, словно зебра,

И усатый, словно кот,

По лесным зеленым дебрям

На охоту он идет.

(Тигр)

4. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня хитро глядят,

Молока они хотят.

(Еж) 9. Люблю дразниться

И кривляться

И на лианах

Кувыркаться.

(Обезьяна)

5. Ноги длинные,

Но шея

У него

Еще длиннее.

(Жираф) 10. Смотри — зеленое бревно,

Лежит тихонечко оно.

Но коль откроет свою пасть,

От страха

Можешь ты упасть.

(Крокодил)

логопед :

— Молодцы ребята все правильно отгадали загадки. И теперь мы можем пройти в зоопарк.

Анализ артикуляции звука.

Логопед : «Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним как произносится звук [Р].

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «дрожит».

Логопед : “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед«Какая воздушная струя?»

Дети: «Воздушная струя сильная и тёплая».

Логопед : “Что напоминает звучание звука «Р» ?

Дети: “Мотор”.

Логопед : “Дайте характеристику звуку «Р».

Дети: “Звук «Р.» — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”

4. Произношение изолированного звука.

Логопед : А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь.

Если машина едет с горы – голос понижаем, если в гору – повышаем

Дети идут по группе вдоль «клеток» с животными.

Логопед— Ребята, с какой стороны от вас звери, которые живут в наших лесах?

Дети:

— Справа.

Логопед :

— Попробуем вместе их назвать.

Дети с педагогом:

— Бурый медведь, заяц, лиса, волк, лось…

Логопед :

— А теперь посмотрим на зверей слева, назовите их.

Дети:

— Слон, жираф, обезьяна, тигр, лев, носорог, бегемот…

Логопед

— Посмотрите ребята, а эта клетка закрыта черным занавесом. Интересно, кто там находится, а вот и загадка:

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Дети отгадывают загадку.

ЛогопедПравильно это верблюд!

— Ребята давайте рассмотрим верблюдицу и верблюжонка поближе и поиграем в игру «Продолжи предложение». Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.

· Верблюдица большая и сильная, а верблюжонок (маленький и слабый).

· У верблюдицы большие горбы, на них густая шерсть, а у верблюжонка (маленькие горбы, на них редкая шерсть).

· У верблюдицы длинные сильные ноги, а у верблюжонка (короткие слабые ноги).

— А вы знаете, что верблюды приносят пользу. Они перевозят грузы, дают очень полезное молоко и теплую шерсть.

— Все эти животные живут далеко отсюда, в других странах и, если бы не зоопарк, мы бы их никогда не увидели живьем, только на картинках или в кино.

Физкультурная минутка:Проводится с целью развития воображения, выразительности движений, сообразительности.

Дети выбирают маску с изображением животного и по очереди изображают то животное, которого выбрали.

Логопед :

упражнения на развитие артикуляционной, общей моторики, ориентировки в пространстве.

- В зоопарке мы увидим лошадку. Она скачет резво, быстро. Покажите.

/дети имитируют движение лошадки/

Я лошадка, серый бок - 

/дети щёлкают языком/

Я копытцем постучу,

/дети щёлкают языком/

Если хочешь - прокачу.

/дети щёлкают языком/

Посмотри, как я красива - 

/дети щёлкают языком/

Хороши и хвост, и грива.

/дети щёлкают языком/

Я лошадка, серый бок!

/дети щёлкают языком/

Фонематическое восприятие

Логопед : В зоопарке нам нужно найти животных, в названии которых есть  звук [Р].

Дети: Отбирают картинки и проговаривают слова.

Рысь, леопард, зебра, крокодил, верблюд, жираф, носорог, кенгуру, тигр.

Картинки: бегемот, слон, лев, медведь, олень, волк — откладываются.

Ориентировка в пространстве.

Логопед : Кто из животных находится в центре?

Кто в нижнем левом углу?

Кто в левом верхнем углу?

Кто в нижнем правом углу?

Молодцы, ребята! Вы спасли зверей, вернув им звук «Р» и помогли Буратино узнать животных.

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)

Логопед : Ребята, в зоопарке случилась беда : рысь, тигр и леопард потерялись. Давайте поможем им найти свои клетки!

Логопед : Как вы думаете, кто живёт в первой клетке?

Дети: В первой клетке живёт рысь, потому что в слове рысь звук «Р» стоит в начале слова.

Логопед : Кто живёт во второй клетке?

  Дети: Во второй клетке живёт леопард, потому что в слове леопард звук «Р» стоит в середине слова.

Логопед : В третьей клетке?

Дети: тигр.

Логопед : Молодцы!

Лексико-грамматические конструкции. Автоматизация звука [Р]   в словосочетаниях.

Логопед : А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».

Я  называю вам часть тела животного, а вы называете, чья она, и собираете  картинку животного.

Хвост тигра (чей)(тигриный).

Горб верблюда (чей) — … (верблюжий)

Шея жирафа (чья) — … (жирафья)

Зубы крокодила (чьи) — … (крокодильи)

Голова рыси (чья) — … (рысья)  и т. д.

Логопед : Посмотрите, какие звери все разные.

У жирафа длинная шея, значит он какой?

Дети: длинношеий жираф.

Логопед : У крокодила острые зубы

Дети: Острозубый крокодил

Логопед : У носорога толстые ноги

Дети: Толстоногий носорог

Логопед : У носорога острый рог

Дети: Остророгий носорог

Логопед : У верблюда два горба

Дети: Двугорбый верблюд

Логопед : У кенгуру сильный хвост

Дети: Сильнохвостый кенгуру

Логопед : У кенгуру есть сумка

Дети: Сумчатый кенгуру

Логопед : У леопарда длинный хвост

Дети: Длиннохвостый леопард

Логопед : У зебры есть полоски

Дети: Полосатая зебра

 

Определение количества слогов в слове.

Логопед : Буратино просит помочь животным занять свои места в поезде, чтобы отправиться в путешествие. (Рысь, жираф, зебра, кенгуру, носорог).

Для этого нужно рассадить их по вагончикам.

В первом вагончике  поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.

Дети: рассаживают животных

Развитие памяти, внимания.

Логопед : Молодцы, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете  и переворачиваете картинку.

– воздушный, синий, лёгкий, резиновый; (шар)

– спелый, сочный, красный, вкусный; (помидор)

– белый, пушистый, мягкий, длинноухий; (кролик)

– деревянный, остроконечный, жёлтый; (карандаш)

– ивовая, плетёная, светло-коричневая; (корзина)

– льняная, красивая, прочная, вышитая; (рубашка)

– золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая; (рыба)

Логопед-Вот и автобус. Посмотрите, у него спущено одно колесо. Накачаем его. Возьмите насосы и накачайте спущенное колесо - звук "С" произносится отрывисто.

/дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены так, как расположены места в автобусе/

- Хорошо накачали колесо, а теперь поехали домой в детский сад.

Вот мы и вернулись в детский сад. Вы были внимательными. Пройдите за столы и сядьте на стульчики.. Развитие мелкой моторики.

А сейчас давайте изготовим картинки зверей, которых встретили в зоопарке.

Рысь, жираф, зебра. На силуэты животных из бархатной бумаги выкладываются полоски, и пятна из шерсти.

Итог занятия.

— Чему мы учились сегодня на занятии?

— правильно произносить звук «Р»;

— определять первый звук в слове;

— определять место звука «Р» в слове;

— давать описание картинкам;

— составлять предложения.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

— Что вам понравилось на занятии больше всего?

Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете сладкие призы.

Логопед :

- Куда мы ездили на прогулку?

- На чём мы ездили?

- Кого мы видели в зоопарке и знаем?

- Какой звук мы правильно учились произносить?

- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук "С" и скажите, где он стоит в начале, в конце или в середине?

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в словах и предложениях.

Задачи:

1.       Образовательные:

—        уточнить представление ребёнка о звуке [Р].

2.       Коррекционно-развивающие:

—        развивать подвижность артикуляционного аппарата;

—        развивать фонематический слух на звук [Р];

—        развивать  фонематическое  восприятие;

—        развивать  речевое      дыхание;

—        развивать  общую и мелкую         моторику;

—        формировать      лексико-грамматические       представления;

—        автоматизировать звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

—   развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.

3.       Воспитательные:

—        формировать положительную мотивацию на занятии;

—        воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

—         воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности;

—         воспитывать любовь к  окружающему миру.

Оборудованиепредметные и разрезные картинки животных: рысь, тигр, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, зебра, верблюд, леопард, бегемот, лев, слон, волк, лиса, медведь; предметные картинки: руль, рыба, рубашка, корзина, карандаш, кролик, помидор, шар; мольберт, ноутбук, аудио и видеозаписи.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Логопед : Ребята, мне позвонил Буратино и  сообщил о том, что сегодня  он приехал в зоопарк и не смог узнать животных, потому что  Звукоедик  съел звук в названиях этих животных.

Давайте мы с вами отправимся в зоопарк и поможем Буратино найти звук.

Но, чтобы узнать какой звук съел Звукоедик, нужно отгадать его загадки.

2. Объявление темы занятия.

Звукоедик: Ползёт наоборот задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй.   (РАК)

Разноцветное коромысло над рекой повисло.   (Радуга)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём. (Роса)

Логопед : Скажите, какой первый звук мы слышим в этих словах-отгадках?

Дети:  звук [Р].

Логопед : Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и  вернём его в названия зверей.

 

3. Анализ артикуляции звука.

Логопед : «Но прежде, чем отправиться в далёкое путешествие, давайте вспомним как произносится звук [Р].

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «дрожит».

Логопед : “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед«Какая воздушная струя?»

Дети: «Воздушная струя сильная и тёплая».

Логопед : “Что напоминает звучание звука «Р» ?

Дети: “Мотор”.

Логопед : “Дайте характеристику звуку «Р».

Дети: “Звук «Р.» — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”

4. Произношение изолированного звука.

Логопед : А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь.

Если машина едет с горы – голос понижаем, если в гору – повышаем.

6. Автоматизация звука в слогах.

Логопед : Смотрите, ребята, впереди болото!

Как же нам пройти дальше? Давайте спросим у сороки.

Сорока: Чтобы не утонуть в болоте, нужно прыгать по кочкам, правильно называя слоги.

Дети: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр

7. Развитие фонематического восприятия на звук «Р»

Логопед : Ребята, а дальше дороги нет. Давайте  выложим мостик из картинок. Сначала положим картинки, в названии которых звук «Р» стоит вначале, затем  в середине и в конце.

Дети: Выполняют задание, называют картинки.

— руль. В слове руль звук «Р» стоит в начале слова и т. д.

Логопед : Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.

Дети: называют слова-признаки и переворачивают картинки.

Руль – чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный;

Рыба – золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая;

Рубашка – льняная, красивая, прочная, вышитая;

Корзина – ивовая, плетёная, светло-коричневая;

Карандаш – деревянный, остроконечный, жёлтый;

Кролик – белый, пушистый, мягкий, длинноухий;

Помидор – спелый, сочный, красный, вкусный;

Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый;

Дети: Под музыку проходят по картинкам (мосту).

Логопед : Смотрите, ребята! Кикимора болотная загородила нам путь. Что же она хочет? Давайте узнаем.

Кикимора: ХА-ХА-ХА! Вы выйдите отсюда, если соберёте слово! Оно состоит из первых звуков в названии картинок.

— Зонт, Обруч, Овощи, Повар, Аист, Ракета, Кастрюля.

ЗООПАРК

Логопед : Вот мы и подошли к зоопарку. Буратино так обрадовался, что пустился в пляс.

8. Физкультминутка   

 Танец «Буратино»  под музыку.

9. Фонематическое восприятие

Логопед : В зоопарке нам нужно найти животных, в названии которых есть  звук [Р].

Дети: Отбирают картинки и проговаривают слова.

Рысь, леопард, зебра, крокодил, верблюд, жираф, носорог, кенгуру, тигр.

Картинки: бегемот, слон, лев, медведь, олень, волк — откладываются.

10. Ориентировка в пространстве.

Логопед : Кто из животных находится в центре?

Кто в нижнем левом углу?

Кто в левом верхнем углу?

Кто в нижнем правом углу?

Молодцы, ребята! Вы спасли зверей, вернув им звук «Р» и помогли Буратино узнать животных.

11. Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)

Логопед : Ребята, в зоопарке случилась беда : рысь, тигр и леопард потерялись. Давайте поможем им найти свои клетки!

Логопед : Как вы думаете, кто живёт в первой клетке?

Дети: В первой клетке живёт рысь, потому что в слове рысь звук «Р» стоит в начале слова.

Логопед : Кто живёт во второй клетке?

  Дети: Во второй клетке живёт леопард, потому что в слове леопард звук «Р» стоит в середине слова.

Логопед : В третьей клетке?

Дети: тигр.

Логопед : Молодцы!

12. Лексико-грамматические конструкции. Автоматизация звука [Р]   в словосочетаниях.

Логопед : А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».

Я  называю вам часть тела животного, а вы называете, чья она, и собираете  картинку животного.

Хвост тигра (чей)(тигриный).

Горб верблюда (чей) — … (верблюжий)

Шея жирафа (чья) — … (жирафья)

Зубы крокодила (чьи) — … (крокодильи)

Голова рыси (чья) — … (рысья)  и т. д.

Логопед : Посмотрите, какие звери все разные.

У жирафа длинная шея, значит он какой?

Дети: длинношеий жираф.

Логопед : У крокодила острые зубы

Дети: Острозубый крокодил

Логопед : У носорога толстые ноги

Дети: Толстоногий носорог

Логопед : У носорога острый рог

Дети: Остророгий носорог

Логопед : У верблюда два горба

Дети: Двугорбый верблюд

Логопед : У кенгуру сильный хвост

Дети: Сильнохвостый кенгуру

Логопед : У кенгуру есть сумка

Дети: Сумчатый кенгуру

Логопед : У леопарда длинный хвост

Дети: Длиннохвостый леопард

Логопед : У зебры есть полоски

Дети: Полосатая зебра

 

13. Определение количества слогов в слове.

Логопед : Буратино просит помочь животным занять свои места в поезде, чтобы отправиться в путешествие. (Рысь, жираф, зебра, кенгуру, носорог).

Для этого нужно рассадить их по вагончикам.

В первом вагончике  поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.

Дети: рассаживают животных.

14. Развитие памяти, внимания.

Логопед : Молодцы, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете  и переворачиваете картинку.

– воздушный, синий, лёгкий, резиновый; (шар)

– спелый, сочный, красный, вкусный; (помидор)

– белый, пушистый, мягкий, длинноухий; (кролик)

– деревянный, остроконечный, жёлтый; (карандаш)

– ивовая, плетёная, светло-коричневая; (корзина)

– льняная, красивая, прочная, вышитая; (рубашка)

– золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая; (рыба)

– чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный; (руль)

Логопед : Молодцы, ребята, с вашей помощью мы прошли болото.

Ой! Опять эта кикимора загородила нам путь! Что же она хочет на этот раз?

15. Автоматизация звука [P] в предложениях.

Кикимора: ХА-ХА-ХА, я не выпущу вас из болота, и вы никогда не попадёте в детский сад, пока не исправите мои предложения.

— На розах растут клумбы.

— Мусор убирает Риту.

— Куры кормят Раю.

— Двор ходит по курам.

— Рыба поймала рыбака.

— Мотор проверяет шофёра.

— Норка роет крота.

— Из пара идёт самовар.

— Красный шарф надел Егора.

— Арбуз купил Рому.

— Торт подарил Марусю на день рождения.

— В помидорах и огурцах растут огороды.

16. Развитие мелкой моторики.

Логопед : Вот мы и вернулись обратно в детский сад. А сейчас давайте изготовим картинки зверей, которых встретили в зоопарке.

Рысь, жираф, зебра. На силуэты животных из бархатной бумаги выкладываются полоски, и пятна из шерсти.

17. Итог занятия.

— Чему мы учились сегодня на занятии?

— правильно произносить звук «Р»;

— определять первый звук в слове;

— определять место звука «Р» в слове;

— давать описание картинкам;

— составлять предложения.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

— Что вам понравилось на занятии больше всего?

18. Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете от Буратино сладкие призы.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Л. А. Комарова Альбом дошкольника «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях, изд. ГНОМ и Д, 2011г.

 

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия на тему «Дифференциация изученных гласных и согласных звуков и букв. Лексическая тема «Лето» Цель: закрепить полученные знания детей об изученных гласных и согласных звуков и буквах через игровые задания с использованием мультимедийной.

Конспект НОД по математике составление задач по сюжетной картинке для детей 6–7 лет. Лексическая тема «Перелетные птицы» Конспект НОД составление задач по сюжетной картинке в подготовительной группе Лексическая тема «Перелетные птицы» Шубенкина Оксана Цели.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе в форме КВН «Занимательная математика» Цель: Закрепление элементарных математическихпредставлений через развитие логического мышления, используя интеграцию образовательных областей.

Конспект НОД «Путешествие в зоопарк» Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в зоопарк» Цель: В игровой форме дать детям элементарные представления об.

Конспект НОД с использованием технологии Н. А. Зайцева в подготовительной группе: «Путешествие в зоопарк» Цель: Формирование навыков чтения складами, целыми словами с помощью кубиков Н. А. Зайцева. Задачи: 1. Способствование развитию и укреплению.

Конспект занятия по конструированию «Чашечки». Лексическая тема «Посуда» (Воспитатель:Габараева Э. Г. 28.03.2017) Конспект занятия по конструированию «Чашечки», на лексическую тему «Посуда». Цель: закрепить знания.

Конспект занятия по логоритмике в средней коррекционной группе. Лексическая тема недели «Игрушки» Тема: «Магазин игрушек» Цель: Задачи: Образовательные: 1) Учить соотносить движения с музыкой. 2) Закреплять умение чередовать ноги в прыжке.

Лексическая тема «Наша армия»Лексическая тема «Наша армия» Тема армии - и близкая,и далёкая для детей. Из опыта могу сказать, что детки неравномерно усваивают материал по этой теме. Да, им близки.

Лексическая тема «Весна» ТЕМА: «Весна. Приметы весны» Старшая группа: Ввести в словарь – весна, оттепель, солнце, сосулька, капель, проталина, ручей, ледоход, почка,.

Лексическая тема «Животные жарких стран и Севера» Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Формировать обобщающее понятие «животные Севера» и «животные жарких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедической НОД. Лексическая тема «Путешествие в зоопарк»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 09:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедической НОД. Лексическая тема «Путешествие в зоопарк»» (включая файлы) размещена пользователем Табулдина Лэйсэн (УИ 1866589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД