Лучший педагог года

Логопедические рекомендации по изучению английского языка учениками с речевыми недостатками

Елена Узлова
Логопедические рекомендации по изучению английского языка учениками с речевыми недостатками

В последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы предоставления логопедической помощи детям с речевыми недостатками при изучении иностранного языка. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. У этих учащихся, как правило, отмечается недостаточное развитие фонематического слуха, частичная задержка формирования навыков звукового, буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя родной речи.

Публикация «Логопедические рекомендации по изучению английского языка учениками с речевыми недостатками» размещена в разделах

На фоне относительно развернутой речи у таких детей определяются недостатки в употреблении бытовой лексики. В активном словаре используются в основном существительные, глаголы, прилагательные. Недостаточно слов, характеризирующих качество, состояние предметов и действий, а также способа действий. Некоторое количество ошибок проявляется в использовании сложных предлогов. Недостаточно сформированы грамматические формы речи: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании. Недостаточно используются средства словообразования. В активной речи наблюдаются некоторые сложности в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

У большинства детей недостатки произношения звуков устранены, но иногда случается нарушение структуры слов, а это создает сложности в овладении звуковым анализом и синтезом. Рядом с несформированностью некоторых компонентов речевой системы у детей с речевыми нарушениями наблюдаются своеобразные ошибки в постановке синонимических и антонимических отношений.

Все эти особенности такой категории детей необходимо учитывать во время изучения иностранного языка, ведь правильно организованное обучение детей с речевыми недостатками иностранному языку, а именно английскому, способствует развитию жизненной компетентности.

Содержание речевой готовности определяется таким уровнем устной речи, который бы обеспечил качественное усвоение школьной информации, подающейся в вербальной форме: сформированность практических действий и операций с речевыми знаками, которые обуславливают владение письмом и чтением, а также владение знаниями языка как школьного предмета. Об этом необходимо помнить, так как дети начинают изучать иностранный язык уже во втором классе, а речевое развитие влияет на всю их дальнейшую судьбу. Ведь речевое обогащение играет первостепенную роль в усвоении ребенком культуры. На основании речи и ее смысловой единицы – слова – формируются и развиваются такие психические процессы как восприятие, воображение, память. Степень развития речи непременно отобразится на самовосприятии ребенка, когда умение выражать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место в обществе (окружение друзей, оценки в школе, возможность стать лидером в коллективе и пр.).

Раннее обучение иностранному языку детей с речевыми нарушениями становится значительным фактором речевого развития при условии, если обучение осуществляется как учителем иностранного языка, так и учителем-логопедом, а семья включается в этот процесс как целостная семейная система. Успешность овладения английским языком зависит от фонетической правильности речи ребенка. Дети лучше будут усваивать фонетику иностранного языка тогда, когда они уже освоили правильное звукопроизношение родного языка. В том случае, когда ребенок не может овладеть правильным звукопроизношением, следует проводить с ним индивидуальную работу, предложив определенные фонетические упражнения. И здесь будут уместны консультации и занятия с учителем-логопедом. Поэтому важно, чтобы учитель иностранного языка и учитель-логопед сотрудничали, дополняя работу друг друга, а работа велась в комплексе: логопед – учитель – родители. От этого зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, которые заложила в него природа, либо его способности угаснут, так и не развившись.

Таким образом, правильно организованное обучение английскому языку способствует развитию жизненной компетентности детей с речевыми недостатками. А билингвизм с раннего возраста позитивно отразится на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обговаривать языковые явления, на сообразительности, быстроте реакции, математических навыках, логике. Но если не работать над ликвидацией речевых недостатков, то ребенок перестанет чувствовать себя равным среди других детей. Постепенно он будет стремиться отмолчаться, не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчалив, не уверен в своих силах, и, повзрослев, выберет профессию, не требующую частого и интенсивного общения с людьми.

Изучая английский язык, дети с речевыми нарушениями встречаются с такими трудностями: неумение различать иноязычные звуки на слух, отсюда – трудности в произношении, в чтении, говорении, письме. Поэтому работа по формированию правильного произношения английских звуков у таких детей должна включать несколько этапов:

1 этап – подготовительный:

а) развитие слухового внимания;

б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития движения органов периферийного речевого аппарата (губы, язык)

2 этап – формирование английского произношения :

а) устранение неправильного произношения;

б) автоматизация правильного произношения звуков в самостоятельной английской речи детей;

в) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, подобные по артикуляции и звучании.

Во время обучения английскому языку детей с речевыми недостатками необходимо принимать во внимание некоторые особенности фонетической системы английского языка. Так, например, в английском языке функционируют слоги с большим количеством согласных в конце слова. Их количество может достигать трех-пяти согласных, например sixth (шестой), twelfths (двенадцатый). В начале слога могут попадаться три согласных street(улица). Для детей, у которых есть нарушение фонематического слуха, произношение подобных слов может вызывать сложности. Ведь для русского языка сочетание четырех-пяти согласных в одном слоге не характерно, слоги начинаются и заканчиваются гласными или согласными, или соединением двух-трех звуков.

Одной из типичных ошибок учеников с речевыми недостатками в процессе обучения английскому языку может быть медленное, ненапряженное произношение, во время которого артикуляционные органы не получают мускульное напряжение, ведь напряженное, более энергичное произношение является отличительной чертой фонетической системы английского языка. Поэтому во время обучения английскому произношению необходимо развивать мышечное напряжение речевого аппарата, в первую очередь губ, языка. Для этого регулярно проводится артикуляционная гимнастика.

Второй типичной ошибкой может быть замена альвеолярных смычных звуков дентальными. Для предотвращения этой ошибки необходимо чтобы ученики четко представляли, где находятся альвеолы. Это можно легко увидеть с помощью двух зеркал: одно кладем в рот на нижние зубы, во второе смотрим и видим изображение первого зеркала; необходимо помнить, что только кончик языка смыкается с альвеолами. А с помощью артикуляционной гимнастики формируются артикуляционные навыки.

На этом этапе большое значение играет проверка ошибок. Например, для предотвращения ошибок во время артикуляции английских звуков «t» «d» выполняются специальные упражнения для языка :

а) найти кончиком языка наиболее выпуклую часть альвеол, сделать многократные движения от верхних зубов к альвеолам, и наоборот;

б) произнести английский звуки «t», «d» в начале слова: ten (десять, table (стол, day (день, dinner (ужин);

в) произнести английские звуки «t», «d» в середине и в конце слов: actor (актер, at (в), child (ребенок, good (хорошо);

г) закрепить навыки артикуляции звуков«t», «d» в процессе чтения связного текста и употребления этих звуков в устной речи.

У детей с речевыми недостатками английские звуки «p», «t», «k» часто произносятся без аспирации (сильного, короткого выдоха). Для предотвращения этого нарушения можно предложить такие упражнения:

Поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и выговорить, например, слова pen (ручка, ten (десять, kepi (шляпа, артикулируя «p», «t», «k» то с придыханием, то без него. Если артикуляция правильная, то на ладони ощущается поток воздуха.

Положить на ладонь несколько клочков бумаги, поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и произнести звуки «p», «t», «k» с придыханием. От дуновения клочки бумаги слетят с ладони.

Поднести к губам зажженную спичку и произнести английский звук «p». Если произносите правильно – спичка погаснет.

В случае нарушения фонематического слуха у учеников часто происходит оглушение звонких согласных «b, g, d» в конце слов под влиянием родного языка. Для предотвращения данного нарушения необходимо произносить звуки сначала в конце слов перед гласными звуками и звонкими согласными, тренировать их и только потом – перед глухими согласными.

Английский звук «v» учениками может восприниматься как звук «w», что может привезти к ошибочному употреблению одной фонемы вместо другой. Для правильного произношения английских звуков «v», «w» необходимо объяснить ученикам особенности артикуляции звуков «v», «w» и украинского звука «в», а потом приступить к специальным тренировкам речевых органов, направленных на формирование навыков узнавания и произношения этих звуков.

Упражнения для верхней и нижней губы:

а) немного поднять верхнюю губу, открыть край верхних зубов и прижать к ним нижнюю губу; опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Повторить это движение, верхняя губа не двигается. Медленно и тщательно выговорить несколько раз английский звук «v». Далее читаем слова veto (вето,very (очень,visit (посещение);

б) губы энергично вытянуты вперед. Напряженно выдыхать воздух через маленькое отверстие. Повторять многократно это движение, а потом произносить английский звук «w», потом слова well (хорошо, wig (парик, west (запад).

Таким образом, последовательная, систематическая работа по предупреждению ошибок во время обучения детей с речевыми недостатками создает благоприятные условия для нормального овладения английским языком. Тем самым, в дальнейшем будет обеспечено наиболее гармоничное развитие каждого ребенка и его реализация в современном обществе, где владение иностранным языком (в частности, английским, является не только престижным, но и необходимым условием в дальнейшей учебе и работе.

Публикации по теме:

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Внеклассное мероприятие «Роль английского языка в Великой Отечественной войне. Разведчики»Внеклассное мероприятие «Роль английского языка в Великой Отечественной войне. Разведчики» Внеклассное мероприятие «Роль иностранных языков в великой отечественной войне. Разведчики» Цель: Повышение мотивации учащихся к изучению.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические рекомендации по изучению английского языка учениками с речевыми недостатками
Опубликовано: 22 августа 2020 в 17:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД