Получи документы

Логопедические стихи и скороговорки

надежда уразаева
Логопедические стихи и скороговорки

Логопедические стишки и скороговорки

На звук "Ж"

Еж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться.

Призадумалась кума:

У ежей иголок тьма!

* * *

Дождик, дождик не дожди,

Дождик, дождик подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

* * *

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы

Лу-лу-лу возле окон на полу

Ла-ла-ла не заметили стекла

Лу-лу-лу мы не били по стеклу

Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

* * *

Публикация «Логопедические стихи и скороговорки» размещена в разделах

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала,

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

* * *

Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул.

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку

Пригласили на обед.

Ждут жучки, букашки, мошки,

А ее все нет и нет.

Наконец сороконожка

Появилась у стола.

- Опоздала я немножко,

Еле-еле приползла.

Ведь такое невезенье,

Как же мне не опоздать?

Там у входа объявленье:

"Просьба ноги вытерать!"

* * *

- Кра! - кричит ворона. - Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку!

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана!

- Как! - подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно. -

Чтож вы раньше не сказали!

Каррраул! Карррман укрррали!

* * *

На звук "Ч"

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

На звук "Ж"

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, но лень ворочаться.

Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?.

* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был

В барабан я бил.

Волк в долине выл.

Я веревки вил.

Малыш был очень мил.

Он руки с мылом мыл.

Звуки К, Кь

Кирочки, Кирюшки,

Девочки и мальчики!

Берегите на морозе

Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,

Валенки - на ножки!

Мчатся санки и коньки

По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,

На носу - снежинки,

Девочки и мальчики

Скачут, как пружинки!

* * *

У киски в миске сливки скисли.

* * *

У скалы, у сакли играют ласки в салки.

* * *

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,

В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.

* * *

У Капки - из липки палка,

На палке - липкая пакля.

Капали с палки капли,

Капали с пакли капли,

Капли лапки испачкали Капке.

* * *

У мышки в норке крошки и корки.

В кладовке у мышки кусочки коврижки.

У мышки-норушки шкварки в кружке.

У мышки в кадушке грибочки волнушки.

В миске у мышки остатки закваски,

А в погребочке сырки и колбаски.

В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.

Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.

На столике - плошки, вилки и ложки.

На этажерке - книжки о кошке.

В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.

На вешалке - шапки, на коврике - тапки.

У мышки на полке - нитки, иголки,

А около печки - спички и свечки.

На двери - крючочки, цепочки, замочки.

Запасов у мышки - большие излишки!

* * *

Скороговорки, поговорки, стихотворения

(Учимся говорить определенные буквы)

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,

как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,

отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки -щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

матросы две недели - карамель на мели ели.

* * *

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела -

Белой даже не была.

* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

8. Около кола колокола, около ворот коловорот.

9. Шакал шагал, шакал скакал.

10. Купи кипу пик.

11. Купи кипу пуха.

12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

13. Ткет ткач ткани на платки Тане.

14. Водовоз вез воду из-под водопровода.

15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

16. В один, Клим, клин колоти.

17. Стоит копна с подприкопеночком.

18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь

20. У елки иголки колки.

21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

22. Все бобры для своих бобрят добры.

23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

24. На меду медовик, а мне не до медовика.

25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень.

28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

32. Рододендроны из дендрария.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.

35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.

37. Хвалю халву.

* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.

2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара - краля кралась к Ларе.

5. Говорил командир про полковника и про полковницу,

про подполковника и про подполковницу,

про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,

про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. На дворе дрова, за двором дрова,

под двором дрова, над двором дрова,

дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.

Двора выдворить обратно на дровяной двор.

9. Курфюрст скопроментировал Ландскнехта.

10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.

11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

19. Расскажите про покупки.

Про какие про покупки.

Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

20. Говорили про Прокоповича.

Про какого про Прокоповича?

Про Прокоповича,

про Прокоповича,

про Прокоповича, про твоего.

20. Сшит колпак не по-колпаковски,

вылит колокол не по-колоколовски,

надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,

перевыкалпоковать, переколпаковать.

21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.

Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.

23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

24. Король¦орел.

25. Курьера курьер обгоняет в карьер.

26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

29. Гонец с галер сгорел.

30. Талер тарелка стоит.

31. Идти на рать, так бердыш брать.

32. Интервьюер интервента интервьюировал.

33. Либретто Риголетто.

34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

36. Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

37. Во мраке раки шумят в драке.

38. Жри во ржи, да не ржи.

39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

40. Город Нерль на Нерли реке.

41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,

про крупу, да про подкрупки.

44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку.

Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

46. А мне не до недомогания.

* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

2. У осы не усы, не усища, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Осип охрип, Архип осип.

5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

6. Сачок зацепился за сучок.

7. По семеро в сани уселись сами.

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

9. Свиристель свиристит свирелью.

10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,

а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.

16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,

а мыши, что поплоше нашли по два гроша.

17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.

18. Инцидент с интендантом.

19. Прецедент с претендентом.

20. Константин констатировал.

21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.

22. Ценит цеп косец по косовице.

23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

24. У ежа ежата, у ужа ужата.

25. Жутко жуку жить на суку.

26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

27. Течет речка, печет печка.

28. Щипцы да клещи-¦вот наши вещи.

29. Тщетно тщится щука ущемить леща.

30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ

31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ.

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем.

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши,

и не пачкай больше уши.

33. Около колодца кольцо не найдется.

34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.

35. Разнервничавшегося конституцианалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

36. Яшма в замше замшела.

37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит:

ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.

40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

ЖИРАФ И МЫШОНОК

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох («У жирафа рост большой.»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш-ш («. У мышонка — маленький»).

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой.

У жирафа рост большой,

У мышонка — маленький.

(Повторить 6-8 раз.)

РАЗНОЦВЕТНЫЕ СНЕЖИНКИ (Возраст — 4 года)

Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ход игры

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

ЛИСА-ПАТРИКЕЕВНА

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около- ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры

«Мостик»-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

ЛЯГУШКИ-КВАКУШКИ (Возраст — 4 года)

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.

Материал: шнур, стулья.

Ход игры

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга — «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий декламирует:

По тропинке, по дорожке

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква,

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «болото» : перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.

В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох).

ЗВУКИ ПО КРУГУ

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих.

Ход игры

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н — начало слова, с — середина слова, к — конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ

Цель: развитие фонематического слуха — научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д.). Коробка разделена на три части (н — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ход игры

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м» : в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

ВЕСЕЛЫЙ ПОПУГАЙЧИК

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыва-нием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые — ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно — быстро) — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда — па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

ВОДИЧКА

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук С протяжно.

КАПИТАНЫ

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход игры

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто — вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.

«Но вот налетает порывистый ветер, — говорит взрослый, — он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

СОСТРОЙ РОЖИЦУ

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей, языка и околоротовой мускулатуры в покое и при речи, координация движений по команде.

Ход игры

Ребенок стоит напротив ведущего и по команде выполняет задания: выдвинуть нижнюю челюсть вперед; переместить назад, в сторону; поднять язык вверх, выдвинуть язык, надуть щеки. Выигрывает тот, кто выполнил все команды, не перепутав их.

ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зу- бов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход игры

Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д

Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

ЧАСИКИ

Цель:

формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход игры

Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная — бежит очень быстро.

Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот».

Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка — медленнее; как минутная — быстрее; как секундная — еще быстрее».

Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ РАДИСТ

Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания

Ход игры

Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».

Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук» :

а) с наращиванием ряда: тук — хлоп; тук, тук — хлоп, хлоп; тук, тук, тук — хлоп, хлоп, хлоп и т. д. ;

б) со сменой темпа (быстро — медленно);

в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

Упражнения на выразительность речи

«РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4-7лет)

Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольного возраста могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например:

- Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует;

- звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;

- персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе и обсуждают прием, который им устроила Кошка;

- Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая веселые истории.

Логопедические игры для дошкольников

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры ( сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед, неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Скороговорки-языколомки» Деловая игра для педагогов «Скороговорки-языколомки» У каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве).

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Конспект музыкального занятия по разучиванию скороговорки Конспект музыкального занятияЦель: Формирование чёткой правильной речи у обучающихся. Задачи: Образовательная: Дать знание правильному произношению.

Логопедические игрыЛогопедические игры ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ Игра «Весёлая рыбалка». Цель: учить детей дифференцировать звуки по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости, по.

Методическая разработка «Весёлые скороговорки для смышленого Егорки» Научиться говорить - значит, научится мыслить. Развитие устной речи имеет в жизни человека большое значение. Это не только успешная учеба.

Планирование работы на неделю для детей старшей группы «Потешки, скороговорки как средство развития речи детей» Понедельник: «Художественная литература» Цель: познакомить детей с фольклорным жанром «потешка». Чтение книги «Русский фольклор», разбор.

Работа над разучиванием скороговорки «Наша Маша ела кашу…»Работа над разучиванием скороговорки «Наша Маша ела кашу…» Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно.

Речевой материал на звук [б] (загадки, скороговорки, чистоговорки) Загадки на звук «Б» У маленькой Катюшки Уселся на макушке. Не мотылек, не птичка – Держит две косички. (бант) Не заботясь о погоде, В сарафане.

Скороговорки для детей Скороговорки В огороде рос горох, А за речкой – гречка. Старый наш козёл Енох В огороде рвал горох, Гречку рвал за речкой.

Скороговорки и чистоговорки для индивидуальной работы с детьми по развитию речи Села мышка в уголок Съела бублика кусок. Цыплята и курица Пьют чай на улице. Па – па – па прямо в лес ведёт тропа. Пу – пу – пу изучали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические стихи и скороговорки
Опубликовано: 16 мая 2018 в 18:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД